Внутренние и внешние институты в советской экономике. Институты экономики Чем отличается внутренний институт от внешнего

Подписаться
Вступай в сообщество «lenruo.ru»!
ВКонтакте:

Введение

Заключение

Литература

Введение.

Экономические действия индивида протекают не в изолированном пространстве, а в определенном социуме. И поэтому имеет большое значение, как общество будет реагировать на них. Таким образом, сделки, приемлемые и приносящие доход в одном месте, необязательно окажутся целесообразными даже при сходных условиях в другом. Примером тому могут служить ограничения, налагаемые на экономическое поведение человека различными религиозными культами.
Чтобы избежать согласования множества внешних факторов, влияющих на успех и на саму возможность принятия того или иного решения, в рамках экономического и социального порядков вырабатываются схемы или алгоритмы поведения, являющегося при данных условиях наиболее эффективным. Эти схемы и алгоритмы, или матрицы поведения индивидов, есть не что иное, как институты.
Цель данной работы – рассмотреть внутренние и внешние советские и современные экономические институты.
Задачи:
- дать определение понятию «институт»;
- выяснить, какие институты называются внешними, какие – внутренними;
- рассмотреть советские экономические институты;
- рассмотреть современные экономические институты;
- сделать выводы по исследуемому материалу.
В процессе исследования были использованы работы отечественных и зарубежных авторов по экономике, институциональной экономике, энциклопедические издания, а также данные, размещенные в сети Интернет.

Заключение.
Итак, в ходе исследования мы выяснили, что институты – это формализованные правила и неформализованные нормы, которые структурируют взаимодействия между людьми в рамках экономических систем. Системными, или внешними, являются институты, определяющие тип экономического порядка, т.е. доминирующий тип экономической системы. Этими институтами устанавливаются основные правила хозяйственной деятельности, поэтому они включают не только чисто экономические правила и нормы, но также политические и этические, без которых невозможно эффективное функционирование всей экономической системы.
Локально-организационными являются институты, структурирующие взаимодействия, связанные с заключением сделок как на открытом рынке, так и внутри организационных структур.
Мы рассмотрели основные институты советской экономики и выяснили, что для российской экономики проблема «советского наследия» имеет принципиальное значение. Действительно, технологический базис страны с тех пор если и претерпел какие-нибудь существенные изменения, то, скорее, к худшему – утраченных элементов производственной системы оказалось существенно больше, чем появившихся вновь.
Сегодня как отечественные, так и зарубежные эксперты независимо от принадлежности к той или иной экономической школе видят главную причину сложившейся ситуации в том, что несмотря на присутствие в российской экономике всех атрибутов рыночной экономики, их институциональное направление далеко не завершено. Институты рынка действуют в режиме, не отвечающем современным требованиям к организации национального хозяйства. Поэтому российская экономическая система может быть определена как институционально несовершенная и поэтому требующая продолжения своего реформирования.

Литература:

1. Алексеев А.В. Экономическая политика правительства России – пленница и генератор «институциональной ловушки» // Трансформация экономических институтов в постсоветской России. Москва, МОНФ, 2000.
2. Кокорев В.Е. Институциональные преобразования в современной России: анализ динамики трансакционных издержек//Вопросы экономики.1996. №12
3. Норт Д. Институты и экономический рост: историческое введение.Теория и история экономических и социальных систем,- М., 1993
4. Норт Д. Институциональные изменения: рамки анализа.- М., 1995.
5. Постников С.Л., Попов С.А. Мировая экономика и экономическое положение России. Сборник статистических материалов. – М., Финансы и статистика, 2001.
6. Россия: интеграция в мировую экономику: Учебник. /Под ред. Зименкова Р. - М., Финансы и статистика, 2002.
7. Современная экономика / под. ред. М.В. Назарова М., 1998 С 152
8. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. - М.: Юристъ,2002.
9. Экономика России: Учеб. пособие. – М.: Юристъ, 2002.
10. Экономическая теория. Задачи, логические схемы, методические материалы / Под ред. А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича. - СПб: Питер. 2001.

Экономические институты (научно-исследовательские)

Экономи"ческие институ"ты научно-исследовательские, в СССР научные учреждения, ведущие исследовательскую работу в области экономики. В России первое специальное научное учреждение, занимавшееся экономическими проблемами, было создано в 1915 - Комиссия по изучению естественных производительных сил (КЕПС). После Великой Октябрьской социалистической революции исследования экономических проблем строительства социализма и мирового капиталистического хозяйства велись в Социалистической академии общественных наук (САОН, 1918), которая в 1924 была преобразована в Академию коммунистическую. В её состав вошли: Институт мирового хозяйства и мировой политики (1925), Аграрный институт (1928), Институт экономики (1930). В рамках Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук (РАНИОН, 1924-30) работал ещё один Институт экономики. В 1936 Э. и. Комакадемии переданы Академии наук СССР.

Отделение экономики АН СССР (1962) как научно-организационный центр координирует изучение экономических закономерностей строительства социализма и коммунизма, проблем оптимального планирования и управления народным хозяйством, экономической эффективности общественного производства, строительства материально-технической базы коммунизма и научно-технической революции, размещения производительных сил, экономики современного капитализма, мировой системы социализма развивающихся стран и экономического соревнования двух систем; объединяет экономические институты - Экономики институт , Мировой экономики и международных отношений институт , Институт экономики и организации промышленного производства (1958, Новосибирск), Африки институт , Экономики мировой социалистической системы институт , Латинской Америки институт , Центральный экономико-математический институт , Институт Дальнего Востока , Институт США и Канады (1968), Институт социально-экономических проблем (1974, Ленинград), Институт экономики Уральского научного центра АН СССР (1971, Свердловск); Отделы экономики - Якутского и Бурятского филиалов СО АН СССР, Дагестанского, Коми, Кольского им. С. М. Кирова, Башкирского, Карельского филиалов АН СССР. При АН СССР действует Ассоциация советских экономических научных учреждений (1957).

Э. и. функционируют при Госплане СССР: Научно-исследовательский экономический институт Госплана СССР , Научно-исследовательский институт планирования и нормативов (1961), Всесоюзный научно-исследовательский институт кибернетики (1969), Совет по изучению производительных сил (СОПС - 1930).

В союзных республиках научно-исследовательские Э. и. созданы при Госпланах республик, отраслевые Э. и. - при крупных министерствах, институты экономики - при АН союзных республик [Белоруссии (1931), Украины (1936), Литвы (1941), Грузии (1944), Узбекистана (1943), Таджикистана (1946), Латвии (1946), Эстонии (1946), Казахстана (1952), Армении (1955), Киргизии (1956), Туркмении (1957), Азербайджана (1958), Молдавии (I960)]. В Москве действует Международный институт экономических проблем мировой социалистической системы (1971).

Экономические вопросы разрабатываются в специальных лабораториях и на кафедрах при высших учебных заведениях - институтах народного хозяйства и планирования, финансово-экономических, инженерно-экономических, а также при университетах, высших школах и академиях страны, крупнейшими из которых являются кафедры политической экономии МГУ им. М. В. Ломоносова, ЛГУ им. А. А. Жданова, Киевского университета, ВПШ и АОН при ЦК КПСС.

В. В. Орешкин.

  • Аузан А.А. Институциональная экономика (Документ)
  • Савченко Е.В. Институциональная экономика: сборник заданий (Документ)
  • Одинцова М.И. Институциональная экономика (Документ)
  • Аузан А. Институциональная экономика для чайников (Документ)
  • Ответы к экзаменам - Институциональная экономика (Шпаргалка)
  • Ответы к экзамену по экспериментальной психологии (МГУ им Ломоносова) (Шпаргалка)
  • Ответы к экзамену по инфекционным болезням (Шпаргалка)
  • Шпаргалка - Краткие ответы к экзамену (Шпаргалка)
  • Ответы к Государственному экзамену по специальности ТЭА (Шпаргалка)
  • Ответы на экзаменационные вопросы - менеджмент организации (Шпаргалка)
  • Программа по институциональной экономике (Программа)
  • n1.doc

    4. Внешние и внутренние институты

    Внешние институты – это институты, насаждаемые извне.

    Внешние институты м.б.:

    1)Внешние правила поведения - универсальные запретительные правила, гл.о.законы.

    2)целеспецефические директивы - предписывают что люди должны делать для достижения определенных результатов (правила приема в Вышку, может быть!)

    3)Процедуральные правила - правила поведения властных структур (чего им можно и чего нельзя).

    Внутренние институты – возникающие внутри общества:


    • Соглашения – равновесия в повторяющейся координационной игре. Правило поведения R есть соглашение тогда и только тогда, когда каждый агент

      • - следует правилу R ,

      • - ожидает от остальных следования R

      • - предпочитает следовать R, если остальные следуют R.
    Отклонения невыгодны для агентов. Соглашения не всегда эффективны

    • Интернализованные (усваиваемые) правила – усваиваются посредством привычки, путем накопления опыта. На определенном этапе перестают быть ограничениями и включаются в систему предпочтений. Позволяют сэкономить на издержках координации и обеспечивать доверие в обществе. Такое доверие эффективнее, нежели в рамках имплицитных контрактов, поскольку контракты нуждаются в мониторинге (общественная мораль).

    • Обычаи. Обычаи и правила хорошего тона. Нарушение не несет за собой организованных санкций, но члены общества за всеми следят. Можно заработать плохую репутацию или подвергнуться остракизму.

    • Формализованные внутренние правила – возникают в процессе эволюции, но потом закрепляются формально внутри группы (пример – хоккейные правила).

    Внутренние лучше, так как:

    Гибкость, лучшая адаптация к внешним шокам

    Внешние лучше, так как:

    Более понятны ожидаемые санкции, большая вероятность одинаковой трактовки правил всеми агентами, предупреждение дискриминации (она часто присутствует во внутренних), решение проблемы безбилетника (например, в прямом смысле, в автобусе!), решение дилеммы заключенного при непостоянном взаимодействии (не работает репутация)

    5. Понятие трансакционных издержек. Трансакционные и трансформационные издержки

    Трансакция – «это не обмен товарами, а отчуждение и присвоение прав собственности и свобод, созданных обществом» (Коммонс).

    Наличие трансакционных издержек делает трансакции более или менее экономичными в зависимости от обстоятельств.

    Критика неоклассического предположения о том, что обмен происходит без издержек, послужила причиной введения в экономический анализ нового понятия – трансакционные издержки (Коуз, 30е годы). Коуз использовал это понятие для объяснения существования фирмы.

    Эрроу: т.и. – издержки эксплуатации экономической системы (как трение в физике).

    Норт : Т.и. состоят из издержек оценки полезных свойств объекта обмена и издержек обеспечения прав и принуждения к их соблюдению. Эти издержки – источник социальных, политических и экономических институтов.

    В теориях некоторых экономистов т.и. существуют не только в рыночной экономике, но и в плановой экономике (Чанг, Алчиан, Демсец).

    Чанг : в плановой экономике Т.И. максимальны, что определяет ее неэффективность.

    Мэтьюз : «фундаментальная идея трансакционных издержек в том, что они состоят из издержек составления и заключения контракта ex ante, а также издержек надзора за соблюдением контракта и обеспечения его выполнения ex post в противоположность производственным издержкам, которые суть издержки собственно выполнения контракта».

    В настоящее время Т.И. понимаются как издержки функционирования системы. Возникают, когда индивиды обменивают свои права собственности в условиях неполной информации либо подтверждают их в тех же условиях.

    Трансформационные издержки – издержки, сопровождающие процесс физического изменения материала, в результате чего мы получаем продукт, который обладает определенной ценностью (издержки обработки материала, изд, связанные с планированием и координацией процесса производства в отношение технологии).

    6. Виды трансакционных издержек и средства их минимизации

    Поль Р. Милгром (Poul R. Milgrom) и Джон Робертс (John Roberts) предложили следующую классификацию трансакционных издержек. Это деление достаточно условное. Авторы попытались выделить две стороны, присущие системе трансакционных издержек.

    Координационные издержки.

    1. Издержки определения деталей контракта. По сути, это - обследование рынка с целью определить, что вообще можно купить на рынке, прежде чем вы сузите свой подход до чего-либо конкретного.

    2. Издержки определения партнеров. Это - изучение партнеров, которые поставляют нужные услуги или товары (их местоположения, их возможности выполнить данный контракт, их цены и т.д.).

    3. Издержки непосредственной координации. Что это значит в условиях рыночного обмена? На колхозном рынке эти издержки примерно равны тому, что вы доехали до рынка и обошли ряды, т.е. значительная наведенная стоимость в данном случае отсутствует. А что касается сложного контракта, то здесь возникает необходимость создания структуры, в рамках которой осуществляется сведение сторон вместе. Эта структура представляет, например, интересы заказчика и обеспечивает процесс переговоров.

    Мотивационные издержки (т.е. издержки, связанные с процессом выбора: вступать или не вступать в данную трансакцию).

    4. Издержки, связанные с неполнотой информации. Ограниченность информации о рынке может привести к отказу от совершения трансакции, от приобретения блага.

    5. Издержки, связанные с оппортунизмом. Они особенно часты внутри фирмы, но проявляются и в рыночных контрактах. Издержки, связанные с преодолением возможного оппортунистического поведения, с преодолением нечестности партнера по отношению к вам, приводят к тому, что вы либо нанимаете надсмотрщика, либо пытаетесь найти и вложить в контракт какие-то дополнительные измерения эффективности вашего партнера, и т.д.

    Классификация трансакционных издержек Дугласа Норта (Douglas North) и Трайн Эггертсона (Thrainn Eggertson) : (более подробно – вопросы 7 и 8)


    • search activities - поиска информации

    • bargaining activities – ведения переговоров

    • contract making activities – составления контрактов
    Ex post

    • monitoring - мониторинг

    • enforcement – принуждение к исполнению

    • protection vs 3d parties – защита от третей стороны.
    Классификация К.Менара:

    • издержки вычленения (отлынивание)

    • информационные издержки

    • издержки масштаба

    • издержки поведения

    Минимизация TC :


      • мониторинг (со стороны принципала) или залоговые гарантии (bonding costs) со стороны агента: являясь сами TC, они могут уменьшить общую сумму агентских издержек (см. Дженсен, Меклинг)

      • Технологические изменения: могут как понижать TC(например, путем внедрения новых эффективных методов измерения), так и повышать их (появление новых, более сложных товаров)

      • Государство вводит систему мер и весов - сильно понижает издержки измерения

      • установление и защита правовых норм государством - снижает издержки составления контрактов, принуждения к выполнению контрактов и защиты от 3-их лиц
    Создание всяких информационных систем, баз данных, рейтингов – снижает издержки поиска информации. Например, кредитные рейтинги фирм, Internet - сокращает издержки на поиск информации и писания рефератов студентами:)

      • вертикальная интеграция - позволяет уменьшить TC, связанные с инвестициями в специфические активы

      • денежная система - снижает издержки на поиски контрагента с брюками, который производит сапоги, которые мне нужны!
    Вообще, большинство институтов создаются для того, чтобы минимизировать TC!!!

    Следует заметить, что налоги – это специфический тип трансакционных издержек. Их государству надо собирать, чтобы минимизировать наши издержки. В обмен на налоги государство обеспечивает нас трансакционными благами: денежной системой, системой стандартов, гарантиями личной безопасности и гарантиями прав собственности и т.д.

    Именно стремлением минимизировать трансакционные издержки может объясняться возникновение фирм и государства.


    институтов, которые регулируют деятельность хозяйствующих субъектов и отношения между ними и реали зуют экономическую политику на отраслевом, региональном, националь ном, межгосударственном и наднациональном уровнях. Субъект мировой экономики может быть как физическим, так и юри дическим лицом. В первом случае имеется в виду индивидуальный пред приниматель, во втором - коммерческие организации
  • 9.5. Инновационный бизнес в России
    институты, создавшие основы научного знания для отрасли, оказалась в сложном положении, связанном с общим кризисом государственных научных организаций. Недофинансирование фундаментальных и прикладных исследований, ста рение научного оборудования, утрата многих научных школ - вот общие и до сих пор не решенные проблемы многих государственных институтов металлургии. Крупные компании традиционного
  • Некоторые моменты истории развития кредитной системы России
    институтов (банков и страховых компаний), на базе Госбанка России был создан Народный банк. Начавшаяся в 1918г. гражданская война по существу ликвидировала кредитную систему, так как в условиях отсутствия товарно-денежных отношений кредит потерял свое значение. Это подтверждает факт слияния в те годы Народного банка с Наркомфином (министерством финансов). Единственным источником доходов в стране
  • *(№)
    института подведомственности: Чудиновских К. А. Подведомственность в системе гражданского и арбитражного процессуального права: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2002. С. 13-14. *(14) См.: Яковлев В.Ф. Гражданско-правовой метод регулирования общественных правоотношений. Свердловск, 1972. С. 151-152. *(15) Подробнее об этом см.: Осипов Ю.К. Правовые нормы, регулирующие
  • з 2. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА: ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ, ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА, ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЖИМА
    институты народовластия. Народное собрание, а позже народный трибунат делали все возможное для охраны граждан от злоупотребления властей. Несмотря на господствующее положение сената, государственная жизнь республики в основном обеспечивала срочность полномочий должностных лиц, их подотчетность народному собранию, коллегиальное устройство государственных учреждений. Заслуга римской
  • 3. Социальное партнерство в России
    институтов гражданского общества и становле ние системы регулирования социально-трудовых отношений на основе социального партнерства - это процессы взаимосвя занные и взаимодополнящие. Реальная слабость профсоюзного движения в России поро дила весьма любопытную интересную разновидность социаль ного партнерства - "ситуацию особой роли государства в сис теме социального партнерства". Призывая
  • 3. Трансформация экономической системы России
    институтов. Одни и те же институты, формы хозяйствования и управления могут быть весьма эффективными в одних условиях и совершенно бесполезными и даже вредными в иных условиях. Поэтому при осуществлении экономических реформ никак нельзя ориенти роваться на прямое копирование моделей, сложившихся в дру гих странах. Цели экономической трансформации должны не сти в себе компоненты результативности
  • 1.3. Государственное управление и государственное регулирование
    институты и инструменты государственного управления могут быть частично отнесены к государственному регулированию экономики, тогда как в другой своей части это ин - струменты не регулирования, а прямого управления. Например, взимание государством налогов и налоговых платежей с налогоплательщиков есть прямое, непосредственное государственное управление в форме принуждения. В то же время
  • 2.4.3. Государственное планирование
    институтов и инструментов планирования, применимых в условиях рыночной системы хозяйствования, не противоречащих рыночным принципам ведения хозяйства. Согласно изложенным соображениям есть основания утверждать, что система государственного планирования рыночной экономики строится на следующих началах: 1) централизованное планирование в масштабах всего хозяйства страны сводится преимущественным
  • 3.1. Государственное управление производственным сектором и отраслевой структурой производства 3.1.1. Роль государства в управлении производством
    институтами, позволяющими осуществлять регулирование в интересах выгодного для всех участников и самого государства развития производства. Выделим главные направления государственного воздействия на производственный сектор экономики в условиях рыночных отношений. Генеральная линия действий государства состоит в проведении структурной политики, которая в отношении отраслей материального
  • К преимуществам неформальных институтов можно отнести, во-первых, возможность адаптации к меняющимся внешним условиям, предпочтениям внутри сообщества и иным экзогенным или эндогенным изменениям. Во-вторых, возможность применения разных санкций в каждом конкретном случае (ведь кому-то достаточно строгого предупреждения, а кого-то приходится исключать из группы).

    Недостатки неформальных институтов являются продолжением их достоинств. Неформальные институты часто характеризуются неоднозначностью трактовки правил, снижением эффективности санкций, возникновением дискриминационных правил.

    Проблема с интерпретациями правил возникает тогда, когда взаимодействуют люди разной культуры, разного опыта, а также тогда, когда информация распространяется с искажениями. Эффективность санкций низка тогда, когда люди не боятся подвергнуться остракизму, оценивая вероятность наказания как незначительную в сравнении с выгодами от девиантного поведения, когда они знают, что осуществление наказания связано с издержками. Кроме того, при функционировании неформальных институтов могут возникать дискриминационные правила в отношении тех или иных групп (например, против рыжих, цыган или низкорослых).

    Очевидно, что в настоящее время для эффективного функционирования общества одних неформальных институтов недостаточно. Социальные и экономические отношения сегодня становятся все менее и менее персонифицированными. Все чаще люди взаимодействуют с «чужаками», и эти отношения уже не столь прочны и безальтернативны, как прежде, когда круг деловых партнеров был узок. Из-за анонимности отношений оказываются малоэффективными стратегии, подразумевающие разрыв каких-либо контактов с нарушителями обязательств. Чем более развито общество, чем более оно урбанистично, тем менее эффективны неформальные институты. Кроме того, чем оно шире, тем меньше шансов, что правила, лежащие в основе неформальных институтов, будут одинаково трактоваться всеми участниками взаимодействия, что также может приводить к неэффективности.

    Преимущества формальных институтов.

    Во-первых, формализация правил позволяет расширить их нормативную функцию. Кодификация правил, их официальная фиксация и запись в виде предписания или закона дает возможность индивидам экономить на информационных издержках, делает понятнее санкции за нарушение этих правил, устраняет содержащиеся в них противоречия.

    Во-вторых, формальные правила представляют собой механизмы решения проблемы безбилетника. Если отношения не являются постоянно повторяющимися, то их участников невозможно принудить неформально к исполнению правила, поскольку механизмы репутации не работают. Чтобы такие отношения были эффективны, требуется вмешательство третьей стороны. Например, будучи членом общества, человек извлекает из такого своего положения определенные выгоды, но он может отказываться нести издержки, связанные с этим положением. Чем многочисленнее общество, тем выше стимулы к проявлению стратегии безбилетника 65, что делает данную проблему особенно острой для больших групп с безличными отношениями и обуславливает необходимость внешнего вмешательства.

    В-третьих, формальные правила могут противодействовать дискриминации. Институты, спонтанно возникающие внутри группы, часто устроены так, что инсайдеры имеют преимущества перед аутсайдерами. Скажем, главное условие эффективности коммерческих сетей -- малое количество участников и эксклюзивность участия за счет высоких барьеров входа. Как показывает опыт, неформальные институты сетевой торговли и финансов способствуют экономическому развитию лишь до определенного уровня, а далее только формальные институты могут обеспечить отдачу от масштаба, ибо только они способны создать атмосферу доверия и дать возможность новичкам свободно входить на рынок. И подобное вмешательство извне, противодействующее дискриминации и создающее условия для экономического роста, требуется достаточно часто.



    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «lenruo.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «lenruo.ru»