Зил брежнева. Заядлый автомобилист леонид ильич брежнев. «Жемчужины» в автопарке

Подписаться
Вступай в сообщество «lenruo.ru»!
ВКонтакте:

1328

Приказ советским командирам 22 июня 1941 года: «На провокацию не поддаваться, по немецким самолетам не стрелять»

Судя по документам, 22 июня 1941 года гитлеровские войска почти беспрепятственно вошли в Советский союз…

Минобороны опубликовало уникальные документы о первых сражениях Красной Армии в Великой Отечественной войне.

Сегодня, 22 июня, в День памяти и скорби на сайте минобороны РФ опубликованы уникальные исторические документы, рассказывающие о первых сражениях Великой Отечественной войны. Департаментом информации и массовых коммуникаций ведомства совместно с Центральным архивом минобороны была проведена масштабная работа по изысканию и оцифровке ранее не публиковавшихся первоисточников периода конца июня – начала июля 1941 года.

Несомненный интерес вызовет впервые опубликованная копия Директивы Народного Комиссара Обороны СССР № 1 от 22 июня 1941 года, подписанная Жуковым и Тимошенко и переданная в ночь на 22 июня командующим 3-й, 4-й и 10-й армий. Также в проекте впервые представлена трофейная карта начального этапа «Плана Барбаросса», где, кроме подробного размещения у границ СССР группировок немецко-фашистских войск, обозначены планируемые направления основных ударов войск вермахта в первые дни войны. Особое внимание заслуживает рассекреченный Боевой приказ Народного Комиссара Обороны №2 от 22 июня 1941 года, собственноручно составленным начальником Генштаба РККА Жуковым спустя три часа после начала войны – в 7:15 утра. Примечательно, что приказ предписывает войскам Красной Армии «всеми силами и средствами обрушиться на вражеские силы и уничтожить их в районах, где они нарушили советскую границу», а бомбардировочной и штурмовой авиации уничтожать вражеские самолеты на аэродромах базирования и группировки наземных войск «на глубину германской территории до 100-150 километров». При этом было указано, что «на территорию Финляндии и Румынии до особых указаний налетов не делать». На обороте последнего листа этого документа стоит приписка Г.Жукова: «Т[ов]. Ватутину. Румынию бомбить».

За рукописными строками этого уникального документа – по сути, первого боевого распоряжения Наркомата Обороны – читается колоссальное напряжение и трагизм первых часов разразившейся войны. Согласно документам, условия, в которых наши войска вступили в войну, все участники первых боев описывают одним словом «неожиданно», а советское руководство до последнего оттягивало открытое сопротивление захватчикам. Так, несмотря на случаи обстрела немецкими самолетами советских военнослужащих и боев с пограничниками, из штаба 5-й армии поступило указание: «На провокацию не поддаваться, по самолетам не стрелять … Немцы кое-где начали вести бой с нашими погранзаставами. Это очередная провокация. На провокацию не идти. Войска поднять по тревоге, но патронов на руки не давать».

Опубликованные документы Минобороны – это плод работы группы специалистов под руководством генерал-полковника А.П.Покровского, которая в 1952 году приступила к разработке описания Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Судя по всему, проект был одобрен Сталиным. Для более полного и объективного изложения событий были сформулированы вопросы, относящиеся к периоду развертывания войск Прибалтийского, Киевского и Белорусского особых военных округов по «Плану обороны государственной границы 1941 года».

Было выделено пять основных вопросов:

  1. Был ли доведен до войск план обороны государственной границы. Если да, то когда и что было сделано командованием и войсками по обеспечению выполнения этого плана.
  2. С какого времени и на основании какого распоряжения, войска прикрытия начали выход на государственную границу, и какое количество из них было развернуто для обороны границы до начала военных действий.
  3. Когда было получено распоряжение о приведении войск в боевую готовность в связи с ожидающимся нападением фашистской Германии утром 22 июня. Какие и когда были отданы войскам указания во исполнение этого распоряжения и что было сделано.
  4. Почему большая часть артиллерии корпусов и дивизий находилась в учебных лагерях.
  5. Насколько штаб части был подготовлен к управлению войсками, и в какой степени это отразилось на ходе ведения операций первых дней войны.

Задания были разосланы командующим округами, армиями, командирам корпусов, дивизий, осуществлявшим управление в первые дни войны. Поступившие материалы за авторством известных советских военачальников были тщательно изучены и проанализированы. Выводы были достаточно шокирующими: «Советское правительство и высшее командование реально оценивая обстановку периода 1940-1941 годов, чувствовали неполную готовность страны и армии к отражению нападения со стороны фашистской Германии – противника сильного и хорошо вооруженного за счет ограбления стран Западной Европы, с двухлетним опытом ведения боевых действий. Исходя из объективной реальности того времени, приказом привести войска в полную боевую готовность руководство страны не хотело дать повод Гитлеру для развязывания войны в крайне не выгодных для нас условиях, надеялось оттянуть войну». Поэтому для армии и командующих войсками нападение гитлеровцев стало «полной неожиданностью», несмотря, на то, что советская разведка была хорошо осведомлена о планах Вермахта.


Из доклада генерал-лейтенант Кузьмы Деревянко, который в 1941 году являлся заместителем начальника разведывательного отдела штаба Прибалтийского особого военного округа (Северо-Западного фронта):

«Группировка немецко-фашистских войск накануне войны в Мемельской области, в Восточной Пруссии и в Сувалкской области в последние дни перед войной была известна штабу округа достаточно полно и в значительной ее части и подробно. Вскрытая группировка немецко-фашистских войск накануне военных действий расценивалась разведотделом [штаба округа] как наступательная группировка с значительным насыщением танками и моторизованными частями. Командование и штаб округа располагали достоверными данными об усиленной и непосредственной подготовке фашистской Германии к войне против Советского Союза за 2-3 месяца до начала военных действий. Начиная со второй недели войны, большое внимание уделялось организации отрядов, направляемых в тыл противника с целью разведки и диверсий, а также организации разведывательных радиофицированных групп в тылу противника и радиофицированных точек на территории, занимаемой нашими войсками, на случай вынужденного их отхода». «В последующие месяцы информация, получаемая от наших групп и отрядов, работающих в тылу противника, все время улучшалась и представляла большую ценность. Докладывалось о наблюдаемом лично сосредоточении немецко-фашистских войск в приграничных районах, начиная с конца февраля месяца, о проводимых немецкими офицерами рекогносцировках вдоль границы, подготовке немцами артиллерийских позиций, усилении строительства долговременных оборонительных сооружений в приграничной полосе, а также газо и бомбоубежищ в городах Восточной Пруссии».

Но если для разведки подготовка немцев к наступлению немцев было очевидным фактом, то для командующих войсками 22 июня стало полной неожиданностью.

Из доклада генерал-лейтенанта Петра Собенников, который в 1941 году командовал войсками 8-й Армии Прибалтийского особого военного округа (Северо-Западного фронта):

«Насколько неожиданно для подходивших войск началась война можно судить, например, по тому, что личный состав тяжелого артиллерийского полка, двигавшийся по железной дороге на
рассвете 22 июня, прибыв на ст. Шауляй и увидев бомбежку наших аэродромов, считал, что «начались маневры». «А в это время уже почти вся авиация Прибалтийского военного округа была сожжена на аэродромах. Например, из смешанной авиадивизии, долженствовавшей поддерживать 8 Армию, к 15 часам 22 июня осталось 5 или 6 самолетов СБ.»

«…около 10-11 часов 18 июня я получил приказание вывести части дивизий на свои участки обороны к утру 19 июня, причем генерал-полковник Кузнецов [Командующий войсками ПриОВО]
приказал мне ехать на правый фланг, а сам лично выехал в Таураге, взяв на себя обязанность привести в боевую готовность 10 стрелковый корпус генерал-майора Шумилова. Начальника штаба армии я отправил в н.п. Келгава с приказанием выводить штаб Армии на командный пункт».

«В течение 19-го июня были развернуты 3 стрелковые дивизии (10-я, 90-я и 125-я). Части этих дивизий располагались в подготовленных траншеях и ДЗОТах. Долговременные сооружения готовы не были. Даже в ночь на 22 июня я лично получил приказание от начальника штаба фронта Кленова в весьма категорической форме - к рассвету 22 июня отвести войска от границы, вывести их из окопов, что я категорически отказался сделать и войска оставались на позициях».

Из рапорта генерал-майор Николая Иванова, который в 1941 году был начальником штаба 6-й Армии Киевского особого военного округа (Юго-Западного фронта):

«Несмотря на безусловные признаки крупного сосредоточения немецких войск, командующий войсками Киевского особого военного округа запретил выдвигать части прикрытия, приводить войска в боевую готовность, а тем более усиливать их даже после начала обстрела госграницы и налетов авиации ночью с 21 на 22 июня 1941 г. Только днем 22 июня это было разрешено, когда немцы уже перешли госграницу и действовали на нашей территории».

Из доклада генерал-майора Павла Абрамидзе, который в 1941 году являлся начальником оперативного отдела штаба Киевского особого военного округа (Юго-Западного фронта):

« До вероломного нападения … я и командиры частей моего соединения не знали содержание мобилизационного плана, так называемого – МП-41 года. После его вскрытия, в первый час войны, все убедились, что оборонительная работа, командно-штабные учения с выходом в поле, исходили строго из мобилизационного плана 41 года, разработанного штабом Киевского особого военного округа и утвержденного Генеральным Штабом».

Как показал генерал-майор Борис Фомин, начальник оперативного отдела штаба 12-й Армии Белорусского особого военного округа (Западного фронта), «выписки из планов обороны государственной границы (…) хранились в штабах корпусов и дивизий в запечатанных «красных» пакетах. Распоряжение о вскрытии красных пакетов из штаба округа последовало в исходе 21 июня. Удар авиации противника (3.50 22 июня) застал войска в момент выдвижения их для занятия обороны. По утвержденному плану обороны госграницы 1941 года, в связи со сосредоточением крупных германских сил к госгранице, было предусмотрено увеличение количество войск, включаемых в план». «Оборона границы до начала боевых действий дивизиями не занималась. Радиостанции в управлениях армий бомбежкой были разбиты.

Управление приходилось осуществлять офицерами связи, связь поддерживалась самолетами У-2, СБ, бронемашинами и легковыми машинами». «Для доставки шифрованного приказа мною в каждую армию было отправлено по одному самолету У-2 с приказанием сесть около КП и вручить приказ; по одному самолету СБ в каждую армию с приказанием сбросить около КП парашютиста с шифрованным приказом для вручения; и по одной бронемашине с офицером для вручения этого же шифрованного приказа. Результаты: все У-2 сбиты, все бронемашины сожжены, и только на КП 10-й армии с СБ были сброшены 2 парашютиста с приказами. Для выяснения линии фронта приходилось пользоваться истребителями».

Генерал-майор Михаил Зашибалов, командующий в 1941 году 86-й стрелковой дивизией 5-го стрелкового корпуса 10-й Армии Белорусского особого военного округа (Западного фронта) сообщил, что он «в час ночи 22 июня 1941 года командиром корпуса был вызван к телефону и получил нижеследующие указания - штаб дивизии, штабы полков поднять по тревоге и собрать их по месту расположения. Стрелковые полки по боевой тревоге не поднимать, для чего ждать его приказа. В 2.00 начальник штаба дивизии доложил сведения, полученные от Начальника Нурской пограничной заставы, что немецко-фашистские войска подходят к реке Западный Буг и подвозят переправочные средства. После доклада начальника штаба дивизии в 2 часа 10 минут 22 июня 1941 года приказал подать сигнал «Буря» и поднять стрелковые полки по тревоге и выступить форсированным маршем для занятия участков и районов обороны. В 2.40 22 июня получил приказ вскрыть пакет командира корпуса, хранящийся в моем сейфе, из которого мне стало известно — поднять дивизию по боевой тревоге и действовать согласно принятому мной решению и приказу по дивизии, что мною было сделано по своей инициативе на час раньше».

В свою очередь в 1952 году маршал Советского Союза Иван Баграмян (22 июня 1941 года - начальник оперативного отдела штаба Киевского особого военного округа (Юго-Западного фронта) в своем докладе отметил, что «войска, непосредственно осуществлявшие прикрытие государственной границы, имели подробно разработанные планы и документацию до полка включительно. Вдоль всей границы для них были подготовлены полевые позиции. Эти войска представляли из себя первый оперативный эшелон, и дислоцировались непосредственно у границ. Они начали развертывание под прикрытием укрепленных районов с началом военных действий. Заблаговременный их выход на подготовленные позиции Генеральным Штабом был запрещен, чтобы не дать повода для провоцирования войны со стороны фашистской Германии».

В 1952 году специалисты группы генерал-полковника А.П.Покровского получили на запрашиваемые вопросы разноречивые сведения. Так на самый первый и важный вопрос — был ли доведен до войск план обороны государственной границы, одни командиры сообщили, что план был доведен до них заблаговременно, и, у них была возможность разработать свои планы с построением боевых порядков и определением боевых участков. Другие ответили, что с планом ознакомлены не были, а получили его в запечатанных пакетах непосредственно в первые дни войны. Так в одном из докладов, которые получили исследователи, было сказано: «Части 99-й стрелковой дивизии 26-й армии Киевского особого военного округа располагались на государственной границе, находясь в постоянной боевой готовности, и в очень короткие сроки могли занять свои участки бороны, но противоречивые распоряжения, поступавшие от высшего командования, не позволили нашим артиллеристам открыть огонь по противнику до 10.00 часов утра 22 июня. И только в 4.00 утра 23 июня, после 30-минутной артподготовки наши войска выбили противника из занятого им г. Перемышль и освободили город, где находилось много советских граждан, в том числе семьи офицерского состава». Были и такие признания командующих войсками: «Части дивизий 5-й армии Киевского особого военного округа вступили в бой с немцами в крайне тяжелых условиях, так как боевые действия начались внезапно и явились неожиданностью, при этом одна треть войск находилась на оборонительных работах, а корпусная артиллерия была на армейском лагерном сборе». «В Прибалтийском особом военном округе немцы начали войну в 4.00 часа утра 22 июня артиллерийской подготовкой и стрельбой прямой наводкой по ДЗОТам, погранзаставами, населенным пунктам, создав много очагов пожаров, после чего перешли в наступление. Главные усилия противник сосредоточил в направлениях Паланга-Либава, по берегу Балтийского моря обходили г. Кретинга, вдоль Клайпедского шоссе.

Части 10-й стрелковой дивизии отражали огнем атаки немцев и неоднократно переходили в контратаки, вели упорные оборонительные бои на всю глубину предполья до р. Миния, Плунги, Ретовас. Ввиду сложившейся обстановки, к исходу 22 июня командиром дивизии был получен приказ от командира 10-го стрелкового корпуса – отходить». Тот факт, что советское руководство до последнего пыталось оттянуть боевые действия с врагом, тем самым надеясь избежать войны, говорит документ со следующим содержанием: «И даже, несмотря на случаи обстрела немецкими самолетами советских военнослужащих и боев с пограничниками, из штаба 5-й армии поступило указание: «На провокацию не поддаваться, по самолетам не стрелять … Немцы кое-где начали вести бой с нашими погранзаставами. Это очередная провокация. На провокацию не идти. Войска поднять по тревоге, но патронов на руки не дават».


Согласно раскрытым документам, на рассвете 22 июня уже почти вся авиация ПриОВО была сожжена на аэродромах. Из смешанной авиадивизии, приданной 8-й армии округа, к 15 часам 22 июня осталось 5 или 6 самолетов СБ. Что касается участия артиллерии в первые дни войны, то в большинстве своем она находилась на окружных и армейских сборах согласно распоряжениям штабов округов. Как только начались активные столкновения с противником артиллерийские части своим ходом прибыли в районы боевых действий и заняли нужные позиции. Подразделения, которые оставались в местах дислокаций своих частей приняли непосредственное участие в поддержке наших войск до тех пор, пока было горючее для тракторов. Когда топливо закончилось, артиллеристы были вынуждены взорвать орудия и технику. Условия, в которых наши войска вступили в войну, все участники первых боев описывают одним словом «неожиданно». Ситуация была одинаковой во всех трех округах. Но уже к 26 июню, оправившись от внезапного удара, штабы взяли на себя руководство боевыми действиями. Трудности управления войсками проявлялись практически во всем: неукомплектованность некоторых штабов, отсутствие необходимого количества средств связи (радио и транспорта), охраны штаба, автотранспорта для перемещений, нарушенная проволочная связь. Управление тылом было затруднено из-за оставшейся с мирного времени системы снабжения – «округ-полк». По этим и многим другим причинам, в первые дни войны германская армия нанесла серьезный урон советской системе обороны: были уничтожены войсковые штабы, парализована деятельность служб связи, захвачены стратегически важные объекты. Германская армия быстрыми темпами наступала вглубь СССР, и к 10 июля группа армий «Центр» (командующий фон Бок), захватив Белоруссию, подошла к Смоленску, группа армий «Юг» (командующий фон Рундштедт) захватила Правобережную Украину, группа армий «Север» (командующий фон Лееб) оккупировала часть Прибалтики. Потери Красной армии (с учетом попавших в окружение) составили более двух миллионов человек. Сложившееся положение было для СССР катастрофическим. Но советские мобилизационные ресурсы были очень велики, и уже к началу июля в Красную армию были призваны 5 миллионов человек, что позволило закрыть бреши, образовавшиеся на фронте. А спустя 4 года советские солдаты подняли красный флаг над Рейхстагом.

Положение к 22 июня 1941 года

К 22 июня 1941 года у границ СССР было сосредоточено и развёрнуто три группы армий (всего 181 дивизия, в том числе 19 танковых и 14 моторизованных, и 18 бригад), поддерживаемых тремя воздушными флотами. В полосе от Чёрного моря до Припятских болот - группа армий «Юг» (44 немецкие, 13 румынских дивизий, 9 румынских и 4 венгерские бригады); в полосе от Припятских болот до Гольдапа - группа армий «Центр» (50 немецких дивизий и 2 немецкие бригады); в полосе от Гольдапа до Мемеля - группа армий «Север» (29 немецких дивизий). Перед ними была поставлена задача наступать в общем направлении соответственно на Киев, Москву и Ленинград. На территории Финляндии было сосредоточено 2 финских армии, на территории Северной Норвегии - отдельная немецкая армия «Норвегия» (всего 5 немецких и 16 финских дивизий, 3 финских бригады) с задачей выйти к Ленинграду и Мурманску. Всего для нападения на СССР было сосредоточено свыше 5,5 млн. человек, 3712 танков, 47 260 полевых орудий и миномётов, 4950 боевых самолётов.

На 22 июня 1941 части Красной Армии (без пограничных войск), развёрнутые против Германии и её союзников, состояли из 186 дивизий, 19 бригад; кроме того, в западных округах имелось 7 дивизий, 2 бригады и 11 отдельных полков НКВД (без 21-й, 22-й и 23-й мотострелковых дивизий НКВД, формирование которых началось перед войной). Эти силы насчитывали 3 289 851 человек, 59 787 орудий и миномётов, 15 687 танков (в том числе 11-13 тыс. исправных), 10 743 боевых самолётов; в составе Северного, Балтийского и Черноморского флотов состояло 182 корабля С. 477.

М. Мельтюхов в своей 600-страничной монографии «Упущенный шанс Сталина. Советский Союз и борьба за Европу: 1939-1941» в таблице приводит следующее соотношение сил на восточном фронте на утро 22 июня 1941 года:

Красная армия

Противник

Соотношение

Личный состав

Орудия и миномёты

Танки и штурмовые орудия

Самолёты

На 1 июня 1941 года в составе Красной Армии было 1 392 танка новых типов - Т-34 и КВ. Ещё 305 танков было произведено в июне 1941 года. Таким образом, количество тяжёлых и средних танков, по ударной мощи не имевших аналогов у Вермахта, на 22 июня 1941 года в Красной Армии составляло не менее 1 392 единиц.

Самарский историк Марк Солонин приводит несколько отличные данные по количеству танков в составе обоих армий, но при этом соотношение 3,8:1 в пользу Красной Армии сохраняется:

Также Солонин приводит количество танков новых типов (КВ. и Т-34) на 22 июня 1941, которое составляло 1 528 единиц. Эта цифра соответствует данным, которые привёл в своём исследовании Мельтюхов. По фронтам количество танков в РККА было следующим:

Северо-Западный фронт

Западный фронт

Юго-Западный и Южный фронты

Всего

Танки и штурмовые орудия

По состоянию на 22 июня 1941 года из 5807 долговременных оборонительных сооружений, возводимых СССР вдоль западных границ в составе 13-ти укрепрайонов "Линии Молотова", было завершено строительство лишь 880. "Линия Сталина", прикрывающая рубеж старой границы, имела в своем составе 3817 долговременных оборонительных сооружений, из них 538 недостроенных, была законсервирована и частично разоружена. Укрепления на новой границе и по качеству, и по количеству долговременных оборонительных сооружений сравнимы с лучшими оборонительными полосами Второй мировой. Существенной роли они не сыграли, поскольку строительство не было завершено и советские линии не были обеспечены полевым заполнением.

С учётом того, что нападение произошло в воскресение, в государственных организациях был выходной день, воинские склады с оружием, боеприпасами и снаряжением были закрыты и опечатаны, а сотрудники и многие офицеры были в увольнениях или в летних отпусках. Из-за неразберихи с приказами и потери связи и управления целые армии оказывались в окружении и без всякой поддержки центрального командования погибали или сдавались в плен. Значительное количество советских танков, часто превосходящих по мощи немецкие, и другое оружие, попали в руки немцев и в дальнейшем использовались ими против советских же войск.

По мнению историка А. Исаева, основной проблемой было отставание темпов мобилизации и развёртывания войск СССР. Красная Армия была разорвана на три эшелона, которые не могли ничем помочь друг другу и перед каждым из которых Вермахт имел численное преимущество. Этим Исаев и объясняет катастрофу лета 1941 года.

Другие историки отмечают, что осенью 1941 г. и в 1942 г. действия советских войск были не менее неудачными, чем летом 1941 г., при том что проблема эшелонов уже не стояла. В связи с этим выдвигается мнение, что дело не столько в эшелонах, сколько в разном тактическом и оперативном уровне советских и германских армий.

Нацистские планы политики после победы над СССР

Начальник штаба оперативного руководства ОКВ после соответствующей правки возвратил представленный ему 18 декабря 1940 г. отделом «Оборона страны» проект документа «Указания относительно специальных проблем директивы № 21 (вариант плана "Барбаросса")», сделав приписку о том, что данный проект может быть доложен фюреру после доработки в соответствии с нижеследующим его положением:

«Предстоящая война явится не только вооруженной борьбой, но и одновременно борьбой двух мировоззрений. Чтобы выиграть эту войну в условиях, когда противник располагает огромной территорией, недостаточно разбить его вооруженные силы, эту территорию следует разделить на несколько государств, возглавляемых своими собственными правительствами, с которыми мы могли бы заключить мирные договоры.

Создание подобных правительств требует большого политического мастерства и разработки хорошо продуманных общих принципов.

Всякая революция крупного масштаба вызывает к жизни такие явления, которые нельзя просто отбросить в сторону. Социалистические идеи в нынешней России уже невозможно искоренить. Эти идеи могут послужить внутриполитической основой при создании новых государств и правительств. Еврейско-большевистская интеллигенция, представляющая собой угнетателя народа, должна быть удалена со сцены. Бывшая буржуазно-аристократическая интеллигенция, если она еще и есть, в первую очередь среди эмигрантов, также не должна допускаться к власти. Она не воспримется русским народом и, кроме того, она враждебна по отношению к немецкой нации. Это особенно заметно в бывших Прибалтийских государствах. Кроме того, мы ни в коем случае не должны допустить замены большевистского государства националистической Россией, которая в конечном счете (о чем свидетельствует история) будет вновь противостоять Германии.

Наша задача и заключается в том, чтобы как можно быстрее с наименьшей затратой военных усилий создать эти зависимые от нас социалистические государства.

Эта задача настолько трудна, что одна армия решить ее не в состоянии».

Запись от 3 марта 1941 г. в дневнике Штаба оперативного руководства Главного командования Вермахта (ОКВ).

30.3.1941 г. ... 11.00. Большое совещание у фюрера. Почти 2,5-часовая речь...

Борьба двух идеологий... Огромная опасность коммунизма для будущего. Мы должны исходить из принципа солдатского товарищества. Коммунист никогда не был и никогда не станет нашим товарищем. Речь идет о борьбе на уничтожение. Если мы не будем так смотреть, то, хотя мы и разобьем врага, через 30 лет снова возникнет коммунистическая опасность. Мы ведем войну не для того, чтобы законсервировать своего противника.

Будущая политическая карта России: Северная Россия принадлежит Финляндии, протектораты в Прибалтике, Украина, Белоруссия.

Борьба против России: уничтожение большевистских комиссаров и коммунистической интеллигенции. Новые государства должны быть социалистскими, но без собственной интеллигенции. Не следует допускать, чтобы образовалась новая интеллигенция. Здесь достаточно будет лишь примитивной социалисткой интеллигенции. Следует вести борьбу против яда деморализации. Это далеко не военно-судебный вопрос. Командиры частей и подразделений обязаны знать цели войны. Они должны руководить в борьбе..., прочно держать войска в своих руках. Командир должен отдавать свои приказы, учитывая настроение войск.

Война будет резко отличаться от войны на Западе. На Востоке жестокость является благом на будущее. Командиры должны пойти на жертвы и преодолеть свои колебания...

Дневник начальника генерального штаба сухопутных сил Ф. Гальдера

Балтийский регион

На основе указаний рейхсфюрера СС политика развития территорий к востоку от Германии включала в себя в первую очередь освоение и германизацию следующих регионов:

1) Ингерманландия (Ленинградская область),
2) Мемель-Нарвская область (район Белосток и Западная Литва).

Эти области предполагалось целенаправленно заселять путём возвращения исконных немцев («фольксдойче»). Планировалось создать в этих трёх областях как пограничных районах поселений специальные правовые условия, так как они выполняли особую задачу в качестве форпоста немецкого народа на востоке.

Чтобы теснее связать эти пограничные районы поселений с рейхом и обеспечить транспортную связь между ними, предлагалось построить вдоль главных железнодорожных линий и автомобильных дорог 36 опорных поселенческих пунктов (из них 14 в генерал-губернаторстве). Эти пункты примыкали к имеющимся благоприятно расположенным центральным пунктам и прикрывались опорными пунктами СС и полиции. Расстояние между опорными пунктами составляло около 100 км. Управление опорными пунктами Ингерманландии предусматривается с учётом особого значения балтийского пространства для немецких лиц по двум линиям.

Причерноморье

Планируемая Гитлером немецкая колонизация Причерноморья «восстанавливала» государство готов в Крыму, для чего предполагалось переименовать Симферополь в Готенбург («Город готов»), а Севастополь - в Теодериксхафен («Порт Теодориха»). Теодорих был королём готов, но других - на Балканах и в Италии. В Крыму он никогда не был. Но нацистское руководство это не смущало, так как имя Готенхафен («Порт готов») было уже занято польской Гдыней.

Кавказ

Кавказ - предполагаемая автономная область (рейхскомиссариат) в составе Третьего Рейха. Столица - Тбилиси. Территория охватывала бы весь советский Кавказ от Турции и Ирана до рек Дон и Волга. В составе рейхскомиссариата планировалось создать национальные образования. Основой экономики этого края были бы добыча нефти и сельское хозяйство.

Силы, воевавшие на стороне Германии

Синий цвет - Германия, союзники, протектораты. Красный - Англия. Зелёный - СССР

Вермахт и войска СС пополняли свыше 1,8 миллиона из числа граждан других государств и национальностей. Из них в годы войны было сформировано 59 дивизий, 23 бригады, несколько отдельных полков, легионов и батальонов. Многие из них носили наименования по государственной и национальной принадлежности: «Валония», «Галичина», «Богемия и Моравия», «Викинг», «Денемарк», «Гембез», «Лангемарк», «Нордланд», «Нидерланды», «Фландрия», «Шарлемань» и другие.

Также в состав вооружённых сил и войск СС входили армии союзников Германии - Австрии, Италии, Венгрии, Румынии, Финляндии, Словакии, Хорватии. Армия Болгарии привлекалась к оккупации Греции и Югославии, но болгарские сухопутные части не воевали на Восточном фронте.

На стороне нацистской Германии выступали, хотя в вермахт не входили:

Русская освободительная армия генерала Власова (РОА),

15-й казачий корпус генерала фон Панвица,

Нацисты объявили казаков потомками остготов. Тем не менее, значительное количество казаков принимало участие в войне и на стороне Красной армии, в которой по приказу Сталина были созданы казацкие формирования.

Русский Корпус генерала Штейфона,

Украинская повстанческая армия (бандеровцы)

ряд отдельных частей, сформированных из граждан СССР.

Территории военных действий СССР

УССР, БССР, МССР, Эстонская ССР, Казахская ССР (авианалёт на г. Гурьев), Карело-Финская ССР, Латвийская ССР, Литовская ССР, Ленинградская, Мурманская, Псковская, Новгородская, Вологодская, Калининская, Ярославская (авианалёты), Московская, Тульская, Калужская, Смоленская, Орловская, Брянская, Курская, Белгородская, Липецкая, Воронежская, Ростовская, Сталинградская области, Краснодарский, Ставропольский края, Кабардино-Балкарская, Крымская, Осетинская, Чечено-Ингушская республики, Астраханская (авианалёты), Архангельская (авианалёты), Саратовская (авианалёты) области, Красноярский край (боевые действия на море), Пензенская область (авианалёты).18 июня 1941 года некоторые соединения приграничных военных округов СССР были приведены в боевую готовность.

По утверждению Г. К. Жукова, с поступлением непосредственных данных из разных источников о предстоящем нападении на СССР нарком обороны С. К. Тимошенко и начальник Генерального штаба Г. К. Жуков вечером 21 июня 1941 года предложили Сталину направить в округа директиву о приведении войск в полную боевую готовность. Последовал ответ: «Преждевременно», а до начала войны оставалось не более 5 часов. Однако другие источники эту информацию не подтверждают.

Военно-политическое руководство государства лишь в 23.30 21 июня приняло решение, направленное на частичное приведение пяти приграничных военных округов в боевую готовность. В директиве предписывалось проведение только части мероприятий по приведению в полную боевую готовность, которые определялись оперативными и мобилизационными планами. Директива, по существу, не давала разрешения на ввод в действие плана прикрытия в полном объёме, так как в ней предписывалось «не поддаваться ни на какие провокационные действия, могущие вызвать крупные осложнения». Эти ограничения вызывали недоумение, последовали запросы в Москву, в то время как до начала войны оставались уже считанные минуты.

Просчёт во времени усугубил имевшиеся недостатки в боеготовности армии и тем самым резко увеличил объективно существовавшие преимущества агрессора. Времени, которым располагали войска для приведения в полную боевую готовность, оказалось явно недостаточно. На оповещение войск для приведения их в боевую готовность вместо 25 - 30 мин ушло в среднем 2 ч 30 мин. Дело в том, что вместо сигнала «Приступить к выполнению плана прикрытия 1941 г.» объединения и соединения получили зашифрованную директиву с ограничениями по вводу плана прикрытия.

В этих условиях даже соединения и части первого эшелона армий прикрытия, имевшие постоянную боевую готовность в пределах 6-9 ч (2-3 ч - на подъём по тревоге и сбор, 4-6 ч - на выдвижение и организацию обороны), не получили этого времени. Вместо указанного срока они располагали не более чем 30 мин, а некоторые соединения вообще не были оповещены. Задержка, а в ряде случаев и срыв передачи команды были обусловлены и тем, что противнику удалось в значительной степени нарушить проводную связь с войсками в приграничных районах. В результате штабы округов и армий не имели возможности быстро передать свои распоряжения.
Тот же Жуков заявляет о том что командования западных (Западный особый, Киевский особый, Прибалтийский особый и Одесский) приграничных военных округов в это время выдвигались на полевые командные пункты, в которые должны были прибыть как раз 22 июня.

Летне-осенняя кампания 1941

Операция Барбаросса .

Карта плана "Барбаросса"

Ранним утром 22 июня 1941 года после артиллерийской и авиационной подготовки немецкие войска перешли границу СССР. Уже после этого, в 5:30 утра посол Германии в СССР Шуленбург явился к Народному комиссару иностранных дел СССР Молотову и сделал заявление, содержание которого сводилось к тому, что советское правительство проводило подрывную политику в Германии и в оккупированных ею странах, проводило внешнюю политику, направленную против Германии, и «сосредоточило на германской границе все свои войска в полной боевой готовности». Заявление заканчивалось следующими словами: «Фюрер поэтому приказал германским вооружённым силам противостоять этой угрозе всеми имеющимися в их распоряжении средствами».

В тот же день войну СССР объявили Италия (итальянские войска начали боевые действия 20 июля 1941) и Румыния. 23 июня - Словакия, а 27 июня - Венгрия.

Осуществление плана «Барбаросса» началось в северной Балтике вечером 21 июня, когда немецкие минные заградители, базировавшиеся в финских портах, выставили два больших минных поля в Финском заливе. Эти минные поля, в конечном счете, смогли запереть советский Балтийский флот в восточной части Финского залива. Позже тем же вечером немецкие бомбардировщики, пролетев вдоль Финского залива, заминировали гавань Ленинграда и Неву. На обратном пути самолеты дозаправились на одном из финских аэродромов.

Утром 22 июня финская армия была введена на Аландские острова. Персонал советского консульства на Аландах (31 человек) был арестован, что являлось грубейшим нарушением статуса диппредставительства. Предпринятая советскими бомбардировщиками атака на финские суда оказалась безуспешной.

Утром 22 июня немецкие войска, расквартированные в Норвегии, начали выдвижение к советско-финской границе в районе Петсамо. Финляндия не позволила немцам нанести непосредственный удар со своей территории, и немецкие части в Петсамо и Салла были вынуждены воздержаться от перехода границы. Происходили эпизодические перестрелки между советскими и финскими пограничниками, но в целом на советско-финской границе сохранялась спокойная обстановка.

Однако, начиная с 22 июня, бомбардировщики немецкого Люфтваффе начали использовать финские аэродромы как дозаправочную базу перед возвращением в Германию. В этот же день с двух гидросамолётов недалеко от шлюзов Беломорско-Балтийского канала было высажено 16 финских диверсантов, одетых в немецкую форму. Диверсанты должны были взорвать шлюзы, однако из-за усиленной охраны сделать это им не удалось.

В этот же день три финские подводные лодки поставили мины у эстонского побережья, причём их командиры имели приказы атаковать советские корабли в случае встречи.

23 июня Молотов вызвал к себе финского посла. Молотов потребовал от Финляндии чёткого определения ее позиции - выступает ли она на стороне Германии либо придерживается нейтралитета? Хочет ли Финляндия иметь в числе своих врагов Советский Союз с двухсотмиллионным населением, а возможно, также и Англию? Молотов обвинил Финляндию в бомбардировках Ханко и в полётах над Ленинградом. Финский посол не пожелал объяснить действия Финляндии.

24 июня главком Сухопутных войск Германии направил указание представителю немецкого командования при ставке финской армии, в котором говорилось, что Финляндия должна подготовиться к началу операции восточнее Ладожского озера.

Ранним утром 25 июня советское командование приняло решение нанести массированный авиаудар по 18 аэродромам Финляндии с использованием около 460 самолетов. На 25 июня была назначена сессия финского парламента, на которой, согласно мемуарам Маннергейма, премьер-министр Рангель должен был сделать заявление о нейтралитете Финляндии в советско-германском конфликте, но советские бомбардировки заставили его заявить, что Финляндия вновь находится в состоянии войны с СССР.

Учебно-методический комплекс

25 декабря 2009 г. Деревяшкина Н.М. Учебно -методический комплекс по дисциплине «Информационные технологии... . Управление историями . Информационная система... пищевой промышленности (пивзаводы Омский , Клинский и т.д.), в... систем на отечественных предприятиях. ...

  • Учебно-методический комплекс

    Имени В.Г. Белинского УЧЕБНО -МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ История 2009 гг.: учеб. / А. ... Омск отечественных ...

  • Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии» направление 050400 62 социально-экономическое образование

    Учебно-методический комплекс

    Имени В.Г. Белинского УЧЕБНО -МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ РОССИИ» НАПРАВЛЕНИЕ... Милова. – М., 2006. История России в новейшее время. 1985–2009 гг.: учеб. / А. ... Омск , 1989. 129. Репин Н.Н. Торговля с европейскими странами на отечественных ...

  • Учебно-методический комплекс по дисциплине (240)

    Учебно-методический комплекс

    ... истории Казахстана Учебно -методический комплекс по дисциплине «Теоретическое источниковедение» специальность 050114 «История» ... методическим бюро факультета истории и искусства 15 сентября 2009 ... Омске , Тобольске 2. Оренбурге, Омске ... по отечественной истории ...


  • Если б я был султан... Сто жён? Чур меня, чур! Сегодняшние султаны и с одной разводятся - времена такие. Но, вот автомобили - другое дело! И сто, и двести. Самых-самых! И как я понимаю Леонида Ильича)) Его любовь к хорошим машинам началась ещё в далёком 38 году, когда первому секретарю Днепропетровского обкома Брежневу был "выделен" Buick-90 Limited.

    Тогда вообще любили американские машины - как известно, Сталин ездил на Паккарде.
    Но, и Бьюик был совсем не плох...


    Так или иначе, но с этого момента Леонид Ильич уже не мог равнодушно смотреть на хорошие автомобили.
    Следующей иномаркой Брежнева стал легендарный Chevrolet Bel Air, автомобиль массовый, не преумный, однако, необычайно популярный в середине 50-х в далёкой Америке.
    Весной 1955 года глава СССР Никита Сергеевич Хрущев, пребывая с визитом в Вене, распорядился купить несколько хороших автомобилей - в качестве подарков для особо отличившихся перед партией и правительством. Поэтому в апреле того же года в салоне Берхарда Данеке был куплен бело-зеленый Chevrolet Bel Air Sport Coupe Hardtop - со «средненьким» мотором мощностью 170 л.с. и механической коробкой передач, хотя в ту пору в Америке особым шиком считались машины с «автоматами».


    Хрущев знал, что глава компартии Казахстана Леонид Ильич Брежнев души не чает в породистых скоростных машинах. Никита Сергеевич решил: «Пусть Брежнев поднимет целинные земли и поддержит меня на ХХ съезде - тогда верну его в Москву и подарю Chevrolet». Так оно и случилось.


    Но даже такой шикарный подарок радовал будущего генсека недолго - «роскошный» Bel Air оказался не таким уж и роскошным. К примеру, стеклоподъемники были обычными механическими - сервопривод не предлагался даже за доплату. Chevrolet - это не Cadillac. Впрочем, не будем гадать о причинах, но красавец БелЭйр был подарен дочери Галине, которая в то время была замужем за цирковым артистом Евгением Милаевым.
    Евгений и Галина не остались в долгу - и в 1960 году привезли Леониду Ильичу из гастролей по ФРГ седан Opel Kapitan L.



    А Шевроле позже всё равно вернулся в отцовский гараж. Разведясь, Галина забрала его с собой, хотя к тому времени он уже и был изрядно потрёпан. Через какое то время этот автомобиль при посредничестве знаменитого лётчика Александра Ивановича Покрышкина был продан главному инженеру одного из Днепропетровских заводов.
    Этому автомобилю повезло - уже в наше время его в бессознательном состоянии нашли энтузиасты, и вдохнули новую жизнь. На фото та самая машинка после реставрации.

    После Опеля Леонида Ильича радовал красавец CHRYSLER 300 (1966)


    Судьба этого красавца сложилась трагично. В 1986 году с киностудии имени Максима Горького была куплена Эжиевым Мухарбеком Исмаиловичем, проживавшим на тот момент в СОАССР. В 1992 году во время Осетино-Ингушского конфликта была сожжена мародёрами, после безуспешной попытки угона. Единственное, что осталось от этой машины, это ключи и документы.

    Настоящей жемчужиной коллекции Брежнева был Maserati Quattroporte. В 1968 году это был один из самых мощных и дорогих четырёх дверных седанов. Он мог разгонятся до 230 км/ч и имел V-образную восьмерку с мощным 290 л.с. двигателем. Этот автомобиль Брежнев получил в подарок от руководства итальянской партии.




    Ну, и какая же коллекция без Rolls-Royce? Это было бы совсем не по ленински))

    У Леонида Ильича было два Rolls-Royce Silver Shadow. Один "призрак" был подарен ему "большим другом Советского Союза" предпринимателем Армандом Хаммером, а второй - королевой Елизаветой II


    По одной версии королевский подарок был разбит Леонидом Ильичом под Завидово, по другой, официальной, виноват водитель Гаража особого назначения. Разбитый "призрак" находится в Рижском музее...
























    Единиц.

    По воспоминаниям современников, Л.И. Брежнев имел страсть к автомобилям и быстрой езде и любил ездить на автомобилях из своей коллекции . Известны случаи, когда он своим лихачеством подвергал опасности жизни иностранных руководителей .

    Автомобили хранились в кремлёвском Гараже особого назначения и на даче Л.И. Брежнева в Заречье (Подмосковье) . После смерти Генерального секретаря коллекция была раздроблена и распродана.

    Коллекция

    В отличие от стран Запада, в СССР коллекционирование автомобилей было редчайшим явлением. Кроме того, владение автомобилем производства капиталистических стран, которые составляли большую часть коллекции Л.И. Брежнева, само по себе было среди советских граждан крайне редким исключением. Официально, для открытой продажи, они в страну не поставлялись. Формально многие из автомобилей коллекции принадлежали не лично Л.И. Брежневу, а аппарату ЦК , но делались именно для него .

    По воспоминаниям личного телохранителя Л.И. Брежнева Владимира Медведева, большое количество дарившихся Генсеку автомобилей объясняется тем, что о необходимости автоподарка МИД СССР заранее договаривался с властями страны, куда готовился визит .

    Такой же Роллс Ройс принадлежал Л.И. Брежневу

    Известны следующие автомобили из коллекции Брежнева:

    Я сделал ему официальный подарок - тёмно-голубой «Линкольн-Континенталь» индивидуальной сборки с чёрной велюровой обивкой салона. На приборной доске надпись: «На добрую память. Самые лучшие пожелания»

    По воспоминаниям охранников Л.И. Брежнева, это был его любимый автомобиль. На этом автомобиле состоялась знаменитая поездка двух лидеров.

    «Волга» ГАЗ-24-95, принадлежавшая Брежневу

    После смерти Л.И. Брежнева коллекция была конфискована у его семьи и раздроблена. Из воспоминаний его дочери Галины :

    Папу награждали решением Политбюро, ЦК. Да ну и что, что он любил ордена? Ведь это безобидная причуда. Он же не квартиры и дачи присваивал, да и заграничных счетов у него не было… А что ордена - так это ведь самый дешевый способ отблагодарить человека, который так много сделал для страны. Почти все потом же и забрали. Не постыдились издавать по этому случаю указы. Первым изъяли орден Победы. По стоимости этот орден был самый дорогой: там много бриллиантов, рубины… Отобрали все ценности, которые папе дарили. Всю коллекцию оружия отобрали, когда еще папино тело не остыло. Отобрали все машины. Даже квартиру опечатали - потом там почти все пропало. Отобрали все ценное - все, что блестит…

    Не совсем ясно, что Г. Брежнева понимает под словом «отобрали», так как многие из машин коллекции находились в собственности аппарата ЦК КПСС, а не лично Леонида Ильича или его семьи.

    Лихачество

    Л.И. Брежнев научился водить автомобиль в годы Великой Отечественной войны ( -), любил быструю езду. Став Генеральным секретарём, он лихачил на освобождённых от другого транспорта участках шоссе.

    Своей рискованной ездой Леонид Ильич несколько раз шокировал иностранных политиков, оказавшихся с ним в машине. Генри Киссинджер так описал один из этих случаев:

    «Однажды он подвёл меня к чёрному „Кадиллаку“, который Никсон подарил ему год назад по совету Добрынина . С Брежневым за рулём мы помчались на большой скорости по узким извилистым сельским дорогам, так что можно было только молиться, чтобы на ближайшем перекрёстке появился какой-нибудь полицейский и положил конец этой рискованной игре. Но это было слишком невероятно, ибо здесь, за городом, если и имелся дорожный инспектор, он вряд ли бы осмелился остановить машину Генерального секретаря партии. Быстрая езда окончилась у причала. Брежнев разместил меня на катере с подводными крыльями, который, к счастью, он вёл не самостоятельно. Но мне казалось, что он должен побить тот рекорд скорости, установленный генсеком во время нашей поездки на автомобиле».

    Аналогичным воспоминанием делится Ричард Никсон :

    «Я сделал ему официальный подарок на память о его визите в Америку - темно-голубой „Линкольн-Континенталь“ индивидуальной сборки. На приборной панели была выгравирована надпись: „На добрую память. Самые лучшие пожелания“. Брежнев коллекционировал роскошные автомобили и поэтому не пытался скрыть своего восхищения. Он настоял на том, чтобы немедленно опробовать подарок. Он сел за руль и с энтузиазмом подтолкнул меня на пассажирское сиденье. Глава моей личной охраны побледнел, когда увидел, что я сажусь вовнутрь. Мы помчались по одной из узких дорог, идущих по периметру вокруг Кэмп-Дэвида. Брежнев привык беспрепятственно продвигаться по центральным улицам Москвы, и я мог только воображать, что случится, если джип секретной службы или морских пехотинцев внезапно появится из-за угла на этой дороге с односторонним движением. В одном месте был очень крутой спуск с ярким знаком и надписью: „Медленно, опасный поворот“. Даже когда я ехал здесь на спортивном автомобиле, я нажимал на тормоз, чтобы съехать с дороги вниз. Брежнев ехал со скоростью более 50 миль (80 км) в час, когда мы приблизились к спуску. Я подался вперёд и сказал: „Медленный спуск, медленный спуск“, но он не обратил на это внимания. Мы достигли конца спуска, пронзительно завизжали покрышки, когда он резко нажал на тормоза и повернул. После нашей поездки Брежнев сказал мне: „Это очень хороший автомобиль. Он отлично идёт по дороге“. „Вы великолепный водитель, - ответил я. - Я никогда не смог бы повернуть здесь на такой скорости, с которой вы ехали“. Дипломатия - не всегда лёгкое искусство».

    Примечания

    Ссылки

    • Олег Вахрушев, Игрушки Брежнева // Радио Город ФМ, 20 сентября 2003 года.
    • Как Брежнев подарил Автомобиль ГАЗ-13 «Чайка» Патриарху Московскому и всея Руси Пимену (сейчас эта машина в коллекции семьи Ломаковых - Ломаковский музей старинных автомобилей и мотоциклов)
    • Автомобиль ГАЗ-13 «Чайка» 1977 года - подарок Брежнева Патриарху. И истинная история «Ниссана Брежнева»
    • Эксклюзивный рассказ личного телохранителя Брежнева // AutoNet.ru, 19.02.2002г.
    • Кремлевский гараж: автомобили вождей - от Ленина до Путина (ФОТО) // NEWSru.com, 12 августа 2005 г.
    • ЗИЛ Брежнева продали с аукциона в Париже // RusStart.com, 5 февраля 2011 г.

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Коллекция автомобилей Брежнева" в других словарях:

      - (от лат. collectio собирание, сбор) систематизированное собрание чего либо, объединённое по какому то конкретному признаку, имеющее внутреннюю целостность и принадлежащее конкретному владельцу частному лицу, организации, государству.… … Википедия

      Запрос «Коллекционер» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Коллекционирование (от лат. collectio собирание, сбор) деятельность, в основе которой лежит собирание коллекции, то есть систематизированное собирание каких… … Википедия

      В данной статье приводятся некоторые факты из биографии советских и российских руководителей, когда, по мнению современников, они вели себя не совсем адекватно. Ленин * У Ленина был шикарный «роллс ройс». Как то на Ленина, едущего в… … Википедия

      Брежнев и его эпоха. Историческая справка - Леонид Ильич Брежнев родился по новому стилю 1 января 1907 года, но официально его днем рождения считалось 19 декабря 1906 года (старый стиль), и его юбилеи всегда отмечались 19 декабря, возможно, во избежание совпадения с Новым годом. Родился он … Энциклопедия ньюсмейкеров - (США) (United States of America, USA). I. Общие сведения США государство в Северной Америке. Площадь 9,4 млн. км2. Население 216 млн. чел. (1976, оценка). Столица г. Вашингтон. В административном отношении территория США … Большая советская энциклопедия

      1) пик, Памир, Таджикистан. Открыт в 1932 1933 гг. сотрудниками Таджикско Памирской экспедиции Академии наук СССР и назван пиком Молотова, по фамилии сов. деятеля В. М. Молотова (1890 1986). В 1957г. переименован в пик России. 2) Российская… … Географическая энциклопедия

      В данном списке представлены серии документальной телепередачи «Следствие вели...». Цикл этих документальных фильмов выходит с января 2006 года на телеканале НТВ. Каждый фильм документальной телепередачи «Следствие вели…» представляет собой… … Википедия

    Если б я был султан... Сто жён? Чур меня, чур! Сегодняшние султаны и с одной разводятся - времена такие. Но, вот автомобили - другое дело! И сто, и двести. Самых-самых! И как я понимаю Леонида Ильича)) Его любовь к хорошим машинам началась ещё в далёком 38 году, когда первому секретарю Днепропетровского обкома Брежневу был "выделен" Buick-90 Limited.

    Тогда вообще любили американские машины - как известно, Сталин ездил на Паккарде.
    Но, и Бьюик был совсем не плох...


    Так или иначе, но с этого момента Леонид Ильич уже не мог равнодушно смотреть на хорошие автомобили.
    Следующей иномаркой Брежнева стал легендарный Chevrolet Bel Air, автомобиль массовый, не преумный, однако, необычайно популярный в середине 50-х в далёкой Америке.
    Весной 1955 года глава СССР Никита Сергеевич Хрущев, пребывая с визитом в Вене, распорядился купить несколько хороших автомобилей — в качестве подарков для особо отличившихся перед партией и правительством. Поэтому в апреле того же года в салоне Берхарда Данеке был куплен бело-зеленый Chevrolet Bel Air Sport Coupe Hardtop — со «средненьким» мотором мощностью 170 л.с. и механической коробкой передач, хотя в ту пору в Америке особым шиком считались машины с «автоматами».


    Хрущев знал, что глава компартии Казахстана Леонид Ильич Брежнев души не чает в породистых скоростных машинах. Никита Сергеевич решил: «Пусть Брежнев поднимет целинные земли и поддержит меня на ХХ съезде — тогда верну его в Москву и подарю Chevrolet». Так оно и случилось.


    Но даже такой шикарный подарок радовал будущего генсека недолго - «роскошный» Bel Air оказался не таким уж и роскошным. К примеру, стеклоподъемники были обычными механическими — сервопривод не предлагался даже за доплату. Chevrolet — это не Cadillac. Впрочем, не будем гадать о причинах, но красавец БелЭйр был подарен дочери Галине, которая в то время была замужем за цирковым артистом Евгением Милаевым.
    Евгений и Галина не остались в долгу — и в 1960 году привезли Леониду Ильичу из гастролей по ФРГ седан Opel Kapitan L.




    А Шевроле позже всё равно вернулся в отцовский гараж. Разведясь, Галина забрала его с собой, хотя к тому времени он уже и был изрядно потрёпан. Через какое то время этот автомобиль при посредничестве знаменитого лётчика Александра Ивановича Покрышкина был продан главному инженеру одного из Днепропетровских заводов.
    Этому автомобилю повезло - уже в наше время его в бессознательном состоянии нашли энтузиасты, и вдохнули новую жизнь. На фото та самая машинка после реставрации.

    После Опеля Леонида Ильича радовал красавец CHRYSLER 300 (1966)


    Судьба этого красавца сложилась трагично. В 1986 году с киностудии имени Максима Горького была куплена Эжиевым Мухарбеком Исмаиловичем, проживавшим на тот момент в СОАССР. В 1992 году во время Осетино-Ингушского конфликта была сожжена мародёрами, после безуспешной попытки угона. Единственное, что осталось от этой машины, это ключи и документы.

    Настоящей жемчужиной коллекции Брежнева был Maserati Quattroporte. В 1968 году это был один из самых мощных и дорогих четырёх дверных седанов. Он мог разгонятся до 230 км/ч и имел V-образную восьмерку с мощным 290 л.с. двигателем. Этот автомобиль Брежнев получил в подарок от руководства итальянской партии.




    Ну, и какая же коллекция без Rolls-Royce? Это было бы совсем не по ленински))

    У Леонида Ильича было два Rolls-Royce Silver Shadow. Один "призрак" был подарен ему "большим другом Советского Союза" предпринимателем Армандом Хаммером, а второй - королевой Елизаветой II


    По одной версии королевский подарок был разбит Леонидом Ильичом под Завидово, по другой, официальной, виноват водитель Гаража особого назначения. Разбитый "призрак" находится в Рижском музее...




    Год спустя канцлером ФРГ был подарен очередной автомобиль Брежневу. На этот раз им оказался 6-ти дверный лимузит от компании Мерседес модели 600. Серия этих автомобилей была строго ограничена. Их было изготовлено всего семь, а 6-ти дверных - два, один из которых достался Брежневу, а второй - императору Японии.




    В мае 1972 года ожидался визит Президента США Ричарда Никсона в Москву. Накануне поездки посол СССР в США Анатолий Добрынин приватно сообщил Никсону: «Леониду Ильичу очень хотелось бы получить в подарок автомобиль «Кадиллак Эльдорадо»». Автомобиль изготовили по специальному заказу за три дня. На четвёртый день «Кадиллак» для Л.И. Брежнева был доставлен в Москву транспортным самолётом американских ВВС.


    Вспоминает Генри Киссенджер:

    «Однажды он подвел меня к черному „Кадиллаку“, который Никсон подарил ему год назад по совету Добрынина. С Брежневым за рулем мы помчались на большой скорости по узким извилистым сельским дорогам, так что можно было только молиться, чтобы на ближайшем перекрестке появился какой-нибудь полицейский и положил конец этой рискованной игре. Но это было слишком невероятно, ибо здесь, за городом, если и имелся дорожный инспектор, он вряд ли бы осмелился остановить машину Генерального секретаря партии. Быстрая езда окончилась у причала. Брежнев разместил меня на катере с подводными крыльями, который, к счастью, он вёл не самостоятельно. Но мне казалось, что он должен побить тот рекорд скорости, установленный генсеком во время нашей поездки на автомобиле».

    Другим шикарным американцем в коллекции Генсека стал Lincoln Continental 1972 года.

    Эта машина также была подарена Брежневу. История была такова - во время визита Никсона в СССР, Брежнев увидел лимузин президента США, и имел неосторожность пожелать себе такой же.




    Роскошный голубой седан был преподнесен Брежневу в Кемп-Дэвиде. Машина была также уникальна, как и все другие - там была и климатическая установка, и электрорегулировка кресел, и музыкальный центр. Когда Брежнев увидел сей суперкар, весьма обрадовался, и принял решение прокатиться на ней немедля, вместе с Никсоном.


    «Я сделал ему официальный подарок на память о его визите в Америку — темно-голубой „Линкольн-Континенталь“ индивидуальной сборки. На приборной панели была выгравирована надпись: „На добрую память. Самые лучшие пожелания“. Брежнев коллекционировал роскошные автомобили и поэтому не пытался скрыть своего восхищения. Он настоял на том, чтобы немедленно опробовать подарок. Он сел за руль и с энтузиазмом подтолкнул меня на пассажирское сиденье. Глава моей личной охраны побледнел, когда увидел, что я сажусь вовнутрь. Мы помчались по одной из узких дорог, идущих по периметру вокруг Кэмп-Дэвида. Брежнев привык беспрепятственно продвигаться по центральным улицам Москвы, и я мог только воображать, что случится, если джип секретной службы или морских пехотинцев внезапно появится из-за угла на этой дороге с односторонним движением. В одном месте был очень крутой спуск с ярким знаком и надписью: „Медленно, опасный поворот“. Даже когда я ехал здесь на спортивном автомобиле, я нажимал на тормоз, чтобы съехать с дороги вниз. Брежнев ехал со скоростью более 50 миль (80 км) в час, когда мы приблизились к спуску. Я подался вперед и сказал: „Медленный спуск, медленный спуск“, но он не обратил на это внимания. Мы достигли конца спуска, пронзительно завизжали покрышки, когда он резко нажал на тормоза и повернул. После нашей поездки Брежнев сказал мне: „Это очень хороший автомобиль. Он отлично идёт по дороге“. „Вы великолепный водитель, — ответил я. — Я никогда не смог бы повернуть здесь на такой скорости, с которой вы ехали“. Дипломатия — не всегда лёгкое искусство».

    Японская нота в этой автомобильной симфонии - "Ниссан Президент". Первый экземпляр был служебным автомобилем Премьер-министра Японии, а второй изготовили специально для Л.И. Брежнева. Именно на "Ниссане" Генсек однажды прокатил по Москве Президента США Никсона и Госсекретаря США Киссинджера. Отсюда пошел анекдот: "Ты посмотри кто у них за шофера?"

    С его объёмом в 4.4 литра и весом более двух тонн автомобиль разгонялся до 195 км/ч. При этом расход топлива с установленной автоматической коробкой передач составлял всего 15 литров / 100 км, что было большим новшеством для тех времен.





    Но, не иномарками едиными. Были в гараже у Генсека и автомобили отечественного производства. Например, знаменитая лифтованная "Волга", на которой Брежнев ездил на охоту. Вот он - прообраз и предтеча современных кроссоверов!










    Не обошлось и без "Чайки", куда же без неё? Сначала это была "Чайка" ГАЗ-13


    А в декабре 1976 года коллекция Леонида Ильича пополнилась новым автомобилем - представительской «Чайкой» ГАЗ-14.






    Подголовники и подлокотники комфортабельных кресел обтягивали натуральной шерстью или кожей преимущественно английской марки Connolly - поставщика Aston Martin, Bentley и Rolls-Royce. Средний ряд сидений был откидным и при необходимости легко складывался в ниши в спинках передних кресел. Существовало два варианта обивки салона: бежевый и темно-зеленый.




    Удобство и комфорт «слугам народа» обеспечивали электрические стеклоподъемники, прикуриватели, четыре пепельницы, телефон, обогрев боковых дверных и заднего стекол, стереофонический приемник высшего класса «Радиотехника» с кассетной приставкой «Вильма». Управление радиоприемником с пульта, встроенного в подлокотники заднего сиденья, было основным - водитель обязан безропотно мириться со вкусами хозяина.


    Вот такая история любви Генсека и Автомобилей. По разному сложилась судьба раритетов.
    После прихода Горбачева, автомобили разошлись по разным местам. Замечательный Maserati попал в Эстонию. После перестройки очутился в руках охранной фирмы «Доломит», состоявшей из бывших сотрудников КГБ, которые продали его Маргарет Тэтчер. Разбитый "призрак" находится в Рижском музее. Cadillac Eldorado можно увидеть в клубе «Автоамерика» в Москве.

    До сих пор всплывают то тут то там по миру разные автомобили из коллекции Брежнева. В Германии с аукциона был продан Мерседес Брежнева. В Москве в очередной раз перепродавали автомобиль Ниссан на аукционе, организованным Sotheby’s, правда на этот раз неудачно.



    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «lenruo.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «lenruo.ru»