Установлено санитарно защитных зон. Расчет, установка и сокращение санитарно-защитной зоны предприятия. Санитрано-защитная зона. Общие положения

Подписаться
Вступай в сообщество «lenruo.ru»!
ВКонтакте:

Санитарно-защитная зона представляет собой территорию, разделяющую промышленные объекты и зоны, к качеству компонентов окружающей среды которых предъявляются особые требования. Ее основным назначением является нейтрализация любых негативных влияний со стороны предприятия на территорию проживания людей и другие защищаемые объекты. СЗЗ - это своеобразный буфер для загрязняющих веществ, шума, вибрации и других негативных последствий работы предприятия, уровень которых на границе с жилой зоной не должен превышать гигиенические нормативы. Чем выше вредность производства, тем больше площадь и дальше от промплощадки граница СЗЗ.

Согласно Статье 30, санитарно-безопасные зоны оцениваются по математическому моделированию. Мы считаем, что такой подход к разработке СНС крайне неприемлем с точки зрения землепользования, тем более, что требование в 25% в ст. 23 не основывается ни на каких гидрогеологических, санитарных или гигиенических или экологических соображениях, но является чисто формальным и включается составителями Указа для некоторых общих соображений.

Однако в последнее время такие проекты начали вновь вводиться для улучшения и исправления Министерством здравоохранения и региональными директоратами Министерства сельского хозяйства и продовольствия, которые требуют строгого соблюдения требований ст. 23.

Для каких объектов требуется разработка СЗЗ?

Далеко не все предприятия должны быть отдалены от жилых домов на определенное расстояние. Перечень объектов, для которых разработка проекта СЗЗ является необходимым условием работы, определен СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03:

  • предприятия легкой и тяжелой промышленности;
  • транспортные предприятия;
  • предприятия энергетической промышленности;
  • сельскохозяйственные объекты;
  • объекты торговли;
  • спортивные комплексы;
  • опытно-производственные предприятия;
  • объекты общепита.

По итогам разработки проекта СЗЗ территориальный орган Роспотребнадзора выдает заключение о соответствии территории вокруг объекта (СЗЗ) требованиям нормативных документов.

Такие интерпретации крайне неприемлемы с точки зрения защиты источников воды и полного недопонимания проблемы. В результате упомянутых координационных файлов ряд проектов СО 2 месторождений минеральных вод остаются в ожидающем состоянии и со временем не развиваются. Примером этого является Огняново-Гарменское месторождение, где количество и эксплуатация нерегулируемых объектов угрожает привести к истощению месторождения полезных ископаемых и изменению качества воды.

Предложение о добавлении ст. Большинство существующих источников воды, выявляющих минеральные воды, расположены на урбанизированной территории, и нет возможности полетов для создания защитных полос с нормативными размерами. В качестве примера можно привести источники воды с месторождений Сандански и Софии-Княжево.

Расчет СЗЗ - стоимость проекта сокращения санитарной зоны

Стоимость работ по разработке и согласованию проекта СЗЗ определяется классом опасности предприятий производства, площадью территории и количеством загрязнения воздуха. Госпошлины в смету не входят.


Тип Цена
Разработка проекта санитарно-защитной зоны От 60 000 руб.

Основные этапы проектирования СЗЗ

Целью разработки проекта может быть создание СЗЗ с обоснованием ее размеров и расположения. Также нередки случаи, когда разрабатывается для уже существующей СЗЗ проект сокращения, позволяющий согласовать новые границы зоны, на которых показатели вредных воздействий не превосходят установленные нормативы. Обычно сокращение санитарно-защитной зоны вызвано изменением плана застройки территории, а разработка нового проекта инициируется именно застройщиком.

Болгарская ассоциация подземных вод была создана в качестве консорциума видных специалистов в области подземных вод. Накопленный профессиональный опыт гидрогеологических исследований и проектирования дает нам достаточные основания для обоснованных предложений по изменению существующих правил, касающихся регулирования санитарно-защитных зон вокруг водных источников, используемых в питьевых целях, особенно тех, которые показывают минеральные воды.

Большинство подготовленных проектов были приняты и одобрены, а области были созданы, но некоторые из них были возвращены и не координированы Министерством здравоохранения и Региональными управлениями Министерства сельского хозяйства и продовольствия для пересмотра и исправления, главным образом по причинам, изложенным выше, в отношении со ст. 23.

Непосредственно проектирование СЗЗ осуществляется в несколько этапов:

  • заказчик совместно с организацией-разработчиком согласовывают задание на разработку проекта;
  • производится сбор информации о предприятии (особенности производства, наличие и количество источников загрязнения и так далее);
  • расчетная часть проекта и проведение замеров показателей на местности;
  • планирование мероприятий по наблюдению за соответствием значений загрязняющих воздействий установленным нормативам (обычно мониторинг осуществляется в течение периода до 1 года после согласования проекта);
  • получение санитарно-эпидемиологического заключения и согласование СЗЗ с органом Роспотребнадзора.

Разработать СЗЗ должна специализированная организация на основе принятых методик по оценке различных типов загрязнения окружающей среды. Замеры показателей производятся аккредитованными лабораториями.

Проданов и бормотание пугали меня в кабинете Алексея Петрова. На дне так называемого «спонтанного протеста» нарушены экономические интересы, сказал на пресс-конференции мэр муниципалитета Септемри Марин Рачев. Он показал акты в отношении трех объектов недвижимости, которые были объявлены частным муниципальным имуществом со времен его предшественника Петра Бошева, которого Рачев в последние дни отрицал в общественной муниципальной собственности и тем самым застраховал их от продажи третьим сторонам.

Санитарно защитная зона документация для проекта

Потому что под свойствами есть минеральная вода. Мы отменили свойства, и начались протесты - они являются результатом скрытых намерений определенных субъектов. Почему протестующие не вышли осенью, когда городской совет принял увеличение пошлины за передачу?! Случай с минеральной водой не со вчерашнего дня. Мы давно попросили городской совет делегировать наше право захватить водопровод, действовать в активах муниципалитета Септември.

Готовый проект включает в себя информацию о работе предприятия, характере загрязнений, особенностях территории и прилегающих объектов, расчет СЗЗ на основании уровня загрязнений атмосферы, шумового, электромагнитного и других воздействий. Разработчик должен предоставить информацию о планируемом благоустройстве территории, включая организацию зеленых зон.

Кроме того, сам трубопровод полностью обесценился. Он был построен в 1960-х годах, в основном для труб с пряжей. Мы провели подробный анализ того, сколько это стоило бы заменить, и расчет показал цену 3 лв. За кубический метр для передачи воды, - пояснил мэр.

Проданов угрожал ему в своем кабинете немой. Которые представились от имени Алексея Петрова. На вопрос, почему в других муниципалитетах, таких как Сандански и Велинград, стоимость передачи воды составляет 12 центов кубической, мэр ответил, что фиксированные сборы являются проблемой для соответствующих муниципалитетов. Это не наша работа. Если они захотят, они также могут отдать это. Начальник строительной дирекции в муниципалитете. Мы хотим, чтобы он завершился раньше, и мы должны были заплатить за него плату, сказал мэр.

Классификация промышленных объектов

По количеству и уровню вредности производимых выбросов и других негативных воздействий, а также в зависимости от особенностей технологического процесса и наличия очистных сооружений каждый промышленный объект причисляется к одному из 5 принятых классов. Для каждого из этих классов определены размеры нормативной санитарно-защитной зоны:

Он также выступил против утверждений о том, что вода была небольшой. Есть восемь скважин, но только две воды нарисованы, и две трети воды из этих двух скважин впадают в реку Чепинска из-за плохих труб. В противном случае, согласно документам Бассейнового управления, потребляется две трети воды, но на месторождении имеется огромный ресурс, который не используется. Наша цель - провести новые исследования месторождения, сделать дополнительные бурения. В то же время, с реконструкцией водопровода, чтобы сделать новые отклонения с необходимой изоляцией и всеми, кто хочет использовать воду, - сказал мэр.

  • 1000 м - для 1 класса;
  • 500 - для 2-го;
  • 300 - для 3-го;
  • 100 - для 4-го;
  • 50 - для предприятий, соответствующих 5 классу.

Если установленная нормативная СЗЗ не обеспечивает снижения воздействий негативного характера на границе с жилой или защищенной территорией, то границы устанавливаются на основании проведенных расчетов и их подтверждения натурными замерами.

Уже был «огромный интерес» к использованию минеральной воды. Около 200 человек из Варвары, Ветрен дола и Септември изучали возможность регистрации в качестве юридических лиц. Создавать гостевые дома и связываться с минеральной водой. Идея состоит в том, что в будущем большая часть граждан, отправляющихся в Велинград, выберет гостевые дома в сентябре. Марин Рачев выступил против инициативы Инициативного комитета о том, что существует проблема в реконструкции водопровода, поскольку она дороже, чем ее замена.

Нормально быть дороже, мы не можем заменить трубы в районах дорожных лотов. Там, где это разрешено, они будут заменены, а где нет - будут перестроены. В противном случае Агентство дорожной инфраструктуры не может позволить себе замену. По поводу заявлений мэра Варвары Николая Николова.

Особенности проектирования СЗЗ

Ширина СЗЗ может быть уменьшена, если:

  • уровень загрязнения атмосферы на планируемой границе СЗЗ меньше или соответствует нормативам (учитываются лабораторные измерения, проводившиеся в течение минимум 1 года);
  • результаты замеров физических воздействий (шум, вибрация, электромагнитные волны и так далее) ниже нормативных значений;
  • переход предприятия к более низкому классу опасности за счет снижения мощностей, внедрения нового оборудования или перепрофилирования.

Проект СЗЗ должен предусматривать озеленение территории в соответствии с классом опасности предприятия:

Мэр Рачев сказал, что нет дискриминации в отношении этой деревни и привел в качестве примера вновь открытую площадку. Неверно, что некоторые люди продают недвижимость. Все продается на публичных торгах, другое - вопрос о том, сколько мы можем продать, потому что близкий друг мэра Пеша Марокко, исполнитель правоприменения, получит деньги от возможных продаж. Весной мы перечислили ему 880 тысяч левов, а теперь есть 550 тысяч левов больше ваучеров и процентов из-за действий предыдущих мэров и задержки предоставления кредита официальным правительством, сказал также мэр Рачев.

  • для объектов 4 и 5 классов - 60% территории;
  • для 2 и 3 - 50%;
  • для 1 - 40% с обязательным барьером из кустов и деревьев в направлении жилой застройки.

В основе расчетной части проекта СЗЗ лежат следующие исходные данные:

Для каких объектов строительство в санитарно-защитной зоне запрещено?

Размещение различных объектов на территории существующей СЗЗ также определено нормативными документами. Не должны располагаться в пределах СЗЗ такие объекты, как:

Добыча руд и нерудных ископаемых

Он категоричен, что муниципалитет не разрушил ограду санитарно-защитной зоны вокруг бурения минеральных вод, снабжая гостиницу Николая Проданова «Аква Варвара». Объект одобрен приказом министра окружающей среды и водных ресурсов, и за его ущерб в прокуратуре проводится расследование.

Санитарно-защитные зоны являются охраняемыми участками вокруг скважин, колодцев, дренажей и источников, где сельскохозяйственная, техническая и инженерная деятельность создает условия для воздействия на количество и качество воды в водозаборных сооружениях.

  • жилые дома (многоквартирные, частные, дачи);
  • учреждения образования;
  • спортивные, медицинские и развлекательные объекты;
  • предприятия по производству или хранению питьевой воды;
  • объекты пищевой промышленности.

Заказывая разработку проекта СЗЗ в ООО "НПЦ ЭКОПРОМСЕРТИФИКА", вы доверяете работу профессионалам в области природоохранного нормирования и проектирования. Стоимость проекта зависит от особенностей работы и размещения предприятия. Связавшись с нами по телефону в Москве 8-495-665-6487, в регионах 8-800-301-0187 или посредством электронного сообщения, вы получите бесплатную консультацию по интересующему вопросу.

Для защиты вод и водных объектов от загрязнения и повреждений установлены санитарно-защитные зоны вокруг источников воды и объектов для питьевого водоснабжения и водных источников для минеральных вод, используемых для исцеления, профилактики, потребления и гигиены.

Многие муниципалитеты полагаются на подземные воды из колодцев, колодцев и дренажных систем для питьевого и бытового водоснабжения. Уровень грунтовых вод колеблется в зависимости от сезона, возрастает или уменьшается. Этот процесс связан как с количеством выпавших осадков, так и с режимом работы объектов водоснабжения.

12 ноября 2015 г. исполнилось 5 лет с того момента, когда установление санитарно-защитной зоны (далее — СЗЗ) для действующего (в т.ч. промышленного) объекта стало необязательным. Однако по сей день сохраняется практика выдачи владельцам таких объектов предписаний о необходимости обязательного установления СЗЗ, несмотря на то что положения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения говорят об обратном.

В проекте организации санитарно-защитной зоны

Защита от внедрения загрязняющих веществ в водоемы. Обеспечение проектного количества и качества воды на объекте абстракции в течение срока действия разрешения на водозабор. Сохранение источника воды в состоянии, позволяющем в будущем использовать его для питья.

Проект обоснования сокращения СЗЗ

В санитарно-защитной зоне есть три зоны защиты. СОП разработаны с использованием численных гидрогеологических моделей, которые отражают гидродинамическую среду в области абстракции воды, взаимодействия с другими источниками воды и миграционных характеристик окружающей среды. Подготавливается проект создания санитарно-защитной зоны. Документация предоставляется в бассейновые директораты, которые после принятия и выдачи разрешений на водозабор начинают процедуру установления.

Как правило, при обосновании своей позиции о необходимости разработки СЗЗ для действующего промышленного объекта инспекторы Роспотребнадзора ссылаются на письмо Роспотребнадзора от 22.11.2010 № 01/16400-0-32 «О разъяснении изменений № 3 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03». Однако данное письмо не является нормативным правовым актом , не содержит обязательных требований и, к слову, было признано утратившим силу письмом Роспотребнадзора от 24.08.2012 № 01/9550-12-32 «О разъяснении отдельных положений СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (новая редакция)» (далее — письмо № 01/9550-12-32).

Подготовка конструкции и конструкции санитарно-защитной зоны осуществляется на основе следующих нормативных актов. Закон о кадастре и земельной книге. Закон о территориальном планировании. Закон об использовании и использовании сельскохозяйственных земель.

Закон о восстановлении права собственности на леса и земли лесного фонда. Проекты по созданию санитарно-защитных зон включают. Результаты технико-экономических обоснований. Гидрологические и климатические данные. Пояснительная записка, поясняющая ограничения и запреты в отдельных поясах, режим землепользования сельскохозяйственных земель.

Давайте разберемся, насколько правы представители административного органа в своем стремлении обязать владельцев действующих объектов, являющихся источником воздействия на среду обитания человека, разрабатывать и устанавливать СЗЗ.

Где кроется корень зла?

Напомним, что в соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 13.07.2015; далее — Федеральный закон № 96-ФЗ) в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются СЗЗ организаций . Размеры таких СЗЗ определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

Данные о мощности и технологии очистных сооружений. Данные о количестве и качестве сточных вод в этом районе и способах их очистки и повторного использования. Индикаторы воды в соответствии с применимыми правилами качества поверхностных вод, предназначенных для питьевых и бытовых целей.

Указание точек отбора воды в источнике воды. Календарный план реализации проекта. Изучение, проектирование, создание, проверка и эксплуатация санитарно-защитных зон вокруг водных источников и сооружений для: подачи питьевой воды из поверхностных вод; водоснабжение питьевой воды из подземных вод; минеральные воды, используемые для лечения, профилактики, потребления и гигиены.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 был утвержден СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее — СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Согласно п. 1.2 (в действующей редакции от 09.09.2010) СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 требования данных санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся , реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Санитарные зоны обеспечивают

Обеспечение проектного количества и качества воды на объектах абстракции в течение срока действия разрешения на воду; сохраняя источник воды в состоянии, позволяющем использовать его для питьевых целей будущими поколениями.

Санитарно-защитные зоны состоят из трех ремней

Неясно, как сбрасываются здания в полностью застроенной зоне Б из Искарской плотины, сообщает Софийская вода о состоянии санитарно-защитной зоны плотины.

Строго охраняемая зона А и санитарно-безопасная зона В. В течение периода обработки была демонтирована инженерная структура водотока, которая разработала проект. Проект был предоставлен Софинвестом, после чего Софийская вода обратилась с просьбой об открытии процедуры создания зоны с прилагаемым документом.

Приведенная редакция п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 действует с 12 ноября 2010 г. , т.е. со дня вступления в силу Изменений и дополнений № 3 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.09.2010 № 122 (далее — Изменения и дополнения № 3).

До 11 ноября 2010 г. включительно п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 выглядел немного по-другому (выделено автором):

Таким образом, в соответствии с Изменениями и дополнениями № 3 действующие объекты были исключены из области применения СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. В связи с этим с 12 ноября 2010 г. СЗЗ разрабатываются и устанавливаются в обязательном порядке только в том случае, если объект строится или реконструируется . Если же указанная деятельность не ведется, оснований для разработки проекта СЗЗ попросту нет.

Тем не менее на практике «благодаря» искаженному толкованию санитарно-эпидемиологических требований возникают неправомерные ситуации.

Ситуация № 1

Владельцы действующих объектов, являющихся источником воздействия на среду обитания человека, периодически привлекаются к административной ответственности по ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за необеспечение установления СЗЗ.

В качестве обоснования указанного подхода его сторонники, как правило, указывают:

  • п. 3 ст. 16 Федерального закона № 96-ФЗ :

Извлечение
из Федерального закона № 96-ФЗ

Статья 16. Требования охраны атмосферного воздуха при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности

[…]
3. В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
[…]

Как видим, в данном пункте не указано, в отношении каких именно объектов (действующих, вновь строящихся, реконструируемых) необходимо устанавливать СЗЗ;

  • п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (выделено автором):

Извлечение

[…]
3.1. Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
[…]

  • п. 3.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (выделено автором):

Извлечение
из СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

[…]
3.12. Размеры санитарно-защитной зоны для проектируемых, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств устанавливаются на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.) по разработанным в установленном порядке методикам, с оценкой риска здоровью для промышленных объектов и производств I и II классов опасности (расчетная санитарно-защитная зона).
[…]

Рассматриваемый подход в большинстве случаев используется как удобный повод для привлечения лица к административной ответственности, а не для цели улучшения ситуации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Например, промышленный объект исторически находится в центре населенного пункта. Установление СЗЗ для данного действующего объекта не будет отвечать главному и, по сути, единственному своему назначению — недопущению размещения территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания в зоне негативного влияния объекта.

Тем не менее владелец объекта привлекается к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ и получает от административного органа предписание с формулировкой «обеспечить разработку и установление СЗЗ».

Учитывая, что ориентировочный размер СЗЗ в данном случае, как правило, не может быть соблюден, хозяйствующий субъект вынужден «подгонять» СЗЗ под границу промышленной площадки, что делает процедуру установления СЗЗ просто-напросто бессмысленной.

В противовес такому подходу отметим, что п. 3 ст. 16 Федерального закона № 96-ФЗ не преследует цели детально определить, для каких именно объектов разрабатывается и устанавливается СЗЗ, а содержит лишь бланкетное положение. В свою очередь, п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 четко устанавливает, в каких случаях применение санитарных правил является обязательным: к ним относятся строительство или реконструкция соответствующего объекта.

Ситуация № 2 (обратная)

Владельцам действующих объектов, проявившим инициативу установить СЗЗ в добровольном порядке, отказывают в установлении СЗЗ в связи с тем, что требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не распространяются на действующие объекты.

Такие случаи действительно встречаются, хотя и достаточно редко. В подобной ситуации с использованием приведенных выше положений Федерального закона № 96-ФЗ и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 можно разъяснить представителю Роспотребнадзора, выступающему оппонентом, что установление СЗЗ является не только обязанностью , но и правом владельца объекта.

При этом в соответствии с п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 проектирование СЗЗ осуществляется на всех этапа х разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.

ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ И УСТАНОВЛЕНИЯ СЗЗ

Итак, мы обозначили типовые подходы к разработке СЗЗ, основанные на неверном толковании норм действующего законодательства. Теперь перейдем к этапам разработки и установления СЗЗ для объектов, являющихся источником воздействия на среду обитания человека.

Для начала отметим, что в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 все объекты, оказывающие воздействие на среду обитания человека (в т.ч. промышленные объекты и производства), подразделяются на пять классов опасности (I-V классы).

Класс опасности объекта в первую очередь определяет ориентировочный размер расчетной СЗЗ, который должен быть подтвержден по результатам проведенных натурных исследований и измерений.

Сам процесс установления СЗЗ можно условно разбить на 5 основных этапов и 1 факультативный:

  • основные этапы :

1) разработка проекта СЗЗ;

2) проведение экспертизы проекта расчетной СЗЗ;

3) проведение натурных исследований и измерений для подтверждения расчетных размеров СЗЗ;

4) получение санитарно-эпидемиологического заключения на проект СЗЗ;

5) установление СЗЗ Главным государственным санитарным врачом РФ или Главным государственным санитарным врачом субъекта РФ;

  • факультативный этап — внесение сведений о границах установленной СЗЗ в правила землепользования и застройки муниципального образования.

Этап I. Разработка проекта СЗЗ

Разработка проекта СЗЗ требуется только для объектов I-III классов опасности (см. п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). При этом данная «льгота» является весьма противоречивой, т.к. иного порядка установления СЗЗ, кроме рассмотрения уполномоченным органом проекта СЗЗ и результатов его экспертизы, в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не имеется.

На рассматриваемом этапе проводятся расчеты для определения необходимых (достаточных) размеров СЗЗ объекта.

Ориентировочные размеры СЗЗ для различных объектов приводятся в гл. VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Однако, даже обнаружив свой объект в санитарной классификации, владелец данного объекта не может быть уверен в том, что указанный размер СЗЗ является достаточным, что обусловливает необходимость проведения расчетов размеров СЗЗ для конкретного объекта.

Этап II. Проведение экспертизы проекта расчетной СЗЗ

В соответствии с п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в составе документации, представляемой в уполномоченный орган для установления СЗЗ, должны быть представлены результаты экспертизы проекта СЗЗ с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями .

Таким образом, на данном этапе к процессу разработки и установления СЗЗ привлекают экспертное учреждение — аккредитованную организацию. Как правило, в качестве таковой выступают центры гигиены и эпидемиологии, однако положениями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не ограничен круг организаций, которые могут быть привлечены к проведению экспертизы. Единственным критерием выбора такой организации является наличие у нее аккредитации.

Следует отметить, что уточнений насчет надлежащей области аккредитации привлекаемых организаций СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не содержат.

Этап III. Проведение натурных исследований и измерений для подтверждения расчетных размеров СЗЗ

Согласно п. 4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установление размеров СЗЗ для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.

Таким образом, подтверждение достаточности расчетных размеров СЗЗ осуществляется посредством обязательного проведения натурных исследований и измерений. При этом документом, определяющим количество исследований и измерений, а также номенклатуру исследований и измерений, является программа наблюдений, утверждаемая в составе проекта СЗЗ.

Существует два самых распространенных мифа, связанных с порядком проведения натурных исследований и измерений при установлении СЗЗ:

1) исследования должны проводиться в течение всего календарного года;

2) количество исследований должно составлять:

  • 50 измерений в год — для объектов I и II классов опасности;
  • 30 измерений в год — для объектов III-V классов опасности.

Последний миф связан с тем, что до вступления в силу Изменений и дополнений № 3 (т.е. до 12 ноября 2010 г.) пп. 4.2 и 4.3 содержали соответствующие положения (выделено автором):

Извлечение
из СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03
(в ред. от 06.10.2009; утратила силу 12.11.2010)

[…]
4.2. Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании:
[…]
- систематических (годовых) натурных исследований и измерений загрязнения атмосферного воздуха (не менее пятидесяти дней исследований
[…]
4.3. Для промышленных объектов и производств размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании:
[…]
- систематических натурных исследований и измерений загрязнения атмосферного воздуха (тридцать дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке), уровней физического воздействия на атмосферный воздух.
[…]

Начиная же с 12.11.2010 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не содержит требований к продолжительности и количеству исследований и измерений.

При этом в соответствии с письмом № 01/9550-12-32 (которое, напомним, не является нормативным правовым актом) при составлении программы натурных исследований и измерений рекомендуется распределять их в течение года посезонно .

Таким образом, при проведении экспертизы проекта расчетной СЗЗ отсутствуют основания для предъявления требований к минимальному количеству исследований и измерений. Однако включение в программу наблюдений определенного количества исследований и измерений может осуществляться по рекомендации организации, проводящей экспертизу.

Этап IV. Получение санитарно-эпидемиологического заключения на проект СЗЗ

Обязательным условием установления СЗЗ является предварительное получение санитарно-эпидемиологического заключения (далее — СЭЗ) на проект СЗЗ.

В различных субъектах Российской Федерации существуют разночтения, которые касаются в основном определения момента времени, когда необходимо получить СЭЗ:

1) до начала проведения натурных исследований и измерений (на проект расчетной СЗЗ);

2) после проведения натурных исследований и измерений (на проект окончательной СЗЗ).

«Благодаря» размытым формулировкам положений СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 этот вопрос более чем неоднозначный.

В соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 13.07.2015; далее — Федеральный закон № 52-ФЗ) проекты СЗЗ утверждаются при наличии СЭЗ о соответствии данных проектов санитарным правилам .

После прочтения указанного положения возникает вопрос: что в Федеральном законе № 52-ФЗ подразумевается под понятием «проекты СЗЗ» ? Ведь проектирование СЗЗ осуществляется в два этапа — разработка расчетной СЗЗ и разработка окончательной СЗЗ (выделено автором):

Извлечение
из СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

[…]
2.2. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона , выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) — на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
[…]

В свою очередь, в соответствии с п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установление, изменение размеров установленных СЗЗ для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации в том числе на основании:

При этом согласно п. 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры СЗЗ могут быть установлены, изменены на основании решения и СЭЗ Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя в том числе на основании результатов экспертизы проекта СЗЗ с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.).

Как видно из приведенных положений, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не дает четкого ответа на вопрос о том, на каком этапе проект СЗЗ следует представить в Управление Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации.

Как результат — наличие противоречивой практики в регионах: в одних регионах страны принято получать СЭЗ на проекты расчетной СЗЗ до проведения натурных исследований и измерений, а в других, напротив, управления Роспотребнадзора готовы выдавать СЭЗ только после проведения натурных исследований и измерений и доработки (при необходимости) проекта окончательной СЗЗ.

Расставить точки над «i» в 2012 г. попытался Роспотребнадзор:

Извлечение
из письма Роспотребнадзора от 27.11.2012 № 01/13460-12-32
«О санитарно-защитных зонах»

[…]
В соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проект санитарно-защитной зоны утверждается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам.
[…] рассмотрение проектов расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон промышленных объектов и производств I, II, III класса опасности и неклассифицированных объектов, а также выдача на указанные материалы санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) действующим санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам осуществляется управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации.
[…]

Таким образом, Центральный аппарат Роспотребнадзора считает, что СЭЗ оформляется в отношении проекта расчетной СЗЗ (т.е. до проведения натурных исследований и измерений).

Этап V. Установление СЗЗ Главным государственным санитарным врачом РФ или Главным государственным санитарным врачом субъекта РФ

Процедура установления СЗЗ различается в зависимости от того, к какому классу опасности отнесен объект, являющийся источником воздействия на среду обитания человека.

В случае если объект отнесен к I или II классу опасности , СЗЗ устанавливается Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ (п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

В отношении объектов III, IV и V классов опасности СЗЗ устанавливается решением Главного государственного санитарного врача субъекта РФ (п. 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Учитывая, что специальный срок для рассмотрения документов и принятия решения об установлении (отказе в установлении) СЗЗ действующим законодательством не предусмотрен, документация заявителя должна быть рассмотрена в пределах общего срока рассмотрения обращений граждан — 30 календарных дней.

Этап VI (факультативный). Внесение сведений о границах установленной СЗЗ в правила землепользования и застройки муниципального образования

Напомним, что одной из основных целей установления СЗЗ является недопущение размещения в ее границах объектов с нормируемыми показателями качества среды обитания человека (например, жилой застройки).

При этом решения о начале строительства различных объектов на земельных участках, оказавшихся в границах установленной СЗЗ предприятия, или о предоставлении таких земельных участков гражданам принимаются без ведома владельцев объектов, для которых установлена СЗЗ.

Подобные случаи впоследствии приводят к бесконечному разбору хозяйствующими субъектами «писем счастья» от недовольных жителей по поводу неприятного запаха и чрезмерного шума, исходящих от предприятий, и судебным тяжбам по спорам, связанным с нарушением режима СЗЗ.

Предотвратить застройку и предоставление земельных участков под застройку иногда можно, уведомив администрацию муниципального образования о состоявшемся установлении СЗЗ с указанием на необходимость внесения в правила землепользования и застройки изменений, направленных на нанесение «красных линий» на карту населенного пункта.

Справедливости ради надо сказать, что у хозяйствующих субъектов, безусловно, нет обязанности информировать органы муниципальной власти об установлении СЗЗ предприятия , однако такой обязанности нет и у главных государственных санитарных врачей РФ и субъектов РФ.

В свою очередь, органы местного самоуправления, оставаясь в неведении, рано или поздно без каких-либо угрызений совести могут распорядиться принадлежащими им земельными участками, например, предоставив их для целей строительства.

Своевременное уведомление представителей муниципальной власти в будущем может послужить веским аргументом в пользу предприятия при возникновении спора о недопустимости нарушения режима СЗЗ путем размещения в ее границах «несовместимых» территорий или объектов.

В соответствии с п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 (в ред. от 30.01.2015), издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается .

Подробнее о разработке данного документа см.:

- Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: история, проблемы и перспективы // Справочник эколога. 2014. № 4. С. 6-8;

- Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: анализируем изменения в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 // Справочник эколога. 2014. № 5. С. 10-21;

- Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: последствия изменений и экспертиза СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 // Справочник эколога. 2014. № 6. С. 7-11;

- Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: изменения № 4 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 // Справочник эколога. 2014. № 7. С. 10-12;

- Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: экспертиза СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 // Справочник эколога. 2014. № 8. С. 21-28;

- Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: страсти по СанПиН // Справочник эколога. 2015. № 1. С. 15-18 (прим. редакции) .

В соответствии с данной статьей нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа :

  • на граждан — от 100 до 500 руб.;
  • на должностных лиц — от 500 до 1000 руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 500 до 1000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Речь идет о результатах экспертизы проекта расчетной СЗЗ до проведения натурных исследований и измерений.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «lenruo.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «lenruo.ru»