Важен ли год выпуска шины? Правильная установка асимметричных шин

Подписаться
Вступай в сообщество «lenruo.ru»!
ВКонтакте:

Перед покупкой нового комплекта автомобильной резины, каждый автомобилист задается массой вопросов: какой срок годности шин, условия хранения, период эксплуатации и прочее. Данная статья ответит на эти и другие вопросы и поможет узнать ряд факторов, влияющих на срок эксплуатации автомобильных шин.

Существует ли у автошин срок годности?

Есть ли срок пригодности у автомобильных шин? Вопрос, которым задается, пожалуй, каждый автомобилист перед покупкой нового комплекта резины. Безусловно, как и любое изделие, созданное человеком, шина поддается старению. Даже если они попросту лежат на складах, то со временем появляются трещины и деформация резины. Каков же реальный срок годности автомобильных шин? Для ответа на этот вопрос существует несколько факторов:

  • условия хранения . Как долго резина находилась на складе, и соответствовали ли условия хранения требуемым;
  • дата изготовления ;
  • срок эксплуатации шин .

Вот такой перечень основных факторов, влияющих на срок службы шин. Теперь следует рассмотреть более подробно каждый из них.

Сроки и условия хранения покрышек на складах

Согласно ГОСТу нормативный срок хранения шин в складских условиях составляет 5 лет. Однако это не обозначает, что по истечению периода хранения она не пригодна для эксплуатации. Автомобилист оставляет за собой право на усмотрение пригодности. Обычно на такой длительный период автопокрышки не задерживаются, их либо раскупают, либо отправляют обратно на переработку, или просто устаивают акционную распродажу по сниженной цене.

Даже по истечению пятилетнего периода хранения автопокрышки бывают пригодны, главное, чтобы при этом соблюдались условия хранения, которые выглядят следующим образом:

  • соблюдены правила безопасности ;
  • просторные затемненные помещения ;
  • отсутствуют контакт с прямыми солнечными лучами ;
  • влажность . Показатель должен не превышать 80 %;
  • температура воздуха должна находиться в диапазоне от +10°C до +20°C, допустимые показатели от -30°C до +35°C.

Еще одна немаловажная деталь при хранении шин: они не должны лежать в стопках длительный период, время от времени их нужно перемещать или хотябы переворачивать.

Дата изготовления

Срок службы автомобильных шин также напрямую зависит от даты производства. Определить дату изготовления автомобильной покрышки несложно, достаточно взглянуть на четырехзначное число, которое промаркировано в небольшом овале, рядом с названием бренда. К примеру, промаркировано число 3116, тогда первые две цифры означают номер недели, а вторые две год изготовления.

Таким образом, если на покрышке промаркирован номер, к примеру, 2211, это означает что она 2011 года изготовления, и покупать ее не желательно. Если только продавец не предложит большую скидку, однако выбор покупать или нет, остается за автомобилистом.

Период эксплуатации автопокрышек


Срок эксплуатации автошин граничит в пределах 6 – 10 лет. По мере езды рисунок протектора стирается, и колесная шина не способна выполнять свои непосредственные функции. Согласно законодательству за перемещение на «лысой» резине предусмотрен штраф в кругленькую сумму. Кроме наказания в денежном эквиваленте, управление автомобилем, в котором лысые шины, становиться небезопасным, и может повлечь за собой массу неприятностей.

По мере эксплуатации шины возникают следующие проблемы:

  • отслоение резины;
  • порезы и трещины;
  • проколы и выступление пузырей.

Такие проблемы могут возникнуть в результате ненадлежащего качества покрышек, а также могут быть связаны и с особенностями управления автомобилем. Соблюдая правила дорожного движения, оптимальный режим езды и эксплуатации машины, автомобилист может продлить срок использования автопокрышки.

Срок годности шипованной резины немного меньше. В среднем за сезон теряется, как правило, от 10 до 15 % шипов. Такие показатели предоставлены при спокойной манере езды, если автомобилист любит резкие маневры, тогда срок годности значительно сокращается.

Факторы, повышающие износ покрышек

На срок эксплуатации также влияет ряд дополнительных факторов, которые повышают износ резины. К их числу можно отнести следующие:

  1. Стиль езды и скорость . Постоянная езда на высокой скорости и резкие маневры увеличивают износ автошин, для авто со спокойной манерой езды характерен длительный срок годности покрышек;
  2. Дорожное покрытие . Также немаловажной деталью является качество дорожного покрытия.
  3. Температура асфальта . Сильно раскаленная температура асфальтного покрытия, значительно увеличивает износ шин.
  4. Размер легковых шин . У автопокрышки с широким профилем увеличивается трение при поворотах, что отрицательно сказывается на сроке годности.
  5. Своевременная замена . Для предотвращения износа автопокрышки, следует выполнять своевременную замену резины по сезонам.

Так что с точностью сказать, какой срок годности автопокрышки, достаточно тяжело, ведь многое зависит от манеры вождения и прочих немаловажных факторов. У некоторых автомобилистов комплект резины может прослужить и 8 лет, у других не больше трех.

Как продлить период годности покрышки


Продлить период пригодности покрышки можно с помощью нарезки протектора. Однако это не означает, что можно нарезать все покрышки, делать это можно лишь на тех, которые имеют одно из следующих обозначений:

  • Regroovable ;

Автошины для легковых автомобилей с этими маркировками обозначают, что заводом изготовителем предусмотрена нарезка протектора. Какой период времени прослужит такая резина тяжело сказать, в среднем в годах она выхаживает от 1 до 3 лет.

Также существует несколько известных правил, которые позволяют продлить период службы шины:

  • правильное хранение шин;
  • проверка давления воздуха;
  • своевременная переобувка ;
  • избегать агрессивной езды .

Придерживаясь данным правилам можно существенно продлить период службы покрышки, в результате чего экономиться материальное состояние, а автомобилист получит комфорт во время езды.

Итог

Пришло время подвести небольшой итог вышеизложенной информации. Период пригодности автошин для легковых автомобилей варьируется в промежутке 6 – 10 лет, а сроки замены каждый автомобилист определяет самостоятельно, исходя из износа покрышек. Бережный и аккуратный стиль езды увеличивает период эксплуатации автомобильных покрышек.

Еще на заре автомобилестроения, когда шины машин были из натурального каучука, который плавился на солнышке и дубел от мороза, конструкторы и производители задумывались над чем-то более совершенным. Ведь такие шины не далеко ушли от колеса на телеге гужевой повозки. В итоге, технологии развивались, методы обработки нефти совершенствовались, времена менялись.
В 1927 году, между прочим советским ученым Сергеем Васильевичем Лебедевым, был получен синтетический каучук, ставший прародителем материала современных шин. Но такой материал не стал панацеей, кроме самой резины обеспечивающей высокие эксплуатационные свойства для шин, также были важны и формы и профили шины. Впоследствии, протекторы шин стали плоские, для того чтобы обеспечивать большую площадь с дорогой, а значит устойчивость на дороге. Кроме того на них появился протектор. При этом в некоторых случаях протектор шин потребовал определенной установки шин, по их вращению. Именно об этих самых случаях установки, а также о том, что будет если установить шины неправильно, мы и расскажем в нашей статье.

Направление шин по вращению или типы протекторов шин

Если вы обратите внимание на протекторы шин, что ездят по вашему городу, то наверняка наиболее внимательные увидят, что шины бывают разные. В одном случае рисунок протектора словно шахматная доска, просто квадратики, в другом есть строгая направленность, относительно поперечной оси колеса, причем симметричная. И, в конце концов, направленность относительно этой оси бывает ассиметричная. То есть можно сказать о банальном, весьма известном факте, что протекторы шин бывают: направленные и ненаправленные. Причем наплавленный протектор шин может быть симметричный или ассиметричный.

(Классификация вида шин исходя из типа протектора)

Так зачем же производители утруждают себя выполнение этого рисунка, какую роль он играет при использовании шин? Ведь все это явно не только ради красоты.

Установка шин относительно протектора на шине

Начнем мы со случая, когда протектор ненаправленный. В этом случае о правильной установке шины, относительно того куда она должна вращаться, говорить не приходится. Что в одну сторону, что в другую – без разницы. Другое дело, когда протектор направленный.
Для автолюбителя – обывателя, который не хочет вникать в суть дела все просто. Смотри на маркировку на ободе «ROTATION», что с английского переводится как вращение, и ставь шину на машину в соответствии с вращением колеса по ходу движения автомобиля вперед.

Либо маркировку "outside" (наружная сторона)...

Для тех же кто хочет знать почему шину надо стаивать именно так и не иначе, и на что может повлиять неправильная установка шины, мы поведаем следующее.
Направленность протектора на шине призвана отводить из под нее жидкость, грязь, снежную кашу, то есть все то, что имеет низкую вязкость. При этом отвод этот необходимо для того, чтобы избежать так называемого эффекта аквапланирования. То есть предотвратить потерю контакта между дорогой и резиной. Зачем нужен этот самый контакт мы объяснять не будем. Лучше расскажем о том, как же направленный протектор отводит это все из под пятна контакта шины с дорогой.

Как правильно установленная шина с направленным протектором уменьшает эффект аквапланирования

Здесь можно долго рассказывать и пояснять. Но лучше, как говориться, один раз увидеть. Специально для вас мы сделали гифку. Взгляните.

По сути протектор работает как лопасти на центробежном насосе, когда он качает воду, за исключением того, что движущей силой здесь является не центробежная сила, а сила от выдавливания воды в канавки протектора. Сила возникает каждый раз, когда шина наезжает на ту жижу, которую должна выдавить. Так вода, грязь, мокрый снег выдавливается в канавку и отводится наружу. Колесо вращается дальше, и в канавку вновь выдавливается уже новая вода по ходу движения автомобиля. Из-за отвода такой "смазки" улучшается контакт между шиной и дорогой, что влечет за собой более безопасную езду. Вот так все просто и логично. Здесь хочется сказать о направлении рисунка. Как мы уже говорили, можно обратить внимание на маркировку «ROTATION», а можно взглянуть на рисунок.

(шина установлена правильно)

Так вот, канавки протектора всегда должны отходить от пятна контакта шины с дорогой в сторону задка машины, если смотреть сверху на колеса слева. И противоположная ситуация для колес справа. В этом случае можно маркировку на ободе не искать. Взглянул на рисунок протектора и поставить на машину шину по рисунку.

Что будет если направленные шину установить не в том направлении

Здесь все по логике происходящего, но в обратном порядке. Если всему что под нашими колесами (грязь, мокрый снег, вода) выдавливаться будет сложнее, так как канавки будут направлены на забор всей этой среды, то по факту получится, что в центре шины, в пятне контакта, будет образовываться избыточное давление. Оно будет стараться поднять шину, что способствует ухудшению сцепления резины с дорогой. Самом собой это не безопасно.

Однако если говорить о сухой дороге, когда на улице нет воды, или морозно и просто лежит снег, то наличие таких канавок, которые отводят воду, жижу, по сути ни к чему не обязывают. Также такие канавки не повлияют на ситуацию с ограниченной скоростью, порядка 5-20 км/ч.

Подводя итог о правильной и неправильной установке направленных шин на машину

Итак, направление канавок протектора на шине придумали не просто для красоты. Если они есть, то ими лучше воспользоваться. Направленные канавки протектора способствуют отводы жидкой среды из под колеса и тем самым улучшают контакт между резиной и дорогой. Поэтому обращайте внимание на правильную установку шины. При чем установить шину, необходимо обратить внимание на ее протектор. При этом подобное утверждение относится не только к тому кто ставит уже забуртованное колесо на автомобиль, но и механикам, которые устанавливают шину на диск. Ведь у машины должны быть два колеса на левый борт и два на правый. Никак не иначе!
Ну, и про случай когда эксплуатация все ведется с неправильно установленными шинами. Если на улице сухо, то разницы не будет никакой. Если же не улице слякоть, прошел дождь, то будьте предельно аккуратны. Вывести машину из аквапланирования будет очень сложно, а о печальных результатах можно не рассказывать. Вы и сами знаете все об этом и без нас.

Насколько шумные?

Тема акустического комфорта заботит очень многих автовладельцев. Теория вопроса выглядит так. При прочих равных условиях (производитель, ценовой сегмент) более шумными будут покрышки с направленным, V-образным (он же т. н. «дождевой) рисунком протектора.

Тут действуют законы физики: при расположении канавок и шашек протектора «елочкой» неизбежно возникает резонанс в плечевой зоне, что вызывает повышенный шум. Поэтому, если на первом месте стоит акустический комфорт, нежели более высокая скоростная устойчивость на мокрой дороге, лучше присмотреться к шинам с ненаправленным рисунком протектора.

Насколько мягкие?

Для российских дорог вопрос весьма актуальный. Общий принцип здесь таков: чем ниже профиль (упрощенно - высота) шины, тем она оказывается более жесткой и будет хуже поглощать неровности дороги.

В случае если шины имеют одинаковый профиль, но у одной боковина жестче, чем у другой, то которая мягче окажется при езде более комфортной. Но при этом ее будет легче повредить или даже «пробить» до диска, наехав на скорости на ухаб или трамвайные рельсы.

Какого года выпуска?

В последнее время этот вопрос задают довольно часто: многие ищут шины, выпущенные либо в текущем, либо, самое раннее, - в прошлом году.

Теоретически такие поиски - напрасная трата времени и сил, поскольку шины могут храниться свыше 3 лет, не теряя в свойствах. Однако храниться они должны правильно, и здесь тревога покупателя вполне обоснована, поскольку условия хранения он проконтролировать не в состоянии. С другой стороны, шины, которые долгое время хранились неправильно, можно сразу отличить по внешнему виду: обычно это мятые, измененной формы, покрышки.

В любом случае, покупая шины, стоит осмотреть их: здесь не должно быть вмятин на боковинах, радиальных («овал») и осевых («восьмерка») искривлений, никаких потертостей и трещинок; грани и окружность обода должны быть ровными.

Где сделаны?

Страной-производителем шин интересуются постоянно. Здесь, в первую очередь, покупатели боятся производства Китая, во вторую - России. На это мировые производители шин в один голос заявляют, что качество шин, выпускаемых под их маркой, будет всегда одинаковым, в какой бы точке планеты они ни были сделаны.

При производстве шин человеческий фактор минимизирован, и здесь главное заключается в используемых компонентах и оборудовании, которые на всех заводах - в Китае ли, в России, в Европе, Америке - используются одни и те же.

Подтверждают это и продавцы, говоря, что покрышки от мировых брендов, имеющие брак, попадаются одинаково редко среди шин, как сделанных в Европе, так и в Китае.

Что означают цветные точки на боковине шины и продольные полосы по окружности протектора?

Вопрос задается не особенно часто, но регулярно. Автовладельцы опасаются каких-либо пометок на шинах, считая их маркерами понижения сорта, выбраковки. Подобная информация кочует по Интернету либо распространяется всякими дворовыми «знатоками».

На самом деле точки на боковине шины - это маркер для балансировки: например, красная точка обозначает самое тяжелое место на покрышке, а желтая - самое легкое. Заметим, кстати, что при работе на современном балансировочном станке необходимость в точках отпадает, и монтажники на них даже не смотрят. По этой причине на одних шинах никаких точек нет; другие же производители их ставят просто «по-старинке».

Что касается продольных линий, опоясывающих шину по протектору, то это может быть либо след от тестировочного станка, на котором завод проверяет радиальное биение шины, либо внутренние производственные маркеры, которые наносятся для облегчения манипуляций с разными моделями и типоразмерами шин на складе.

На какую скорость рассчитаны?

Об этом также спрашивают постоянно. Ответ на вопрос содержится в маркировке шины: индекс скорости обозначается большой буквой латинского алфавита (например, Т, Н, Z, V), которая стоит после типоразмера. Понятно, что на стеллажах разглядеть что-то бывает трудно - вот и спрашивают у специалиста-консультанта.

Только надо иметь в виду, что максимальную скорость, при которой шина сохраняет свои сцепные свойства и характеристики, производитель дает для идеальных трековых условий, которым отечественные дороги однозначно не соответствуют. Посему, несмотря на то, что написано на шине, главной гарантией безопасности будет соблюдение ПДД.

Хорошо ли держат автомобиль на мокрой дороге?

Достаточно популярный вопрос. В ответ на него можно рекомендовать шины с направленным рисунком протектора, одно из названий которого как раз и есть «дождевой».

Впрочем, если не гнаться за экстремально скоростной ездой, то и у покрышек высокого ценового сегмента, имеющих обычный, ненаправленный рисунок протектора, показатели по сцеплению с дорогой и отводу воды - тоже на хорошем уровне.

Сколько прослужат?

Обычно этот, как и ряд последующих вопросов, задают, прицениваясь к какой-то конкретной модели. Данный вопрос можно назвать одним из наиболее популярных, поскольку шины, особенно сегмента «А» (т. е. высокого) недешевы; понятно, хочется, чтобы они ходили как можно дольше.

Единого критерия тут нет - производители постоянно стараются повышать ходимость своих покрышек. Но общий принцип таков: чем мягче резина шины, тем быстрее она стирается. Более мягкий состав смеси обычно имеют модели класса «спорт», у которых подобная резина протектора призвана обеспечить лучшие сцепные свойства (т. н. «прилипание») к дороге на высоких скоростях. Обратная сторона сей спортивной медали - более быстрый износ такой покрышки.

Есть ли гарантия и в чем она заключается?

Вопрос возникает как реакция на рекламу в СМИ и наклейки «гарантия» на самих шинах в магазине. Здесь гарантия на шины заключается в том же, в чем и любая другая: производитель, либо его представитель в виде магазина, заменит товар, в котором обнаружится заводской дефект.

Однозначно, если новую шину окажется невозможным отбалансировать либо при накачивании она не уплотняется, на ней появляются вздутия - «грыжи», такую покрышку магазин заменит без разговоров. Но когда автовладелец уже какое-то время поездил, а потом обращается с претензией - поменять шину будет проблематично.

Какие шины лучше всего подойдут для моего автомобиля?

Популярный вопрос. Такой простой и жизненный. Если вкратце, то здесь важно соответствие технического потенциала автомобиля и покрышек. Вот типичный пример: нет смысла ставить на бюджетную иномарку дорогие скоростные шины - тут вполне подойдут и покрышки попроще, из сегмента «В», поскольку уже сами динамические возможности машины не смогут реализовать возможности покрышек.

И наоборот: не стоит экономить и покупать на мощный автомобиль со спортивным характером бюджетную резину, поскольку она не позволит раскрыть весь потенциал такого автомобиля.

Консультант Дмитрий Вульбрун (Шина.ру).

Ловкие маркетологи поймали автомобилистов на крючок «свежих шин». Удачно созданный миф о высоком качестве резины «прямо из печи» подогревает интерес водителей. Покрышки, которые провели на складе год или два уже считаются старыми, а потому не пользуются спросом. Есть ли в такой позиции зерно логики и справедливости?

Когда наступает старость?

Популярность свежей резины возрастает на фоне скрытности шинных гигантов в отношении вопроса старения покрышек. Грань между «молодостью» и «старостью» шины провести достаточно сложно, поскольку на состояние резины влияет и стиль вождения, и климатические условия, и интенсивность использования. На руку производителей играет тот факт, что при активной эксплуатации покрышки стачиваются быстрее, чем наступает гарантийный момент старения. Следовательно, автомобилистам сложно назвать момент, когда именно резина вступает в пенсионный возраст.

Ученые проверили, что покрышки стареют из-за проникновения газообразного озона, содержащегося в атмосфере, в поры резины. При этом между молекулами каучука разрушаются соединения серы, а шина становится менее эластичной. Если резина хранилась и не использовалась, изделие становится хрупким и твердым, а молекулы резиновой массы «крошатся».

Пенсионеры на дорогах

Теоретически установлено и практически подтверждено, что колеса старше 7-8 лет потенциально опасны. Аналитики экспертной компании Dekra утверждают: если до покупки шины пролежали на складе продавца более 7 лет, риск попасть с ними в аварию увеличивается. Анализ тяжелых аварий на дорогах доказал, что во всех них участвовали авто с шинами-динозаврами возрастом до 12 лет. Эксплуатировать такие колеса нельзя, поскольку резина пересыхает, а на поверхности появляются микротрещины, грозящие обернуться разрывами и сквозными боковыми отверстиями. Признаки старения также отразятся на пригодности шин зимой и эффективности на мокрой дороге.

Считается, что с момента производства покрышка может пять лет храниться на складе продавца, а после еще пять лет безопасно эксплуатироваться. Несмотря на то, что многие производители предписывают покрышкам до 10 лет жизни, в магазинах сложно встретить таких мастодонтов: это удел барахолок. Такие выводы делают американские ученые, однако сравнивать качество украинских и американских дорог не стоит, а потому к таким «авторитетным» заявлениям лучше подходить со здоровой долей скептицизма. Немецкие эксперты, например, ограничивают срок годности новых автошин 6 годами, а специалисты из компании Continental и вовсе советуют менять резины после четырех сезонов. Российские органы сертификации пневматических шин выделяют для шины пятилетний гарантийный срок службы, начиная от даты изготовления. Неудивительно, что сотрудники автосервисов рекомендуют по истечению срока годности (в среднем 5-6 лет) менять даже те покрышки, которые эксплуатировались мало или вовсе пролежали без дела.


Шины с опытом

Если с колесами критичного возраста все предельно ясно, то как быть с покрышками средних лет? Насколько эффективно может эксплуатироваться резина, выпущенная 4-6 лет назад? Французский гигант Michelin предлагает свои гарантии прочности и надежности, утверждая, что его покрышки могут эксплуатироваться до десяти лет в том случае, если на протяжении всего срока службы на шинах ездили при нормальных условиях. Так, постоянное воздействие на резину активизирует в ней особые размягчители, которые блокируют появление трещин и отвердение. Водители к таким заверениям вправе относиться с опаской, поскольку другие производители и вовсе воздерживаются от комментариев на этот счет. Можно сделать вывод: если в постоянную интенсивную эксплуатацию поступила резина, выпущенная 4-5 лет назад, она смело «протянет» на дороге еще пять лет; если же пяти-, шестилетняя шина используется от случая к случаю, ее гарантийный срок вышел и покрышка нуждается в замене.

Специалисты дают собственные оценки долговечности покрышек:

  • - Летние шины могут эксплуатироваться не более 8 лет, если максимально допустимая скорость на них 180 км/час (индекс скорости S), в отношении покрышек с индексами скорости Н, V и ZR ученые менее оптимистичны. Если резина выдерживает высокие нагрузки, служить она может 4-6 лет. Год на складе продавца или производителя не причинит покрышкам вред, а поддержание необходимых условий хранения не ухудшит ходовые характеристики и за два года бездействия. Помимо прочего, некоторые водители отмечают, что инновационные импортные покрышки в отечественные магазины попадают лишь через год-два после мирового «дебюта» или в год выпуска, но в ограниченном количестве;

  • - Зимние покрышки теряют свои характеристики уже через 4 года эксплуатации. Резиновая смесь протектора со временем «стекленеет». Среди авторитетных компаний существует два диаметральных мнения о сроках хранения резины: немецкий автоклуб ADAC утверждает, что через два года хранения зимняя шина должна продаваться дешевле, поскольку перестает считаться новой, Semperit - что при условии правильного хранения изготовителем и продавцом, покрышка сохраняет свою новизну на протяжении первых двух лет.

Поскольку ученые-теоретики и практики сходятся только во мнениях об опасности новой резины старше 6-8 лет, все покрышки до этого возраста могут считаться безопасными. В силу особенностей рынка многие магазины предлагают своим клиентам колеса не старше 3-4 лет, считая это оптимальным сроком для хранения колес без дальнейшей потери функциональности. Выбор остается за водителями.

Как правило, на боковине шины нанесено множество надписей, далеко не всегда понятных среднестатистическому автолюбителю. На что нужно обратить особенное внимание и какая информация является важной и полезной?

Наиболее понятными для автолюбителя являются марка, модель и типоразмер шины – именно по этим параметрам большинство из нас выбирают шины для автомобиля. Более продвинутые автолюбители смотрят еще и на индексы скорости и нагрузки шин. Именно поэтому, вся перечисленная информация наносится на боковую поверхность шины крупным шрифтом, остальные же данные о шине, как правило, нанесены мелкими буквами и найти конкретный параметр часто бывает затруднительным. Что же там есть еще интересного?

Попробуем перечислить другие надписи на шине, на которые лучше обратить внимание в порядке их приоритетности. Важно при этом понимать, что противоположные боковины одной шины часто бывают разными, то есть содержат разную информацию, дополняя друг друга. Поэтому, шину придется изучить с обоих сторон.

Дата производства шины

На этот параметр нужно обязательно обращать внимание не только при покупке подержанных (б/у) шин, но и в автомагазине, покупая новые покрышки. Дело в том, что нередко бывают случаи, когда не проданные шины с прошлых сезонов (причем речь может идти даже о шинах трех-четырехлетней давности) скупаются оптом по-дешевке в европейских шинных центрах (так называемый шинный сток), после чего завозятся на отечественный рынок и продаются, как новые. Либо же отечественные шинные центры не стесняясь достают со складов в преддверие сезона шины, не проданные в прошлом году и продают их, как «новую коллекцию».

Проблема с такими шинами заключается, как правило, в условиях их хранения и перевозки на протяжении всего периода от даты производства. Кроме того, производители обычно не дают гарантий на сохранение эксплуатационных свойств шины после 5 лет хранения, даже если при этом соблюдены все требования . Таким образом, хорошо подумайте, стоит ли покупать резину, изготовленную год-два, а то и три назад – она точно не прослужит столько же, как новая, а в случае, если условия хранения были существенно нарушены – не исключено, что через короткое время Вы вынуждены будете снова купить новые шины.

Во всяком случае, прошлогодние шины никак не могут стоить столько же, сколько свежие такой же модели и размера – это аксиома.

Как узнать дату производства шины?

Согласно предписанию Департамента транспорта США (DOT Department Of Transportation – эта организация, в том числе, сертифицирует шины для продажи на рынке США), дата производства шин наносится на боковую поверхность покрышки обязательно, причем в четко обозначенной форме. С 2000-го года – это четырехзначное число в овале, первые две цифры которого означают порядковый номер недели года, а последние две цифры – год производства. Т.е., например, кодировка 3706 (как на картинке выше) на боковине шины означает, что шина сделана на 37-й неделе 2006 года . Данное правило касается всех шин всех производителей, которые ориентируют свою продукцию в том числе и на рынок США (сертификация DOT для американского рынка обязательна). По факту все ведущие производители шин следуют этому правилу, независимо от географии распространения шин.

До 2000 года дату производства на шинах обозначали трехзначным кодом (первые две цифры – номер недели, последняя – код года).


Правила установки шины на диск

Многие современные шины должны ставиться на диск по определенным правилам, которые обязательно нанесены на боковину покрышки. Следует заметить, что далеко не всегда мастер шиномонтажа вчитывается в маркировку шины , ориентируясь просто на свое понимание рисунка протектора. Особенно часто это происходит именно в межсезонье, когда шиномонтажные мастерские перегружены работой.

Поэтому, перед тем, как везти новые шины в шиномонтаж на бортировку, Вы должны для себы уяснить все нюансы их установки, просто для того, чтобы на месте быстро убедиться в том, что мастер все сделал правильно . Следует подчеркнуть, что неправильная установка шины не просто ускорит ее износ, но и существенно изменит ходовые характеристики шины, что неизбежно повлияет на безопасность вождения.


Итак, правила установки шины на диск обозначаются обычно так:

Rotation и/или большая стрелка , нарисованная на боковине шины указывают на направление, в котором должно крутиться колесо при движении автомобиля вперед. Такие обозначения всегда нанесены на направленной шине . Как правило, рисунок протектора таких шин имеет V-образный вид. Направленная шина обычно обладает повышенными водо/грязе отводящими свойствами.

Outside или Side Facing Outwards (внешняя сторона) и Inside илиSide Facing Inwards (внутренняя сторона). Такие надписи обычно нанесены на ассиметричной резине и указывают на обязательное расположение боковых поверхностей шины по отношению к автомобилю.


Left (левая сторона) и Right (правая сторона) – такие надписи наносятся на направленные ассиметричные шины , поскольку кроме направленности есть требования по расположению боковин относительно автомобиля. Таких шин должно быть две левых и две правых – это обязательно нужно учесть при покупке. Кроме того, обязательно контролируйте правильность установки этих шин на автомобиль непосредственно в шиномонтаже .

Tubeless , TL – варианты обозначения бескамерных шин . Если таких надписей на покрышке нет, шина может быть установлена только с камерой. Как правило, на камерных шинах наносят соответствующие надписи – MIT SCHLAUCH , Tube , Tube Type илиTT .


Сезонная принадлежность шин

Как правило, на шине нанесена информация о сезоне и/или погодных условиях, для которых предназначена шина. Вот что означают некоторые надписи (значки), свидетельствующие о сезонной специализации шины:

M+S (M&S ) – грунтозацепы . Эта надпись ни в коем случае не означает, что шина зимняя , хотя и расшифровывается, как Mud and Snow (грязь и снег – англ.). По факту, такая аббревиатура означает только то, что протектор шины предназначен для езды вне асфальта, либо же по асфальту с грязе-снеговой кашей. О химическом составе шины (а именно в этом состоит основное отличие зимних шин от летних) такая надпись на покрышке ровным счетом ничего не говорит. Маркировка M&S наносится на зимние, всесезонные, а также внедорожные летние шины .


AS (All Season), Any Season , All Season , R+W (Road + Winter), AW (Any Weather), A.G.T. (All Grip Traction) – варианты обозначения всесезонной резины . Напоминаем, что всесезонная резина абсолютно не предназначена для использования в сильные морозы и/или в теплую погоду – только при околонулевых температурах.

Rain , Aqua , Water , Aquatred , Aquacontact , либо нарисованный зонтик означают, что шина обеспечивает улучшенный отвод воды из пятна контакта с дорогой и, соответственно, сниженные характеристики аквапланирования – так называемая дождевая резина .

Нарисованная на боковой поверхности покрышки снежинка , либо надпись Winter указывают на зимнюю резину .


Типоразмер шины

Размерность шины - это одна из наиболее понятных для автолюбителя надписей на боковине покрышки, и выглядит она обычно примерно так:

195/65 R15

Подобная надпись на боковой поверхности автошины означает следующее: покрышка, которая перед Вами, имеет ширину 195 мм ,высоту профиля 65% от ширины (т.е. 195х0,65=126,75 мм ),внутренний (посадочный) диаметр 15 дюймов, и изготовлена по технологии производства радиальных шин (именно так, R – это не радиус, как считают некоторые автолюбители, а обозначение радиальной шины).

Именно эти параметры (за исключением радиальности) определяют общую геометрию колеса и позволяют судить о том, подходит Вам шина или нет по ее физическому размеру. Кроме того, нужно учитывать, что ширина шины (195) напрямую связана с посадочной шириной диска , поэтому, если Вы покупаете шины для установки их на уже имеющиеся диски, следует убедиться в том, что ширина шины соответствует ширине диска. Соответственно, если Вы планируете купить диски для уже имеющихся шин, это нужно учитывать при выборе дисков. Как узнать ширину диска?

Проще всего узнать, какая должна быть ширина диска для любого типоразмера шин, используя шинный калькулятор . Нетрудно заметить, что для каждой ширины шины калькулятор предлагает не точное значение ширины диска, а их (значений) допустимый диапазон. Лучше всего, если ширина Ваших дисков будет где-то в середине этого диапазона, но даже если это одна из крайних границ – ничего страшного в этом нет, это просто может немного усложнить работу мастера шиномонтажа при бортировке.

Радиальность шины имеет для потребителя на сегодняшний день минимальную информативность, ибо абсолютное большинство (если не все) легковых покрышек, которые производятся в мире – радиальные. Тем не менее, для общего развития, Вы можете прочитать подробнее о том, что такое радиальные шины и чем они отличаются от диагональных.

Индекс скорости, нагрузки, а также еще раз про сезонность шины

Сразу рядом с типоразмером на боковой поверхности покрышки обычно указаны индексы нагрузки (на картинке это 91 ), скорости (H ), сезонность (в некоторых случаях, на картинке - M+S ), а также возможность бортирования на диске без камеры (TUBELESS) .

Возможность собрать шину без использования камеры обозначается словом TUBELESS , если этого слова на покрышке нет - камера нужна.


Среди обозначений, которые автолюбители обычно связывают с сезоном применения автошин , существует два аналогичных, но не одинаковых: "M+S " и изображение снежинки . Со снежинкой все понятно, такое обозначение однозначно указывает на зимнюю специализацию шины. Гораздо сложнее ситуация с "M+S". Дословно аббревиатура расшифровывается, как Mad and Snow (грязь и снег), но на практике это обозначение рисуют на зимних, всесезонных, а также иногда и на летних "внедорожных" шинах (так называемых грунтозацепах). При этом состав резины, из которой изготовлены все эти шины, может быть очень разным, независимо от того, что рисунок протектора можно назвать аналогичным. Таким образом,обозначение M+S не указывает однозначно на зимнюю резину - это нужно помнить при выборе зимних покрышек.

Индекс скорости указывает на максимально допустимую безопасную скорость эксплуатации. Нужно понимать, что несмотря на то, что производители резины имеют склонность к перестраховкам, учитывая состояние наших дорог,категорически не следует не то, что превышать, а даже приближаться к допустимому максимуму, указанному на покрышке . Помните, что разрушение шины (любой) на такой скорости может привести к непоправимым последствиям.

Индекс нагрузки указывает на максимальный удельный вес автомобиля, который может приходиться на одно колесо. Тут нужно учитывать два момента. Во-первых, далеко не всегда вес автомобиля равномерно распределен между передней и задней осями, поэтому подбирая индекс нагрузки шины, нужно сделать небольшой запас в сравнении с четвертью полной загруженной массы автомобиля . И во-вторых, чем выше индекс нагрузки - тем толще каркас шины и меньше ее упругость (возможность амортизации ям неровностей дорожного покрытия), поэтому слишком большой "запас прочности" сделает езду на автомобиле менее комфортной и ускорит износ подвески . Таким образом, оптимальный индекс нагрузки - это приблизительно 30-35% полной массы автомобиля.


Таблицы соответствия индексов скорости и нагрузки автомобильных шин


Восстановленные шины (Retread)

Во многих странах существуют компании, занимающиеся восстановлением шин с изношенным протектором. Даже некоторые ведущие производители шин имеют дочерние предприятия, осуществляющие подобное производство. Соответственно, восстановленные шины попадают на рынок, соблазняя экономных автолюбителей своей низкой (в сравнении с новыми шинами) ценой. Насколько целесообразно и безопасно использовать такие шины?

Как определить восстановленную шину?

Если речь не идет о банальной подделке под известного производителя, на боковой поверхности восстановленной шины обязательно должна быть надпись, указывающая на «вторую жизнь» шины. Обычно это Retread (универсальное обозначение, анг.), Remould (такую надпись наносят американские производители восстановленных шин), Regummerad (немецкий вариант) или же по-русски –Восстановленная – если восстановление производилось в России.

Кроме того, надписи на боковинах восстановленных шин, как правило, нечеткие , а внутренняя поверхность таких покрышек обычно укрыта тонким слоем смеси сажи с резиновой крошкой (особенности технологии восстановления). Могут также быть и другие признаки – сетка из микротрещин на боковой поверхности , которая не затронута в процессе восстановления, наплывы резины на внутренних поверхностях в следствие ремонта проколов и т.д. В любом случае, при внимательном осмотре восстановленную шину определить совсем не сложно, особенно если есть возможность сравнить ее с новой.

Что восстанавливают?

При восстановлении, как правило, на изношенную шину наваривают новый протектор и (во многих случаях) боковую поверхность. При этом, каркас шины, брекер и прочие силовые части остаются от старой покрышки . В целом, по сути, восстановление шин – это косметический внешний ремонт шины . Причем рисунок протектора, который наваривают при восстановлении, далеко не всегда соответствует тому, который был нанесен на шину при ее производстве. Более того, одинаковый протектор наваривается на разные шины, часто даже разных производителей . Как естественное следствие – гарантировать одинаковость характеристик двух восстановленных шин с одинаковым (внешне) протектором не может никто.

Именно поэтому восстановленные шины всегда имеют сниженные характеристики и по скоростному режиму, и по индексу нагрузки. Речь идет о тех характеристиках, которые наносятся на боковую поверхность восстановленных шин. Гораздо сложнее с характеристиками, которые невозможно написать на шине – речь идет о разнице междку двумя внешне одинаковыми восстановленными покрышками, которые Вы установите на одну ось автомобиля. Чем они могут отличаться? Весом, жесткостью каркаса, температурными режимами эксплуатации и многими другими параметрами. А все эти «незначительные» параметры во многом определяют и курсовую устойчивость автомобиля, а также его поведение в экстремальных условиях.

Когда наваренные шины целесообразны?

Скупой платит дважды – всегда помните об этом. Но, если Вы никогда не нарушаете скоростной режим и никогда не предпринимаете агрессивных действий, находясь за рулем, кроме того, если Вы очень редко выезжаете за пределы Вашего города – в принципе, наверное Вы можете рассматривать вариант покупки восстановленных шин. Только при этом нужно понимать, что покупка восстановленных шин – это в любом случае лотерея. Обычно такие шины закупаются для такси либо для коммерческого транспорта , а можете ли себе позволить такие шины Вы – решайте сами. В любом случае, экономия на шинах - весьма сомнительное мероприятие, несмотря на то, что восстановление шин является частью программ по защите экологии.

Цветные метки на шинах

В Интернете можно найти множество версий происхождения цветных меток на новых шинах, начиная от той, что все цветные метки являются сугубо технологическими и для конечного потребителя никакого значения не имеют, и до того, что с помощью цветных меток производители шин маркируют бракованную и/или не прошедшую выходной контроль качества продукцию. Где правда?

На самом деле, логика подсказывает, что нанося любое обозначение на шину краской, которая рано или поздно сотрется (смоется) производитель шины предполагает, что информация, которую несет такая метка, имеет временную актуальность, скажем, до первого монтажа шины на диск. Вот от этого и нужно отталкиваться.

Существует три основных типа цветных меток, которые наносятся краской на поверхность шины:

1. Цветные круглые пятна диаметром 5-10 мм , нанесенные на внешнюю боковую поверхность шины ближе к ободу диска. Эти пятна бывают желтые, красные, зеленые, белые и т.д.

В зависимости от цвета и конкретного производителя шин эти пятна несут разную информацию. Желтым пятном, как правило, помечается самая легкая зона шины. При первом шиномонтаже это пятно рекомендуется совместить с ниппелем колеса – таким образом колесо в сборе будет более уравновешенным и потребует меньше компенсирующих грузиков при балансировке. Очевидно, что разница в весе разных частей шины в качественной новой покрышке мизерна, и актуальность этой метки пропадет уже при первом экстренном торможении, так что уже при втором шиномонтаже эту метку можно не искать.

Метки любого другого цвета либо несут схожую смысловую нагрузку (например, красной меткой обычно помечена самая тяжелая часть шины, которую рекомендуется установить напротив ниппеля), либо предназначены для использования при первой установке шины на новый автомобиль в заводских условиях, поэтому практически никакой ценности ни для потребителя, ни для мастера шиномонтажа не несут.

2. Цифра (число) в треугольнике (квадрате, окружности, ромбе) , нанесенное белой (как правило) краской также на внешнюю боковую поверхность шины.

Это знак, полностью аналогичный советскому штампу «ОТК». Сотрудник завода-производителя шины осуществляет выходной контроль качества готовой продукции и проставляет такой штамп, который, в свою очередь, выполняет две фукнкции: во-первых, он свидетельствует, что контроль произведен, и, во-вторых, он указывает на конкретного сотрудника-контролера, который несет ответственность за качество выходного контроля. Если Вы не работаете на заводе, где производятся шины, для Вас этот штамп ровным счетом ничего не значит.

3. Цветные полоски, нанесенные по окружности шины в области протектора , либо на сам протектор, либо внутри канавок.

Именно по поводу этих загадочных полос ходят разные слухи о том, что они могут указывать на бракованную или некондиционную шину. На самом деле, все предельно прозаично – полоски наносятся исключительно с целью быстрой идентификации разных моделей и типоразмеров шин на складах , когда складской работник видит только область протектора шин вследствие специфики их хранения.


«Непробиваемые» шины RunFlat

Не так давно на шинном рынке стали появляться шины, которые, по заявлениям производителей, полностью ликвидируют потребность в запасном колесе автомобиля. Так ли это на самом деле?

Вообще, идея создания шин, которые не боятся проколов, терзает воображение изобретателей с момента изобретения пневматических шин (шина, форма которой поддерживается за счёт давления накачанного в неё воздуха), как таковых. Отметим, что такие покрышки были изобретены Робертом Томсоном еще в далёком 1846 году.

За последние десятилетия было перепробовано множество разных концепций «непробиваемой» шины, от монолитной конструкции (не требующей воздуха, как такового) и до заправки шин специальным эластичным герметиком, способным автоматически «затягивать» небольшие проколы. Но в результате все производители шин пришли к тому, что оптимальным направлением развития идеи является усиление боковин шины -так называемая самоподдерживающаяся шина .

Именно такие шины сравнительно мало теряют в эксплуатационных характеристиках и в отдельных случаях таки способны ликвидировать необходимость запасного колеса, как явления. Правда, актуально это пока что лишь в избранных ситуациях и эксплуатация современных шин RunFlat всё ещё связана с определёнными нюансами, которые обязательно нужно понимать автолюбителю, который задумался над покупкой данного новшества.




← Вернуться

×
Вступай в сообщество «lenruo.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «lenruo.ru»