С какой скоростью надо двигаться. Выбор безопасной скорости движения. Определение нагрузки на двигатель дедовским методом

Подписаться
Вступай в сообщество «lenruo.ru»!
ВКонтакте:

С какой скоростью ездить? Одни водители отвечают-не более 60, другие - 80-90 км/ч. Кто из них прав?

Дать рекомендации на все случаи невозможно. Да и не нужно. Скорость должна соответствовать дорожной обстановке, условиям движения и индивидуальным особенностям водителя. Даже высокая скорость может быть безопасной, если она правильно выбрана. И наоборот, при сравнительно низкой скорости не исключены дорожно-транспортные происшествия.

К сожалению, многие водители не умеют правильно выбирать безопасную скорость. По данным ГАИ, превышение и неправильный выбор скорости являются наиболее частыми причинами дорожно-транспортных происшествий. А ведут к этому лихачество, алкогольное опьянение, неправильное понимание дорожно-транспортных ситуаций, иллюзии при восприятии скорости движения и т. д.

У некоторых водителей существует мнение, что быстрая езда является признаком мастерства вождения. Однако при анализе стиля езды бывалых шоферов результат получается иным. Опытные водители ездят без больших перепадов скорости, без интенсивного разгона и резких торможений, с наименьшим количеством переключений передач. Такой режим движения меньше утомляет водителя и пассажиров, позволяет снизить расход топлива и уменьшить износ автомобиля. Средняя же скорость движения почти одинаковая.

Интересен в этом отношении опыт, проведенный в ФРГ. Водители двух одинаковых легковых автомобилей получили задание проехать 1500 км по одному и тому же маршруту. Первый водитель должен был двигаться с максимально возможной скоростью, не нарушая, разумеется, Правил дорожного движения; второй обязан был двигаться в общем потоке транспорта. Автомобили оборудовали аппаратурой для регистрации скорости, расхода топлива, числа торможений. Анализ результатов эксперимента показал, что водитель первого автомобиля приехал на 31 минуту раньше, однако этот выигрыш достался ему слишком дорогой ценой: несколько раз он попадал в аварийные ситуации, более 1300 раз тормозил, причем около 200 раз очень резко.

Практика показывает, что только около половины водителей умеют правильно определять скорость движения управляемого ими автомобиля. Но, несмотря4 на это, у многих из них отсутствует привычка контролировав скорость движения по спидометру. Необходимо помнить, при длительном движении у водителя, притупляется чувство скорости. Двигаясь на высокой скорости по шоссе, водитель по инерции продолжает поддерживать ее и при проезде населенного пункта. Это очень опасно.

В различных автомобилях скорость воспринимается неодинаково. Это объясняется разным расстоянием от глаз водителя до дорожного покрытия, расположением проемов окон кабины разной высоте, а также воздей ствием вибрации и шума. Водителям необходимо это учитывать, особенно при переходе с одной модели автомобиля на другую Особенно часто встречаются ошибки в определении скорое встречного автомобиля. Следует помнить, чем ближе встречный автомобиль или чем больше его габариты, тем большей кажется его скорость. В тумане, при дожде и в сумерках скорость встречных машин представляется меньшей, чем при ясной солнечной погоде.

Как же правильно выбирать режим движения на городских улицах и загородных дорогах? Правила дорожного движения требуют, чтобы водитель вел транспортное средство со скоростью, не превышающей установленных ограничений, с учетом интенсивности движения, дорожных и атмосферных условий, а также особенностей и состояния транспортного средства и груза.

Статистика аварийности свидетельствует, что с ростом интенсивности движения увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий вследствие существенного усложнения условий движения. Известно, что наиболее безопасной является скорость, равная скорости транспортного потока. Достаточно сказать, что если скорость автомобиля отличается от средней скорости потока на 30 км/ч в большую или меньшую сторону, то вероятность дорожно-транспортного происшествия для водителя возрастает примерно в 10 раз; если же разница в скоростях увеличивается до 60 км/ч, вероятность совершения аварии возрастает до 1000 раз. Учитывая это, водители должны выбирать скорость, мало отличающуюся от средней, установившейся на данном участке дороги.

При движении в интенсивном. транспортном потоке водителю приходится осуществлять много действий, непосредственно связанных с управлением автомобилем. Кроме того, он должен следить за пешеходами и другими участниками движения. При средней скорости 40 км/ч води* тель выполняет до 20 операций в минуту. Если же ее увеличить. количество операций настолько возрастает, что можно не успеть выполнить те, которые непосредственно влияют на безопасность движения. Поэтому на городских улицах с интенсивным движением скорость следует выбирать с учетом не только дорожной обстановки, но и своего мастерства. Безопасность в конкретных условиях определяют многие факторы. Для начинающего водителя даже невысокая скорость (40-50 км/ч) может оказаться опасной, так как его внимание в основном сосредоточивается на манипулировании органами управления. Понятно, что такой водитель быстро устает- сказывается отсутствие навыков управления и, как следствие, большое нервное напряжение. Лишь с течением времени, после формирования и закрепления навыков управления автомобилем, водитель более или менее легко справляется с длительным вождением.

Легкость управления автомобилем вначале достигается при движении на небольших скоростях, порядка 40-60 км/ч. Если же малоопытный водитель увеличит скорость до 70-80 км/ч, он снова напрягается и быстро устает. Это свидетельствует о том, что водитель не подготовлен еще к движению на высоких скоростях и что при управлении возможны ошибки могущие привести к аварийным ситуациям.

Следовательно, начинать вождение автомобиля или возобновлять его после долгого перерыва следует на небольших скоростях. И лишь после того, как действия по управлению автомобилем станут почти автоматическими, можно переходить к более высоким скоростям. Форсировать этот процесс ни в коем случае нельзя.

Опытный водитель не отвлекается на процесс управления. Его внимание направлено исключительно на оценку меняющейся обстановки. Он не совершает резких неожиданных маневров, его действия всегда понятны другим участникам движения.

В условиях интенсивного движения важно внимательно наблюдать за скоростью окружающих автомобилей и выдерживать дистанцию безопасности. Для этого каждый водитель должен уметь правильно определять величину остановочного пути своего автомобиля. На сухом асфальте, где коэффициент сцепления 0,7, длина тормозного пути увеличивается пропорционально квадрату скорости. Например, автомобиль, двигающийся со скоростью 60 км/ч, после начала торможения пройдет до полной остановки путь около 15 м, а при скорости 100 км/ч этот путь уже составит 60 м, т. е. при увеличении скорости в два раза тормозной путь увеличится в четыре раза. Для выбора безопасной скорости движения немаловажную роль играет умение правильно определить сцепные качества дорожного покрытия. При этом следует учитывать состояние шин автомобиля.

Наилучшим покрытием является специальный пористый бетон. Он шероховатый и при увлажнении меньше изменяет свои сцепные качества. Асфальтобетонное покрытие также имеет хорошие сцепные свойства. Однако на участках, где часто меняется режим движения, оно шлифуется и быстро загрязняется. К таким участкам относятся подъезды к перекресткам и сами перекрестки, подъемы спуски, зоны остановок общественного транспорта. Здесь даже в сухую погоду могут быть низкие сцепные качества вследствие усиленного износа, укатывания колесами автомобилей при разгоне и торможении, замасливания покрытия. Немалая угроза возникает я на загрязнениях участках дорог, примыкающих к пересечениям с проселочными дорогами, не имеющими твердого покрытия.

Сцепные качества дорожного покрытия снижаются во время дождя и в жару, когда на его поверхности выступают вяжущие материалы. Смоченные водой, эти материалы действуют как слой смазки.

Значительное количество аварий происходит на поворотах дорог. Причем причиной происшествий, как правило, является неправильный выбор скорости. Легкость управления современным автомобилем даже на большой скорости создает опасную иллюзию, что с такой же легкостью машина может выйти из любой ситуации.

На поворотах надо принимать во внимание и влияние центробежной силы, стремящейся отбросить автомобиль на внешнюю от центра сторону поворота. Чем выше скорость автомобиля и меньше радиус поворота, тем эта сила больше. Поэтому, подъезжая к повороту, следует снижать скорость, чтобы быть готовым к любым неожиданностям. Необходимо твердо запомнить: лучше снизить скорость при входе в поворот, чем тормозить при прохождении его.

В местах с ограниченной видимостью (из-за зеленых насаждений, малых радиусов закруглений, строений и т. п.) скорость необходимо снижать, чтобы можно было остановить автомобиль в пределе видимости. В этом случае водителю может помочь следующий упрощенный способ выбора скорости движения: на один метр видимого расстояния принимается не более одного километра скорости движения. Например, если дорога просматривается на расстояние не более 30 м, скорость движения не должна превышать 30 км/ч.

Характер груза, его расположение на транспортном средстве также оказывают существенное влияние на выбор безопасной скорости движения. Чем выше центр тяжести груза, тем опаснее становится движение на закруглениях и, следовательно, тем ниже должна быть скорость. Нельзя развивать большую скорость при перевозке жидкостей в цистернах, в особенности при неполной их загрузке, когда смещающаяся по инерции жидкость создает большое давление на переднюю часть автомобиля при торможении и на боковые стенки цистерны при движении по кривой.

Рекомендации по выбору скорости движения, конечно, не исчерпывают всех вопросов, которые необходимо знать и применять при вождении автомобиля или мотоцикла. Однако во всех случаях нужно помнить, что правильное определение безопасной скорости в конкретной обстановке является основой безаварийной работы.

хз

В условиях постоянно растущих цен на топливо многие украинцы (и не только) задумываются об экономии. Одни переводят свои авто на газ, другие смотрят в сторону гибридов и электрокаров, а некоторые и вовсе покупают топливные экономайзеры.

Но есть более простой способ научиться экономить, не требующий даже маломальских капиталовложений. Речь идет об экономичной езде и, в частности, о мифе про передвижение на 5-й передаче при скорости в 55 км/ч. Бытует мнение, что в таком режиме передвижения расход топлива будет минимальным. А как же крейсерская скорость? Вот об этом мы и поговорим, отвечая на вопрос «Что будет, если ездить на 5-й передаче со скоростью 55 км/ч».

Минимум теории

Самый экономный режим - движение на наивысшей передаче с минимальной скоростью

Каждый автомобиль имеет собственную массу. Чтобы разогнать его до заданной скорости, необходимо затратить энергию. Чем быстрее разгон, тем больше понадобится энергии. Об этом знают все, равно как и о том, что при постоянной скорости расход топлива относительно меньше, но все зависит от силы сопротивления воздуха, которая пропорциональна квадрату скорости относительно воздуха и направлена противоположно ей. А мощность, требуемая для преодоления данной составляющей силы лобового сопротивления, пропорциональна кубу скорости. То есть, если, например, автомобиль увеличил скорость с 50 до 100 км/час, (в 2 раза), то сопротивление воздуха, которое нужно преодолеть, увеличилось не в 2, а в 8 раз! Точнее, для поддержания такой скорости необходимо затратить в 8 раз больше энергии. На "распихивание" воздуха и уходят те самые лошадиные силы, которых на скорости 50 км/ч может понадобиться 30, а на 120 км/ч - 130.

Чтобы было понятнее, достаточно бегло изучить график, на примере ЗАЗа демонстрирующий потерю мощности при той или иной скорости.

Также надо понимать, что моторы наиболее высокий КПД в районе максимального момента и минимальных оборотов. Следовательно, самый экономный режим - движение на наивысшей передаче с минимальной скоростью. Но в зависимости от двигателя и передаточных чисел КПП, оптимальная скорость для передвижения на наивысшей передаче может быть разной.

В теории, вполне возможно, что при езде на 5-й передаче (если их всего пять), можно добиться минимального расхода топлива. Но почему практически все производители рекомендуют в инструкции по эксплуатации легковых автомобилей двигаться на наивысшей передаче со скоростью 80-100 км/ч, а не 50-60 км/ч, например?

Мнение. Мое и неправильное

Каждый человек имеет право на свою точку зрения касательно любого вопроса. На какой передаче, и с какой скоростью лучше передвигаться знают практически все автомобилисты. Точнее, они так думают. Но разрешить спор всегда помогают специалисты, поэтому прокомментировать данный вопрос АвтоПортал попросил дилера в Киеве, компанию «КИЙ АВТО» .

Чем меньше обороты, тем меньше расход, но при низких оборотах на наивысшей передаче будет сильно страдать мотор

«Если говорить о езде со скоростью 55 км/ч на наивысшей передаче, надо четко понимать - двухлитровый мотор на двухтонной машине в таком режиме действительно будет работать на низких оборотах. Но из-за большой массы автомобиля - под максимальной нагрузкой. Как результат, из-за низкого давления масла в блоке цилиндров износ узлов также будет максимальным. Следовательно, во избежание чрезмерного износа, на 55 км/ч ему будет в пору более низкая передача. В то же время, такой же двухлитровый агрегат, но на легком хетчбэке, будет легче справляться с нагрузкой из-за меньшей массы автомобиля, но она все равно более критичная для мотора, нежели, к примеру, на 4-й передаче. Я считаю, что лучше не увлекаться ездой с небольшой скоростью на повышенных передачах. Да, чем меньше обороты, тем меньше расход, но при низких оборотах на наивысшей передаче будет сильно страдать мотор, который может выйти из строя. Поэтому тут вопрос приоритета - или сэкономить 50 грн на бензине, либо же 5000 грн на ремонте двигателя» , - считает Сергей Кузмичев, специалист по продажам автомобилей Nissan .

Исходя из вышесказанного, следует, что, двигаясь на 5-й передаче со скоростью 55 км/ч, действительно можно добиться минимального расхода, но при этом существует вероятность выхода из строя двигателя или его отдельных узлов.

Как стать рекордсменом по экономии топлива

Ответ на этот вопрос лучше других знает Андрей Сидоренко, автомобильный журналист, автор Национального рекорда топливной экономичности :

Необходимо научиться грамотно тормозить двигателем и ездить так, чтобы проходить повороты с наименьшими потерями скорости

«Нужно смотреть характеристики конкретного двигателя. На с двигателем 1.4, например, можно без опаски ехать на 5-й передаче при 2000 оборотах на скорости 60 км/ч. Такой режим езды позволит экономить без вреда для мотора. Но все зависит от характера дороги (подъемы и спуски) и загрузки. Также хочу развеять одно из заблуждений по поводу движения с включенным круиз-контролем, когда автомобиль якобы едет в максимально экономичном режиме. Это верно лишь для горизонтальных участков дороги».

Напомним, что год назад именно Андрей Сидоренко вместе с Геннадием Мазепой преодолели на 2-литровом 489,6 км пути со средним расходом 5,3 литра, что на 24,6% лучше заявленного заводом результата. Рекордсмены не готовы раскрыть все секреты, но утверждают, что недостаточно уметь плавно нажимать на педаль газа и поменьше тормозить, передвигаясь с оптимальной скоростью на наивысшей передаче.

По их словам, главное - это сохранение инерции. Поэтому прежде необходимо научиться грамотно тормозить двигателем и ездить так, чтобы проходить повороты с наименьшими потерями скорости. Для этого и нужна контраварийная подготовка, специалистом по которой выступил Геннадий Мазепа . По его мнению, ставить рекорды по экономичности может каждый, но нужно следить за оборотами двигателя:

Малый расход топлива при нормальной нагрузке на мотор достигается обычно в диапазоне 1800-2000 оборотов в минуту

«Количество оборотов играет важнейшую роль. При скорости 55 км/ч почти на всех легковушках обороты будут составлять в районе 1,2-1,4 тысячи. Расход будет действительно очень маленьким, но это просто убийство деталей кривошипно-шатунного механизма. Малый расход топлива при нормальной работе двигателя достигается обычно в диапазоне 1800-2000 оборотов в минуту. Для дизелей и турбодвигателей этот показатель может отличаться в ту или иную сторону, в зависимости от конструктивных особенностей»

Как ездить экономно и без вреда для мотора

Компания «Еврокар», представляющая марку Skoda, является одной из немногих, которая неоднократно проводила эконом ралли - соревнования, где победителем становится тот, кто смог пройти маршрут с наименьшим расходом топлива. Организатор определял победителей не просто по данным о расходе топлива и объеме двигателя, а использовал так называемый индекс топливной экономичности (FEI - Fuel Efficiency Index), где FEI - среднее арифметическое фактического расхода топлива и расхода топлива на тонну веса автомобиля.

«Еврокар» проводил эти соревнования среди владельцев на протяжении трех лет. Насколько нам известно (из опроса участников), многие во время ралли использовали такие общеизвестные приемы как максимально плавный ход без резких разгонов и торможений, езда накатом, некоторые даже глушили двигатель на светофоре и в пробках. При езде с максимальной экономичностью важно выбрать оптимальную передачу для указанной скорости и получить нужный диапазон оборотов (зависит от характеристик двигателя, установленного на автомобиле). Важно всегда руководствоваться рекомендациями производителя. В данный момент в любом руководстве по эксплуатации автомобиля есть главы, посвященные экономичной езде», - сообщили АвтоПорталу в пресс-службе ООО «Еврокар» .

Из вышесказанного следует, что прежде, чем начинать экономить, передвигаясь со скоростью 55 км/ч на наивысшей передаче, необходимо изучить разделы «Технические характеристики» и «Экономичная езда». В большинстве случаев в них подробно рассказано об оптимальных оборотах двигателя и выборе оптимальной передачи для той или иной скорости.

Выбор оптимальной передачи и диапазона оборотов зависит от характеристик двигателя, установленного на автомобиле

Определение нагрузки на двигатель дедовским методом

Если инструкции по эксплуатации вашего авто у вас отродясь не было, а тахометр не предусмотрен в принципе, для определения нагрузки на двигатель при езде со скоростью 55 километров в час на 5-й передаче можно воспользоваться дедовским методом. В этом вопросе авторитетным будет мнение специалистов по ремонту двигателей:

«Наверное, вы замечали, что лучше других знают о езде на наивысшей передаче таксисты. Они еще разогнаться не успеют, а уже едут на 5-й. Но опытный таксист отличается от неопытного тем, что первый прислушивается к мотору, обращает внимание на детонацию. Если она есть - переходит на ступеньку ниже, набирает скорость и включает повышенную. Вот основная рекомендация для тех, кто хочет экономить без риска «убить» двигатель», - считает специалист по ремонту двигателей Анатолий Демченко.

Основные правила

Ездить на 5-й передаче со скоростью 55 км/ч можно без вреда для мотора и с лучшей топливной экономичностью, если обороты двигателя находятся в пределах 1800-2000 об/мин

Если нет тахометра, ориентироваться придется на вибрацию и детонацию. Если присутствует - двигатель работает под большой нагрузкой, и необходимо перейти на низшую передачу, а лишь потом включить повышенную

У каждого автомобиля оптимальная скорость для достижения минимального расхода топлива на наивысшей передаче является сугубо индивидуальной

Ранний переход на повышенную передачу в процессе эксплуатации авто может привести вас к скорой встрече с мастером по ремонту двигателей

Наиболее подходящими автомобилями для передвижения со скоростью 55 км/ч на 5-й передаче являются авто (преимущественно малолитражные), у которых КПП имеет более короткие передачи и, соответственно, обороты двигателя на 100 км/ч составляют около 2500-3000 об/мин, а при движении со скоростью 55-60 - до 2000 об/мин

Есть мнение, что уменьшить расход топлива можно регулярным мытьем подкапотного пространства, но автодилеры и эксперты по экономичной езде опровергают его

Об оптимальной скорости передвижения на наивысшей передаче для дизельных и турбированных бензиновых моторов лучше досконально изучить инструкцию по эксплуатации. Специфика их работы существенно отличается от работы атмосферных бензиновых моторов.

Отметим, что опрошенный нами специалист по ремонту двигателей высказал мнение, что уменьшить расход топлива можно регулярным мытьем подкапотного пространства. По его словам, чистый двигатель расходует до 5% меньше топлива, но ни один из опрошенных нами экспертов по экономичной езде и представителей официальных автодилеров это мнение не подтвердил, мотивируя тем, что более важную роль играет чистый радиатор и исправные свечи и систему охлаждения. Замечали ли вы снижение расхода после мойки двигателя, и на какой скорости/передаче и при каких оборотах ваш автомобиль потребляет меньше всего топлива, пишите в комментариях и на страничке АвтоПортала в Facebook, указывая марку, модель и двигатель автомобиля…


Вы едете по городу, вас обгоняют другие транспортные средства, вы опережаете медленно идущие транспортные средства. С какой скоростью вам двигаться, чтобы не создавать помех для других участников движения? Правила дорожного движения ограничивают верхний предел скорости. Для различных транспортных средств в различных условиях он приведен в таблице.

Но с этой разрешенной максимальной скоростью можно ехать только в наиболее благоприятных для движения условиях.

Умение водителя выбрать соответствующую скорость движения имеет первостепенное значение. От скорости в основном зависит безопасность движения, а умение подобрать нужную скорость позволит быстро совершить поездку при полной ее безопасности.

Естественно стремление каждого водителя двигаться с максимально возможной скоростью. Умение определить эту максимально возможную скорость для данных условий характеризует мастерство водителя.

В безопасности дорожного движения есть определение чрезмерной скорости. Чрезмерная скорость - это слишком большая скорость в конкретных дорожных и погодных условиях движения. Из этого следует, что иногда максимально возможная скорость не является чрезмерной, а при движении в неблагоприятных условиях даже малая скорость может оказаться опасной. Например, скорость, разрешенная на данном участке дороги, не всегда является безопасной во время тумана или гололеда.

1. Дорожные знаки. Наличие дорожных знаков 3.24 «Ограничение максимальной скорости», 4.7 «Ограничение минимальной скорости», 5.18 «Рекомендуемая скорость» определяют и рекомендуют ехать с определенной скоростью. Но и многие другие знаки вводят различные ограничения в выбранной вами скорости.

2. Интенсивность движения. Мы уже рассмотрели с вами рекомендации по выбору скорости в транспортном потоке, скорость вашего автомобиля должна определяться скоростью этого потока.

Опережения и тем более обгоны на дорогах с интенсивным движением крайне затруднены и должны быть исключены. Даже опередив несколько транспортных средств, вы все равно вынуждены затем вновь войти в общий поток, а выигрыш во времени будет минимальный. Между тем при этом вы очень сильно рискуете, так как опережения и обгоны связаны с перестроениями, вносят в общий ритм движения нервозность, создают аварийные ситуации.

Нельзя в транспортном потоке ехать и медленнее, чем все остальные транспортные средства, так как при этом поток будет разрываться и вас начнут опережать и обгонять другие участники движения. Для безопасности на этом участке дороги плохо, если вы всех обгоняете или вас обгоняют другие транспортные средства.

Резкое снижение скорости в транспортном потоке также нежелательно, торможение вашего автомобиля вызывает более резкое торможение следующих за вами транспортных средств, причем интенсивность торможения каждого последующего водителя нарастает. Это очень часто приводит к наезду нескольких автомобилей друг на друга. Иногда участниками таких происшествий становятся десяток водителей.

3. Дорожное покрытие. Бугры, ямы и другие неровности на дороге должны вынудить вас снизить скорость и увеличить дистанцию до попутного транспортного средства. Выражение некоторых водителей «чем больше скорость, тем меньше ям» глубоко ошибочно. Шины и подвеска автомобиля работают в очень напряженном режиме и быстро выходят из эксплуатации. А частое резкое торможение, которое неизбежно при движении по дороге с неровностями с большой скоростью, приводит к перегрузке силами инерции передней оси автомобиля. Есть у водителей и другое выражение: «ямам надо кланяться», тормозить надо до ямы, а перед выездом из ямы добавить газу. Если дорога скользкая, имеет малый коэффициент сцепления, вы должны снижать скорость.

4. Погодные условия. Дождь, снег, туман на вашем пути - скорость свою снижайте. Чем больше скорость, тем больше вероятность возникновения заноса, юза и труднее их лик­видировать, тем сложнее сохранить контроль над автомобилем при маневрировании, тем больше путь, который пройдет ваш автомобиль до полной остановки.

Чем меньше коэффициент сцепления с дорогой, тем больше остановочный путь, тем больше надо снижать скорость автомобиля.

Остановочный путь на сухой горизонтальной дороге приблизительно определяется так. Ваша скорость.делится на 10, а результат умножается сам на себя. А при скользком покрытии он увеличивается в несколько раз. На рисунке показана зависимость остановочного пути от скорости движения на сухом и скользком покрытии.

5. Состояние вашего транспортного средства. Ваш автомобиль новый, имеет хорошую тормозную систему, двигатель мощный, приемистый, вы смело можете ехать с мак­симально разрешенной скоростью. Но если ваш автомобиль старой модели, при увеличении скорости он весь дрожит, двигатель работает на пределе своих возможнос­тей, тормозная система не раз испытывалась на прочность и износ шин за пределами требований правил дорожного движения, не пытайтесь развивать максимальную скорость, это вам может дорого обойтись.

6. Опыт водителя. Важным советчиком при выборе скорости является многолетний опыт водителя по управлению транспортным средством. Если у водителя имеется такой опыт, то он действует осторожнее, чем это кажется на первый взгляд, так как иначе он может натолкнуться на большие неприятности. Очень важным качеством водителя является умение безошибочно определять скользкость дороги и устойчивость автомобиля на дороге. Оба эти качества вы можете приобрести только на многолетней практике и имея при этом основные теоретические сведения.

Вы можете увидеть, как некоторые водители часто превышают дозволенную скорость, иногда даже приближаясь к пешеходным переходам и остановкам общественного транспорта. Особенно недисциплинированными с этой точки зрения являются молодые, неопытные люди, севшие за руль дорогих автомобилей (своих отцов) и стремящиеся лихой манерой вождения вызвать восхищение у сидящих рядом с ними друзей. К сожалению, это очень часто кончается трагически.

Учитывая все это, Правила дорожного движения вводят ограничения скоростного режима для водителей, стаж которых менее двух лет, скоростью 70 км/час на всех до­рогах вне населенного пункта.

8. Видимость дороги. Если видимость дороги впереди меньше, чем ваш остановочный путь, то вы едете вслепую.

Видимость может быть ограничена на железнодорожных переездах, перекрестках, пешеходных переходах, в местах остановок общественного транспорта, на вершинах крутых подъемов, перед поворотами. В этих местах снижайте скорость.

Впереди по ходу вашего движения справа место стоянки автомобилей. Пока пешеходов нет, но в любой момент они могут появиться. Снижайте скорость, смотрите вправо, примите влево.

Ограничивать видимость обстановки на дорогах могут атмосферные осадки, растения, здания, стоящие и движущиеся крупногабаритные транспортные средства, узкие участки дорог. Наилучший советчик при выборе скорости в таких условиях - ваш здравый смысл, чувство ответственности, что вы управляете транспортным средством повышенной опасности.

8. Характер перевозимого груза. Везете крупногабаритный груз, используете для перевозки груза багажник - снижайте скорость. Используйте для перевозки груза лег­косъемные багажники. После перевозки груза снимайте его. Стремитесь реже использовать наружный багажник, он сильно снижает динамичность автомобиля и увеличивает расход топлива.

Вы всегда должны вести свой автомобиль с такой скоростью, чтобы при внезапном появлении на вашем пути препятствия вы смогли вовремя остановиться или изменить направление движения, не создавая помех для других участников дорожного движения.

Вы продолжаете движение и на вашем пути пешеходный переход. Из Правил дорожного движения вам известно, пешеходный переход - это поперечная часть проезжей части, обозначенная дорожными знаками 5.16.1 и 5.16.2 «Пешеходный переход» и дорожной разметкой 1.14.1 и 1.14.2 «Пешеходный переход» - зебра установленные один с левой стороны дороги, другой с правой, и не на одном уровне, они указывают ширину или границу перехода, предназначенная для движения пешеходов, а водители всех транспортных средств обязаны уступать дорогу пешеходам на обозначенных пешеходных переходах. Казалось бы ясная ситуация, но есть необходимость подробного рассмотрения вопроса правил проезда пешеходны

Водитель автомобиля, приближаясь к нерегулируемому пешеходному переходу, должен снизить скорость или остановиться, чтобы пропустить находящихся на проезжей части данного направления пешеходов, для которых может быть создана помеха или опасность: водители автомобилей Б обязаны остановиться, водители автомобилей А могут продолжать движение через переход, снизив скорость.

Пешеходы - самые многочисленные участники дорожного движения. Большинство из них не знают Правил дорожного движения, другие забыли их, а третьи знают их в общих чертах и сознательно их нарушают, так как зако-нонепослушны. По данным статистики, из общего числа дорожно-транспортных происшествий наезды на пешехо­дов составляют по стране в целом более одной трети, а в крупных городах их количество приближается к половине. В значительной доле этих происшествий виновниками являются сами пешеходы. По их вине гибнут другие участники движения, хотя сами пешеходы часто при этом остаются невредимыми.

Водители должны уделять особое внимание пешеходам, переходящим проезжую часть на пешеходных переходах. Подъезжая к обозначенному пешеходному переходу, вы должны так снизить скорость своего движения, чтобы дать возможность пешеходам свободно перейти дорогу без замедления, ускорения или остановки. Данная обязанность водителя действительна в случае, когда пешеходы уже находятся на переходе. Однако пешеходы не должны входить на переход, если ваш автомобиль находится недалеко от перехода, в противном случае, чтобы вам остановиться, надо прибегнуть к экстренному торможению. Случается, вы уже не в состоянии остановиться до пешехода. Перед выходом на переход пешеход должен определить скорость вашего автомобиля и его расстояние от перехода, и воздержаться от перехода, если нет возможности безопасно перейти улицу.

При движении по многополосной дороге вы встречаете на своем пути пешеходный переход, на котором мало пешеходов, а на вашем пути движения их уже нет или еще нет - вы снижаете скорость и можете проехать переход.

Пешеходы также имеют преимущественное право в движении перед транспортными средствами при переходе проезжей части у перекрестка по линии тротуаров, на обозначенной остановке трамвая при движении от тротуара к остановившемуся трамваю и от него со стороны дверей, при движении по тротуару или пешеходной дорожке, при движении в любом месте в жилой зоне, при выезде вашего автомобиля из двора, с автостоянки, автозаправочных станций и других прилегающих к дороге территорий.

Водители обязаны уступать дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть по разрешающему сигналу светофора на регулируемых светофором перекрестках и на не­регулируемых перекрестках, если они идут прямо по линии тротуаров у этих перекрестков - перед поворотом направо и в конце поворота налево.

Особое внимание вы должны обращать при движении по многополосной дороге при наличии на ней пешеходного перехода. Нередки случаи, когда пешеходу, особенно за крупногабаритным транспортным средством, движущимся в правом ряду, не видно вашей машины, когда вы движетесь по другим полосам. Пешеход может перебежать дорогу перед ближним к нему транспортным средством и внезапно появиться перед вашим автомобилем. А если вы увидели, что справа от вас остановилось транспортное средство перед пешеходным переходом, хотя вам и не видно пешеходов, снижайте скорость, а если надо и остановитесь, чтобы убедиться в отсутствии пешеходов на переходе.

На регулируемых регулировщиком перекрестках вы обязаны уступать дорогу пешеходам только перед поворотом направо, так как сигнал регулировщика - вытянутые руки в стороны или опущенные - разрешает движение пешеходам только прямо вдоль спины и вдоль груди, а при сигнале регулировщика с вытянутой правой рукой вперед разрешается движение пешеходов только вдоль спины.

На пешеходном переходе запрещены разворот и движение задним ходом, а обгон и объезд, если есть на нем пешеходы, а остановка запрещена на переходе и за 5 м до пешеходного перехода.

В случае если пешеход неожиданно вышел на проезжую часть на опасном расстоянии от вашего автомобиля, вы немедленно должны:

Подать предупредительный звуковой и световой сигналы для предупреждения пешехода;

Без выключения сцепления быстро правую ногу переносите на педаль тормоза и затормозить ступенчато или прерывисто, не доводя до юза;

Если есть возможность, объехать пешехода сзади.
Авария всегда является большим несчастьем, даже когда происходит по вине неосторожного пешехода. Вы, независимо от очевидной виновности пешехода, должны будете доказать, что избежать наезда было невозможно, что­
бы вернуть себе водительское удостоверение и избежать
других неприятностей.

Поэтому снижайте скорость, повышайте внимание и будьте готовы к торможению при:

Появлении детей у проезжей части;

Приближении к остановившемуся автобусу с опознавательным знаком «дети»;

При появлении вблизи проезжей части пьяных, пожилых и слепых пешеходов;

При движении мимо школ, кинотеатров, мест скопления людей;

При движении вдоль газона из кустарников, которые закрывают видимость пешеходов на тротуаре.

Зимой опасность наезда на пешеходов увеличивается, так как:

Пешеходы в зимней одежде хуже слышат, малоподвижны и менее осмотрительны;

Вероятность неожиданного падения пешехода на проезжей части увеличивается;

Сугробы снега снижают видимость пешеходов;

Ваш автомобиль имеет плохую обзорность, тормозной путь его увеличивается, управляемость ухудшается;

Вы в теплой одежде и обуви стеснены, и время
вашей реакции увеличивается, а в сумме с увеличенным
тормозным путем значительно увеличивается остановочный
путь.

Все это требует от вас осторожности, внимания и соответствующего снижения скорости движения.

Существует вероятность наезда на пешеходов при обгоне или объезде. Когда пешеход неожиданно для вас может выскочить из-за обгоняемого транспортного средства или выйти из-за объезжаемого. Когда вы обгоняете с выездом на полосу встречного движения по левой полосе. А пешеход привык переходить проезжую часть по принципу «перед выходом на проезжую часть посмотри налево, дойдешь до середины, посмотри направо». Он вас не видит, а вы его видите. Дайте ему дойти до середины или предупредите звуковым сигналом, чтобы не выходил на проезжую часть. Будьте осторожней при таком обгоне.

На вашем пути остановки общественного транспорта. Проезд их и взаимодействие с водителями трамваев, троллейбусов и автобусов крайне опасны, и требуются оп­ределенные знания, чтобы безопасно с ними разъехаться.

Правила дорожного движения разрешают движение по трамвайным путям только попутного направления, если они слева от вас на одном уровне с дорогой в следующих случаях:

При интенсивном движении, когда все полосы заняты;

Для поворота налево и разворота при отсутствии знаков 5.8.1 и 5.8.2 «Направления движения по полосам», определяющих количество полос;

Для обгона или объезда;

Когда габариты вашего транспортного средства не позволяют ехать не по трамвайным путям.

При движении по проезжей части, имеющей трамвайные пути, вы должны избегать ситуаций, при которых вы можете оказаться на трамвайных путях. Вам трудно будет потом съехать с них, так как коэффициент сцепления с дорогой, особенно в плохую погоду, намного меньше. А главное, торможение трамвая требует в 3 раза больше остановочного пути при той же скорости, а маневра у него совсем нет. Не следует двигаться слишком близко к трамваю на поворотах, так как передняя и задняя части двухосных трамваев значительно выходят за радиус поворота. Такая же опасность при движении рядом с сочлененными автобусами, задняя ось которых имеет управляемые колеса, что способствует выезду задней части кузова к внешней стороне окружности поворота.

Проезд через места трамвайных остановок, если трамвайные пути проходят посередине проезжей части, требует от вас особой осторожности. Вы обязаны уступить дорогу пешеходам, идущим от тротуара к остановившемуся трамваю и от него. При этом вы должны быть готовы к немедленной остановке автомобиля, если какой-либо запоздавший пешеход будет бежать к трамваю или засидевшийся пассажир может выйти из него, а также избежать наезда на пешехода, который может выбежать из-за стоящего трамвая с противоположной стороны дороги.

Если на остановке трамвая есть островок безопасности для пассажиров, то вы должны проехать рядом с этой остановкой на малой скорости, соблюдая особую осторожность. Такие меры предосторожности необходимо принимать при проезде остановок трамвая, так как пешеходы могут выйти на проезжую часть, когда трамвай только приближается к остановке, хотя Правила дорожного движения разрешают пешеходам выходить только к остановившемуся трамваю.

Особенно осторожно вам надо объезжать автобусы и троллейбусы, стоящие на остановке, несмотря на то, что пассажиры выходят из них только на тротуар. Здесь, хотя это и не разрешено правилами, пассажиры автобусов или троллейбусов часто выходят или выбегают на дорогу перед ними. Опасность эта возрастает в момент трогания этих транспортных средств с остановок. Пассажиры, которые еще находятся перед ними, резко ускоряют шаги и выбегают на проезжую часть, не обращая внимания на автомобили, объезжающие автобус или троллейбус. Вы должны быть готовы к такой ситуации и, проезжая эти остановки, следует:

Сосредоточить внимание на окружающей обстановке;

Снизить скорость;

При появлении пешеходов из-за стоящих транспортных средств спереди и сзади подать световой сигнал;

Быть готовым к подаче звукового сигнала;

При отсутствии пешеходов смотреть под передний бампер этого транспорта, там могут быть видны ноги людей;

Следить за пешеходами и слева от проезжей части, они могут бежать к остановке.

В населенном пункте автобусы и троллейбусы пользуются преимуществом, отходя от остановок, а водители других транспортных средств им обязаны уступать дорогу.

На вашем пути светофор. Для регулирования транспортных и пешеходных потоков широко применяют различные светофоры, которые позволяют повысить пропускную спо­собность дорог и сократить число ДТП на перекрестках. По назначению светофоры делятся на транспортные и пешеходные.

В правилах дорожного движения показано 15 различных светофоров, которые имеют 64 сигнала. О каждом сигнале светофора надо знать:

Название сигнала;

Назначение сигнала;

О чем предупреждает.

Сигналы светофора включаются в следующем порядке:

Красный;

Красный, одновременно с желтым;

Зеленый;

Зеленый мигающий;

Красный.

Рассмотрим значение некоторых основных сигналов. Знак(х) означает: сигнал включен.

1. Красный сигнал светофора (рис. А).

2. Запрещает движение во всех направлениях и требует остановиться у стоп-линий, а если ее нет, то перед проезжей частью пересекаемой дороги или у светофора (это показано стрелками внизу).

3. Предупреждает: поперечное движение есть, а встречное движение может быть (это показано стрелками вверху).

1. Красный и желтый сигнал включены одновременно (рис. Б).

3. Предупреждает: вскоре включится зеленый сигнал и надо приготовиться к движению. Начинать движение нельзя, так как на пересекаемой дороге горит желтый сигнал и на перекрестке могут быть транспортные средства и пешеходы, не успевшие закончить маневр или переход.

1. Желтый сигнал светофора (рис. В).

3. Предупреждает: вскоре включится красный сигнал. Надо готовиться к остановке.

Исключение:

Вы уже пересекли стоп-линию;

Вы находитесь у стоп-линий так близко, что для остановки надо применить экстренное торможение.

В некоторых местах остались светофоры, где желтый сигнал означал смену сигнала, и в нем нет красного сигнала одновременно с желтым. Водителям в этой ситуации очень трудно ориентироваться в обстановке, надо готовиться к остановке или к началу движения. Тем более, если он не видел предыдущего сигнала. Вышеуказанная последовательность устраняет эту неоднозначность в действиях водителя.

1. Зеленый сигнал светофора (рис. Г).

2. Разрешает движение во всех направлениях из соответствующих полос и при отсутствии предписывающих знаков 4.1.1 - 4.1.6, ограничивающих направления дви­жения.

3. Предупреждает: встречное движение есть, а поперечного - нет, или оно не мешает.

При повороте налево надо уступать встречному транспорту.

1. Зеленый мигающий сигнал светофора (рис. Д).

2. Разрешает движение во всех разрешенных направлениях.

3. Предупреждает о том, что время действия зеленого сигнала заканчивается, а секундомер рядом может указывать, сколько секунд осталось ему гореть. Не пытайтесь увеличить скорость, чтобы успеть «проскочить» на зеленый сигнал. Он предупреждает, чтобы вы не прибегали к экстренному торможению, готовились к остановке заранее.

1. Зеленый сигнал светофора с включенной дополнительной секцией (слева стрелка - налево и выключенная дополнительная секция - справа) (рис. Е).

2. Разрешает движение прямо, налево и на разворот, «безусловно». Запрещает движение направо.

3. Предупреждает: в разрешенных направлениях движение безусловное, никому уступать дорогу не надо. Встречного и поперечного движения нет или оно не мешает (сравните с просто зеленым сигналом).

1. Красный сигнал светофора с включенной дополнительной секцией справа (стрелка прямо) (рис. Ж).

2. Разрешает движение только прямо условно, методом «просачивания».

3. Предупреждает: надо уступить дорогу всему транспорту, который движется с других направлений. Устанавливается этот светофор на Т-образном перекрестке против дороги, не имеющей продолжения.

Многие люди, начиная тренироваться, спрашивают, какую скорость нужно поддерживать на беговой дорожке.

Дадим честный и подробный ответ на этот вопрос.

Какая скорость оптимальна для беговой дорожки?

Начинать тренировку надо с разминки - с ходьбы на уровне 4 километра в час.

После десяти минут допустимо переключиться на 9-10 км/ч. и постепенно добиться своего максимума.

Завершать занятие опять же следует в плавном темпе.

Если вы планируете не бежать, а просто , вам хватит 5-6 км/ч.

Возьмите на заметку: средняя скорость здорового бегущего человека - 10-12 км/ч. Её можно ставить на большинстве электродорожек. Самая высокая планка, которую "тянут" современные тренажёры интересующего нас типа - около 22 км/ч.

Так ли важно отслеживать км/ч?

Безусловно, быстрота движения полотна тренажера - примечательный параметр, но придавать ему определяющее значение стоит вряд ли. Ведь главное - это какую нагрузку получит организм.

Нагрузка же зависит не только от скорости, но ещё от:

  • угла наклона полотна;
  • (см. подробно);
  • способа тренировки ( или обычная, равномерная) и др.

Почему же люди тогда обращают такое внимание на скорость? Ответ довольно очевиден. Она легко измеряется и изменяется, следовательно, велик соблазн по скорости отслеживать эффективность тренировок .

А на что же ориентироваться?

Во-первых, нужно ориентироваться на собственное самочувствие и рекомендации тренера, бегать по мере сил.

Во-вторых, следует взять за основу очень простой и чёткий критерий - частоту сердечных сокращений (ЧСС).

Во время занятий нужно следить, чтобы пульс был в пределах определенной зоны - только тогда упражнения на беговой дорожке (и не только на ней, но и на большинстве кардиотренажёров вообще) будут эффективными.

Если солнце впереди и мы его пытаемся обогнать , значит, мы едем на закат, то есть на запад.

Потому что если солнце на востоке, никуда двигаться вообще не надо: солнце само уйдет нам за спину, надо только подождать вечера. А если солнце на юге (или на севере, если мы в южном полушарии), оно будет уходить от нас вбок. Конечно, оно и в этом случае рано или поздно окажется у нас за спиной, даже если мы будем просто стоять. Но, во-первых, это случится уже ночью, когда его не будет видно, и, во-вторых, вряд ли можно будет сказать, что мы его обогнали .

Гонимся за солнцем

Итак, солнце на западе, мы бежим за ним тоже на запад. С какой скоростью нам надо бежать, чтобы оно не садилось, а поднималось всё выше и, наконец, оказалось на востоке?

Прежде всего, мы должны обогнать, конечно, не Солнце, а Землю. Это из-за вращения Земли вокруг своей оси меняются день и ночь и диск солнца движется по небосводу. Чтобы солнце оставалось на месте, нам надо двигаться с той же скоростью, с какой вращается Земля. Чтобы обогнать солнце, надо двигаться хотя бы немного быстрее.

А какова скорость вращения Земли? Однозначого ответа в километрах в час или в метрах в секунду не существует. Земля делает один оборот за сутки, т. е. за 24 часа. Значит, каждая точка на ее поверхности за 24 часа «пробегает» длину своей параллели . Покрутите глобус. Точки на экваторе (самом длинной параллели) будут двигаться намного быстрее, чем точки у полюса, где параллель гораздо короче. А сами полюса просто останутся на месте.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «lenruo.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «lenruo.ru»