Самому поменять радиатор охлаждения. Причины снятия элемента системы охлаждения. Что нужно знать про радиатор

Подписаться
Вступай в сообщество «lenruo.ru»!
ВКонтакте:

Если двигатель Вашей машины стал часто перегреваться, а температурный датчик буквально «кричит», то с радиатором охлаждения движка что-то произошло. Замена радиатора будет более выгодной, нежели его ремонт, к тому же даже одна трещина спровоцирует появление пары-тройки новых, что непременно скажется на двигателе, причем скажется не самым лучшим образом. Для того, чтобы установить новый радиатор, не обязательно ехать в автосервис, Вы сможете все сделать собственноручно в гараже.

Что нужно знать про радиатор

Недооценивать значение радиаторов нельзя, так как именно этот элемент защищает двигатель от перегрева. Радиатор состоит из охлаждающего элемента и бачков с креплениями. Именно к этим бачкам прикрепляются трубки, шланги и патрубки, идут они по верху или низу радиатора. Фактически, радиатор – это теплообменник, отвечающий за отвод тепла. Обычно эта деталь расположена прямо перед двигателем. Необходимо учитывать тот факт, что радиатор находится в условиях, крайне близких к экстремальным, то есть под действием высоких температур и агрессивной внешней среды, посему не удивляйтесь тому, что иногда этот элемент перестает нормально функционировать. Радиатор может перестать работать из-за неисправностей охлаждающего элемента или же из-за сломанного бачка. При появлении такой поломки нужно или быстро все ремонтировать, или менять радиатор. В противно случае двигатель авто попросту перегреется, что очень нежелательно.

Главная функция радиатора охлаждения двигателя – поддерживать нужную для нормальной работы двигателя температуру. Когда двигатель только запущен, то радиатор тепло от него не забирает, благодаря чему движок может быстро прогреться. При достижении нужной температуры, в работу включается термостат, который «включает» . После продолжительной работы движка с высокой частотой оборотов, температура охлаждающей жидкости возрастет. Если это происходит, то начинает работать вентилятор, который гонит воздушный поток через центр радиатора дабы усилить теплообмен.

После того, как Вы запускаете двигатель, происходит нагревание жидкости до температуры в 120°С из-за большого давления в герметичной системе. Как только двигатель глушится, температура жидкости постепенно снижается, понижая и давление в системе. Детали, стенки которых достаточно тонкие, страдают от механических и термических нагрузок, а это приводит к ускорению процесса коррозии. Как известно, сильно ослабляет детали и соединительные элементы, которые через время попросту выходят из строя.

Радиатор может выйти из строя или по причине внушительного «возраста», или из-за механических повреждений, или из-за слишком высокого внутреннего давления. Если слишком долго использовать одну и ту же порцию охлаждающей жидкости, то это станет причиной формирования коррозии, а заржавевшие частицы будут забивать всю систему, а это будет мешать формированию и поддержанию рабочей температуры. По этой причине двигатель может перегреться, а охлаждающая жидкость закипит, в следствии чего будут образовывать паровые пробки, будет формироваться слишком высокое давление в системе, что приводит к разрыву радиаторных сот и патрубков. Если еще и не работает клапан, который нужен для отвода паров, то разрыв произойдет гораздо быстрее. Для того, чтобы не допустить подобный инцидент, радиатор нужно вовремя поменять, а для этого его придется демонтировать.

Что нужно для снятия радиатора

Прежде, чем переходить к выполнению работ, нужно сказать несколько слов о том, какие потребуются для этого инструменты. В принципе, ничего особенного Вам не нужно будет: обычный набор ключей, пара отверток и свободная чистая емкость под антифриз. Если Вы решили не ремонтировать радиатор, а установить новый, то придется купить новое изделие. Лучше приобретать оригинальную деталь, на которую выдается гарантия. Все же выбор за Вами, так как цена оригинала выше, чем цена копии, более, чем в 2 раза.

Процесс снятия радиатора

Современные радиаторы снимаются легко и просто, в низ есть небольшой ряд креплений. Далее Вы узнаете, как именно все сделать правильно.

1) Нужно слить антифриз

Переходить к выполнению работ по снятию радиатора нужно только после того, как двигатель полностью остынет, иначе Вы просто получите ожог от кипящего . Для начала открутите крушу давления, которая может находится или на самом радиаторе, или на отдельном бачке, если он есть. Крышка давления находится в самом верху радиатора. Вы наверняка ее заметите из-за характерной надписи «Не открывать при работающем и горячем двигателе». Нестрашно, если произойдет небольшая утечка антифриза. Охлаждающая жидкость в системе находится под давлением, поэтому небольшая утечка – в порядке вещей.

Заранее заготовьте тару, куда Вы будете сливать находящийся в системе . У большинства машин есть специальный краник или сливная пробка снизу радиатора – просто открутите этот краник или откройте пробку, антифриз сам выйдет из системы. Если он не будет вытекать, то возьмите мягкую проволоку, которой нужно пробить заглушку. В случае отсутствия этого крана или пробки, а также невозможности убрать засорение с помощью проволоки, просто отсоедините нижний толстый шланг радиатора. Можете сохранить этот антифриз, его не обязательно менять после того, как Вы его сольете. Если ему уже много лет и километров, то в любом случае придется залить новую охлаждающую жидкость.

2) Отключите шланги и провода радиатора

Перед снятием радиатора, нужно проверить все шланги и хомуты. Если что-то из них износилось, то обязательно нужно купить им замену. Как показывает практика, хомуты с винтовыми зажимами практически всегда ломаются, поэтому замену им нужно покупать заранее. Если нужно, то можете сделать для себя заметки для того, чтобы можно было подключить все шланги обратно. Не путайте шланги, который идут к основному радиатору и к радиатору кондиционера. Нельзя путать сами радиаторы, устройство для кондиционера расположено ближе к решетке. Скорее всего, к радиатору кондиционера будет идти всего пара трубок (не шлангов), так как в них формируется достаточно внушительное давление. Эти трубки вообще нельзя трогать.

Кроме шлангов сверху и снизу, которые Вы сразу заметите, внизу, скорее всего, будет еще один шланг, а в случае наличия расширительного бачка к нему также будет идти шланг. К радиатору будет подходить электрический пучок проводов, которые соединяют само устройство с датчиком температуры и с автоматическим выключателем вентилятора. Все эти провода нужно обязательно отсоединить перед тем, как снимать радиатор.

3) Демонтируем вентилятор

Между радиатором и вентилятором может быть проводок. Все зависит от конструкции – придется или снимать вентилятор, чтобы получить доступ к радиатору, или же снимать все вместе. В некоторых моделях авто под радиатором может быть расположен брызговик, который тоже нужно убирать. У машин с коробкой-автомат может быть специальный охладитель в КПП, причем этот охладитель находится внизу радиатора. Обязательно отключите батарею от аккумулятора прежде, чем демонтировать радиатор, так как он имеет электрическое соединение.

Зачастую, крепления радиатора легкодоступны и заметны сразу, но к некоторых моделей радиатор может фиксироваться необычными креплениями: внимательно рассмотрите радиатор и найдите точки, где находятся крепежи. У рядового радиатора имеется 4 крепежа по бокам и пара шлангов сверху и снизу. У электрического вентилятора болты держат не только вентилятор, но и кожух.

Прежде, чем откручивать любой маслянистый штуцер, под место соединения подставьте емкость, куда будет стекать масло. Если антифриз можно будет заливать обратно, то масло повторно использовать запрещено. В коробку передач залейте свежее масло, как только будет установлен новый радиатор. Масляные соединения нужно закрыть резинками или полиэтиленом, благодаря чему туда не будет попадаться грязь.

Болты крепления радиатора нужно отвернуть, а если устройство достается с трудом, то уберите все, что мешает. Не забывайте, что удаляемые детали должны остаться целыми. Вытаскивайте радиатор очень осторожно, дабы не повредить мягкие внутренние слоты и корпус радиатора. Постарайтесь не задеть лопасти радиатора, если отдельный демонтаж вентилятора невозможен.

И напоследок, несколько советов по установке нового радиатора. Прежде всего, он должен идеально входить в место крепления. Не помещайте его слишком резко, так как могут повредиться пластины. После установки верните на место все шланги, а зажимы плотно защелкните. В случае возникновения проблем с установкой шлангов, смажьте их теплоносителем. И только после того, как радиатор и шланги установлены, в систему заливается охлаждающая жидкость.

Подписывайтесь на наши ленты в

Как заменит радиатор на ВАЗ-2114? А данный радиатор подходит также для моделей Лады 2108, 2109, 2199, 2113 и 2115.

Начнем с тосола, надо его слить, открутив сливную пробку на нижнем левом углу радиатора…

Радиатор Лада 2108-2115

…, а после — открутим фильтр воздушный (как у нас показано внизу на фото), который крепится на двух болтах,под головку на 13 — в данном случае. Освобождаем фильтр от воздуховода, ослабив хамут (под фигурную отвертку).

Откручиваем гайки верхнего крепления радиатора

Замена радиатора…

После чего, ослабляем хомутик «обратки» расширительного бочка

И переходим к патрубкам. На фото внизу показано, что их можно снять ослабив хомуты с помощью отвертки или ключом на 7 или 8.

Как открутить патрубок от термостата

На фотографии выше мы видим, что нижний патрубок не просто прикручен к термостату, а посажен на герметик, что исключает возможность протекания. так же снимаем и верхний патрубок.

Снимаем верхний патрубок радиатора

Обязательно отсоедините штекер питания вентилятора.

А теперь аккуратно вытащите радиатор и проследите за тем, чтобы не потерять посадочные подушечки. Их две по нижним углам радиатора.

А теперь нужно снять вентилятор с радиатора. Для этого нужно открутить четыре гайки на 10. Где они расположены вы можете увидеть на фотографиях ниже.

После чего, таким же образом, установите вентилятор к новому радиатору и установите на свои места два патрубка. И в обратном порядке установите радиатор на место.

В конце остается лишь залить тосол (лучше антифриз). Его нужно залить в расширительный бачок. Тосола в такой радиатор заливается примерно 8 литров. Но, залив полный радиатор и расширительный бачок заведите машину и пусть она работает. По мере нагревания термостат откроется и тосол в расширительном бочке уйдет в систему. Потом уже доливайте потихоньку до максимальной отметки на расширительном бочке.

Повреждение радиатора, сопровождающееся нарушением его герметичности, зачастую ведёт к его замене, так как радиатор в большинстве случаев не ремонтопригоден. Так сложилось, что стоимость снятия и/или замены радиатора - довольно недешёвая процедура, поэтому желательно уметь снять радиатор самостоятельно.

Кроме того, алюминий не так хорошо рассеивает тепло, как это делала медь на старых автомобилях, поэтому современный радиатор имеет ячеистую структуру из так называемых слотов или плавников, которые помогают охладить антифриз. В то же время эти слоты могут легко забиться грязью , и не всегда лучшим выходом является прочистка радиатора.

Однако, у нас для Вас хорошие новости: современные лёгкие радиаторы, как правило, также легко и просто снимаются, имея небольшой ряд креплений. А вот как снять радиатор и заменить его, мы рассмотрим подробнее ниже.

Основное устройство радиатора и что будет нужно снимать

Сливаем антифриз

Итак, снимать радиатор необходимо тогда, когда двигатель охладиться, иначе есть большая вероятность ошпариться близким к температуре кипения воды тосолом. В первую очередь нужно открутить крышку давления на радиаторе - или на отдельном бачке, если он установлен. Это крышка в самой верхней части радиатора - она обычно бросается в глаза, и на ней написано что-то вроде "Не открывать при работающем или горячем двигателе ". Ничего страшного, если оттуда вытечет немного антифриза - он находится в системе под давлением, и потому это нормальное его поведение.

Приготовьте чистую ёмкость, куда Вы будете сливать антифриз.

Большинство автомобилей имеют кран или сливную пробку в нижней части радиатора - открутите (откройте) его, и антифриз из радиатора должен вытечь. Если он не течёт, потыкайте в заглушку мягкой проволокой или выкрутите кран. Если Вы не видите у себя в автомобиле крана или сливной пробки, или если Вы не в состоянии очистить засорение проволокой или выкрутить пробку, отсоедините нижний толстый шланг радиатора.

Сохраните охлаждающую жидкость для повторного использования - её не обязательно заменять после слива, хотя, если ей уже много лет и километров, то лучше всё-таки залить новый антифриз; если у Вас есть специальный прибор для замера плотности антифриза в охлаждающей жидкости - ареометр - то лучше замерить плотность. Слейте её в чистую ёмкость, затем процедите через марлю, чтобы удалить ржавчину и грязь. Отложите пока ёмкость с антифризом в сторону.

Отключаем шланги и провода на радиаторе

Перед тем как снять радиатор, проверьте все шланги и хомуты на них. Заранее купите им замену, если шланги потрескались или износились, или, если хомуты сильно заржавели - они могут легко сломаться, когда Вы будете их снова устанавливать на радиатор. Однако, классические хомуты с винтовыми зажимами лучше сразу купить на замену, так как они ломаются (срываются) почти всегда.

При необходимости, сделайте заметки или рисунки, где и откуда Вы снимали каждый шланг. Кроме того, не перепутайте таковые, ведущие к основному радиатору и радиатору кондиционера . К слову, радиатор кондиционера обычно расположен перед основным (ближе к решётке радиатора), поэтому не перепутайте сами радиаторы! К радиатору кондиционера, скорее всего будут подходить только две трубки - именно трубки, а не шланги, потому как в них достаточно высокое давление. Именно эти трубки трогать не нужно.

Помимо верхних и нижних шлангов, которые обычно сразу бросаются в глаза, скорее всего, будет один шланг внизу радиатора, а также небольшой шланг к расширительному бачку (расширительного бачка может и не быть в зависимости от марки машины, но он есть, к примеру, почти на всех радиаторах корейцев Kia и Hyundai). Также чаще всего к радиатору подходит пучок электрических проводов к датчику температуры или автоматическому выключателю электрического вентилятора. Эти провода, конечно же, также должны быть отсоединены перед снятием радиатора.

Отсоединяем (или не отсоединяем) вентилятор

Вентилятор может быть прикручен к радиатору. В зависимости от конструкции, Вам нужно либо снять вентилятор, чтобы освободить радиатор, либо Вы снимете радиатор вместе с вентилятором. Проверьте руководство по эксплуатации автомобиля или попросту взгляните и оцените конструкцию на месте в подкапотном пространстве.

Некоторые автомобили имеют брызговик под радиатором, который также должен быть удалён. Автомобили с автоматической коробкой передач могут иметь охладитель масла в коробке передач, установленный в нижней части радиатора.

Отключите аккумуляторную батарею перед тем, как начать снимать радиатор, который имеет электрические соединения.

Снимаем радиатор

Хотя, в большинстве автомобилей Вы сразу найдёте крепления радиатора (хотя, может быть и не все сразу), некоторые автомобили имеют необычные крепления радиатора: посмотрите внимательно по всему радиатору и найдите точки креплений - они не всегда очевидны. Так, на некоторых Опелях есть только один болт, установленный с резиновой втулкой внизу радиатора. Когда болт удаляется, радиатор вытаскивается снизу вверх по пазам. Типичный радиатор в большинстве современных автомобилей имеет четыре боковых крепления, а также верхний (или два верхних) и нижний шланг. Электрический вентилятор может быть прикреплён болтами вместе со своим кожухом.

Перед тем, как Вы открутите какие-либо масляные штуцеры (используемые, как правило, на радиаторах с автоматической коробкой передач), подставьте под место соединения контейнер, готовый поймать в случае чего стекающее масло. В отличие от антифриза, масло вновь использовать будет нельзя - долейте в коробку передач свежее масло после замены радиатора (см. статью о том, как проверить и долить жидкость в АКПП).

Закройте отсоединённые масляные соединения - как на радиаторе, так и на самих шлангах - полиэтиленовыми пакетами или резинками, чтобы не пустить в них грязь.

Отвинтите болты крепления радиатора (мы их должны были уже найти) так, чтобы радиатор можно было легко достать, удаляя всё, что необходимо для этого удалить, но хорошо думая перед удалением, что может находиться внутри этих деталей. Радиатор необходимо вытаскивать очень осторожно, чтобы не раздавить мягкие слоты и сам корпус радиатора, а также чтобы не повредить лопасти вентилятора, если радиатор снимается вместе с последним.

Охлаждение двигателя

Система охлаждения двигателя - это жизненно важная система автомобиля. Можно аккуратно доехать до нужного пункта с повреждениями, например, в подвеске машины или с неработающими фарами, однако при сломанной системе охлаждения - нет: двигатель автомобиля мгновенно перегреется и закипит, что уже чревато серьезными последствиями.

Радиатор - один из ключевых элементов системы охлаждения. Радиатор играет значительную роль, так как это центральный узел всей системы охлаждения двигателя и предохраняет мотор от серьезного перегрева. Известно, что радиатор охлаждения автомобильного двигателя находится в условиях повышенных температуры и давления. В этих экстремальных условиях составляющие системы загрязняются и стареют намного быстрей других узлов автомобиля. Поэтому поломки радиаторов охлаждения двигателя - явление весьма нередкое. Когда радиатор охлаждения двигателя выходит из строя, его замена становится самым очевидным способом решения проблемы. Это наиболее быстрый и надежный вариант избавления от проблемы. Однако с другой стороны, замена поврежденного радиатора охлаждения двигателя на новый - совсем не дешево. Зачастую выгодней радиатор автомобиля отремонтировать. Чтобы решить, нужно ли менять радиатор автомобиля или можно обойтись только ремонтом, - необходимо разобраться в происхождении и виде повреждения данной детали автомобиля.

Виды неисправностей радиатора автомобиля

Автомобильный радиатор конструктивно устроен весьма несложно. Он состоит из сердцевины, пронизанной множеством трубочек. Еще, в конструкцию этого устройства входят два бачка или две банки, расположенные выше и ниже сердцевины. Иногда банки стоят по бокам. Специальная охлаждающая жидкость, циркулирующая в системе, относит от цилиндров мотора лишнее тепло и поступает по ходу циркуляции в трубочки радиатора автомобиля, где происходит охлаждение двигателя встречным потоком воздуха. В случае, если двигатель работает в стоящей машине, движение воздуха к радиатору охлаждения двигателя обеспечивается лопастями вентилятора принудительно.

Поломки радиаторов охлаждения двигателя, как правило, вызываются естественными причинами старения и выработкой ресурса, а также беспечностью владельца автомобиля, не уделявшего необходимого внимания радиатору. В том числе, забывая вовремя добавлять охлаждающую жидкость или чистить поверхность радиатора автомобиля от пыли и грязи. Существуют две главные группы поломок. Первая - повреждение сердцевины и течи с бачков. В основном, радиаторные бачки изготовлены из пластика, на котором со временем образуются вызывающие течи микротрещины. Многие автовладельцы, обнаружив подобную неисправность, делают попытки самостоятельно решить проблему, с помощью кустарных способов восстановления бачков. Увы, большинство таких попыток ремонта радиатора автомобиля лишь на короткое время останавливают течи, а в дальнейшем с ними бывает очень сложно справиться уже профессионалам. Здесь ремонт детали бывает уже бесполезен, и надо покупать новую - на замену. Обратившись к специалистам, едва обнаружив подтеки бачков радиатора, ремонт радиатора автомобиля можно сделать довольно недорого. При этом владелец автомобиля получает гарантию на проделанную работу, так как применяемая технология сварки пластика отработана за долгие годы и может обеспечить работу детали на длительное время. Более радикальный способ - заменить бачки из пластика на металлические, которые навсегда решают проблему течи, но они стоят заметно дороже. Кстати, этот способ очень популярен у многих обладателей японских автомобилей. К примеру, на отдельных моделях Subaru пластиковые бачки часто трескаются даже на новых машинах.

Более серьезного ремонта радиатора автомобиля требует поломка сердцевины радиатора. Эти повреждения обычно связаны с появлением течи, которая в данном случае - результат повреждения алюминиевых или медных трубочек, из которых формируются так называемые соты, или центральная часть радиатора охлаждения двигателя. Причины повреждения сердцевины разные. В основном, это результат повреждения механического характера: попавшими в радиатор камнями из-под колес других автомобилей или соприкосновение с радиатором лопастей вентилятора охлаждения. Одной из частых причин появившейся протечки бывает коррозия. Ремонт поломанных сот - занятие чрезвычайно сложное и, увы, часто малоэффективное. Чтобы его произвести, необходимо не только иметь специальное оборудование, но и высокий уровень профессионализма. О том, чтобы выполнить такой ремонт радиатора автомобиля хорошо в кустарных условиях гаража - нужно сразу забыть. Стоимость ремонта сердцевины радиатора автомобиля значительно больше восстановления его пластиковых частей. В случае, если повреждения сердцевины не имеют массовый характер, и течь всего одна, а автомобиль сам еще довольно новый, то есть радиатор автомобиля не забит отложениями, можно обратиться в специализированную мастерскую для ремонта радиатора автомобиля, так как покупка и установка нового обойдется дороже, чем ремонт поломанного.

Ремонтировать или менять?

Применяемые в наше время способы ремонта радиаторов автомобиля могут в большинстве случаев почти полностью восстановить данную деталь автомобиля. В наиболее частых случаях повреждений - ремонт радиаторов автомобиля требует почти в два раза меньше средств, чем замена его на новый. Особенно, когда речь идёт о дорогих моделях автомобилей. Еще нужно учитывать, что довольно часто решение вопроса поломки радиатора автомобиля заменой детали на новую, может заставить ждать необходимую запчасть месяц, а то и больше. Таким образом, если для российских моделей машин и для большинства недорогих иномарок радиаторы охлаждения двигателя чрезвычайно часто бывают в наличии в специализированных магазинах, то для других автомобилей радиатор можно и не найти сразу. При том, что ремонт и восстановление поврежденного автомобильного радиатора займет около пары дней. Но часто случается, что и ремонт радиатора автомобиля ожидаемого эффекта не приносит. Скорее, нужно сказать о случаях, в которых ремонт неуместен. Ведь, некоторые неисправности этой детали не подлежат ремонту. Так, к примеру, когда неисправность вызвана засорением трубок радиатора автомобиля агрессивными химическими веществами, чистка его будет бесполезна. Трубки не смогут пропускать через себя охлаждающую жидкость. Здесь единственным эффективным способом будет замена радиатора на новый. Бывает и так, что после кустарного ремонта радиатор автомобиля подлежит только замене. Особенно часто такое бывает после неправильного применения всевозможных из-за чего закупоривается не только течь, но и весь радиатор автомобиля в целом. Нельзя забывать, что неправильный ремонт радиатора автомобиля может навредить всей системе охлаждения автомобиля. А это уже гораздо более серьезные масштабы работ и затраты на них…

Эксперты:

Анна Лайкова , директор специализированного Автоцентра « Termo - Mobile » :

- Отремонтировать, пожалуй, невозможно только сгнивший радиатор автомобиля. Все остальные поломки поддаются ремонту. Я бы рекомендовала водителям покупать медные радиаторы. Во-первых, у них лучше теплоотдача, то есть они лучше забирают тепло, и двигатель быстрее охлаждается. Во-вторых, они проще в ремонте. Медный радиатор почти со 100-процетной вероятностью можно восстановить. Вообще, чинить радиатор автомобиля почти всегда дешевле, чем покупать новый. Сейчас появляются новые технологии. Например, течь трубки можно починить технологией «напыление металла» - поврежденное место усиливается, на молекулярном уровне наращивается металл. Ремонт одной трубки стоит в среднем 700 рублей. В целом, на легковой автомобиль не составит проблем купить новый радиатор. Он будет стоить всего порядка 3-4 тысяч рублей. На грузовики и спецтехнику купить новый радиатор уже сложней. В таких случаях, как правило, практикуется изготовление под заказ.

Сергей Борисов , директор мастерской ремонта автомобильных радиаторов :

- В каждом индивидуальном случае надо разбираться отдельно. Когда-то дешевле чинить радиатор автомобиля, когда-то покупать новый. В одних случаях, цена ремонта составляет 30% от цены нового радиатора, в других - равняется стоимости нового.

Некоторые поломки легко ликвидировать. Например, если трубка радиатора пробита камнем, починить ее ничего не стоит. И обойдется это недорого. Однако если радиатор автомобиля сгнил - то уже ничего не поможет. Его починка просто нерентабельна. Особенно актуально гниение радиатора для городов, в которых посыпают дорогу реагентами.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «lenruo.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «lenruo.ru»