Какие цепи лучше сота лесенка. Какие цепи противоскольжения выбрать для автомобиля. Минусы цепей противоскольжения

Подписаться
Вступай в сообщество «lenruo.ru»!
ВКонтакте:

Echo (); ?>

Цепи противоскольжения

Существует два основных типа цепей:

- "лесенка" (поперечные перемычки, напоминающие лесенку).
Плюсы: легче "соты", дешевле, условно более лучшая "гребучесть" по сравнению с другими типами цепей.
Минусы: обладает тенденцией к боковому соскальзыванию при движении поперек склона, в повороте, практически невозможно выбраться из глубокой колеи.

-"сота" (рисунок "дорожки" полотна цепи напоминает соты за счет косых перемычек).
Плюсы: исключает боковое скольжение, свойственное цепям типа "лесенка".
Минусы: тяжелее и дороже "лесенки", так как конструктивно требуется больше материала цепи.

Прочие типы цепей противоскольжения - это разного рода вариации двух основных типов - "соты" и "лесенки"

как одевать:

Цепи противоскольжения оборудованы патентованным самонатягивающим замком-эксцентриком. конструкция проста и надежна, исключает саморасстегивание на ходу.
процесс одевания цепей прост и, при наличии определенных навыков, занимает 10-15 минут на одну ось.
существует два способа одевания цепей:

-наездом (расправляем полотно цепи замком наружу перед колесом, наезжаем на полотно и замыкаем последовательно внатяг внутренний крюк и внешний замок; покатавшись вперед-назад метров 5 выбираем перезацеплением замка образовавшуюся слабину)
Плюсы способа: можно одевать два (четыре) колеса одновременно.
Минусы : сложно сразу равномерно распеределить полотно по колесу, необходимо несколько раз перезацеплять замок, выбирая провисы цепи.

-поддомкрачиванием (поддомкрачиваем одно колесо (или одну сторону автомобиля), одеваем цепи замком наружу, распределяем равномерно полотно цепи по поверхности колеса, застегиваем внатяг внутренний крюк и внешний замок, опускаем автомобиль, проезжаем взад-вперед 5 метров, выбираем слабину перезацеплением замка, переходим на другую сторону автомобиля и повторяем операцию с другим (другими колесами).)
Плюсы : возможность сразу более равномерно распределить полотно цепи по поверхности колеса.
Минусы : необходимость поддомкрачивать каждое колесо (сторону автомобиля) в отдельности)

Если у Вас полноприводной автомобиль, то желательно цепи устанавливать на переднюю ось (если это конструктивно возможно). автомобиль будет не "толкать" себя, а "вытаскивать".

Если у Вас два комплекта цепей - "сота" и "лесенка", то на переднюю ось предпочтительней ставить "соту". "Лесенка" имеет плохую поворачиваемость и имеет тенденцию к боковому скольжению, на ней практически невозможно выбраться из колеи.

При движении по свежевыпавшему, "пушистому" снегу (начало зимы) движение осуществляется "ходом", пробивая себе дорогу массой автомобиля. если автомобиль начинает буксовать - сдать назад и брать навал с легкого разгона.
естественно, не стОит забывать, что под снегом могут скрываться камни, пеньки и ямы, так что двигаться лучше проверенным фарватером)))

Движение по слежавшемуся, "тяжелому" снегу (конец зимы) осуществлять внатяг, по возможности вообще исключая пробуксовку, так как есть риск леч днищем машины на плотный наст и беспоможно вывесить машину. При малейшей пробуксовке - сдать назад и с легким разгоном внатяг попробовать преодолеть участок.

естественно, это крайние случаи и стиль вождения и понимание ситуации выработается у вас путем проб и ошибок

вдогонку:
в отличии от расхожего мнения, что цепи противоскольжения применимы только в зимнее (снежное) время года, я считаю (да и мой немалый опыт их эксплуатации позволяет), что цепи - хорошее подспорье и в весенее-летне-осенний период... то есть - по грязи...

Сразу оговорюсь: цепи применимы не на всех грунтах... на мягких, торфяниках, черноземах, водонасыщенных супесчаных, цепи только лучше закопают автомобиль... на таких грунтах поможет только уменьшение давления в шинах...
а вот в глинистых, суглинистых, гравелистых грунтах цепи очень хорошо себя зарекомендовали и на соревнованиях и в экспедициях...

На чем я бы хотел заострить внимание...
так как грунт, в отличии от снега, по определению имеет бОльшую и неоднородную плотность, необходимо более аккуратно отнестись с пользованию педалью газа и чаще следить за состоянием цепи (замки, провисы, целостность звеньев)...
желательно, что бы в цепи были одеты все ведущие колеса, что бы нагрузка на трансмиссию распределялась равномерно...
технология движения немногим отличается от зимней, в чем то даже упрощается (за счет той самой бОльшей плотности по отношеню к снегу - автомобиль охотнее будет цепляться за грунт, нежели зарываться), но есть и свои минусы - при слишком активной пробуксовке цепь, зацепившись за камень, корень или пень, может легко порваться...

С наступающим Вас весенне-летне-осенним периодом, коллеги))))

Многим автомобилистам приходится ездить по бездорожью или по заснеженной дороге. Проблем не будет, если машина – внедорожник, обутый в специальную резину. Что же до простого автотранспорта, то проскочить грязь или снежный сугроб у них не всегда получается.

Цепи противоскольжения. Назначение, плюсы и минусы цепей противоскольжения

Для повышения проходимости ТС используются специальные цепи противоскольжения.

Автомобилист, после установки таких приспособлений, получает:

Более высокую проходимость по занесенной снегом дороге;

Способность преодолевать подъемы\спуски;

Лучшую управляемость автомобилем.

Цепи помогают колесам автомашины преодолеть бездорожье. Однако, надо сказать, что проходимость зависит от дорожного просвета.

Минусы цепей противоскольжения:

1. Высокие нагрузки на рулевое управление и трансмиссию.

2. Низкая скорость перемещения.

3. Повышенный износ резины.

4. Шумливость.

Цепи прекрасно помогают преодолеть бездорожье, но долго на них ездить не желательно.


Разновидности автоцепей противоскольжения

Невзирая на минусы цепи улучшают проходимость автотранспорта.

Эти приспособления между собой различаются:

По используемому материалу при производстве;

Геометрией рисунка.

Такие различия сказываются на поведение автомашины на дороге.

Материал изготовления

Цепи противоскольжения для колес автомобиля бывают жесткими и мягкими.

Вначале они производились из металла алюминия и титана. На прочность автоцепей влияет сталь, их размер и, соответственно, толщина звеньев. Большой размер звеньев повышает проходимость.

Плюс жесткой конструкции - прекрасная проходимость и сцепка с ледяным покрытием. Жесткая цепь хорошо «выгребает» грязь или снег из-под колес. Однако, от них сильный шум и они способствуют быстрому износу резины.

Для мягких цепей металл не используется. Их изготавливают из:

Пластика;

Или полиуретана.

Мягкие цепи для прочности армируются. Они имеют отличную сцепку с дорожным покрытием и не сильно изнашивают покрышки. Такие цепи практически бесшумные. Их недостаток - плохая сцепляемость с обледенелой дорогой.

Для езды по городу зимой использовать желательно мягкие цепи. При езде же по загородной трассе лучше использовать жесткие.

Выбор автомобильных цепей противоскольжения

Можно выделить 3 их основных характеристики:

1. Максимальное тяговое усилие;

2. Удобство монтажа;

3. Доступную стоимость.

Рисунки автоцепи бывают нескольких видов: «лесенка», «соты» и другие рисунки.

Чему же отдать предпочтение - «сотам» или «лесенке»?

Можно смело сказать, что какой бы тип цепей не был, они существенно повышают проходимость автотранспортного средства. Но все же, «лесенка» превосходит по своим возможностям «соты». Возникает справедливый вопрос, для чего же тогда выпускаются «соты»? Дело в том, что они дают возможность автомобилю увереннее двигаться по накатанной дороге, и снижают рывки.


Стоимость

По своей конструкции «соты» сложнее в производстве и тяжелее в 1,5 раза, а стоят они на 40 процентов дороже «лесенки». Тем, кто предполагает часто ездить на цепях противоскольжения по льду или грунтовой дороге, лучше всего отдать предпочтение «сотам», ибо только с ними не страшен боковой снос. Но тому кто хочет подстраховаться, имеет смысл купить «лесенку». Такие автоцепи легче, стоят они дешевле и у них хорошая проходимость.

Каким цепям противоскольжения отдать предпочтение: отечественным или импортным?

Приобрести противоскользящие цепи можно в каждом автомагазине. Цепи произведенные в Китае красивые. Делаются они «спаянными».

Тот, кому не жалко денег, может купить более дорогие американские или европейские цепи. Но здесь, скорее всего, придется автовладельцу переплатить за бренд.

Но если все таки автомобилист готов переплатить, тогда ему лучше купить автоцепи противоскольжения из титана, которые производятся только на заказ.

Как надеть и эксплуатировать автоцепи?

Вначале об их эксплуатации.

Прежде чем из одеть, надо вначале потренироваться. При их установке с колес надо снять колпаки и дисковые кольца.

Ставить автоцепи на аварийное колесо не стоит, ибо они сбивают балансировку.

Цепи надеваться должны на ведущие колеса. Если их только две, а ведущих колес больше, то устанавливать цепи следует на передние.


Андрей Борзунов. Фото В.Ларин, А.Борзунов

«Сцепное качество или сильное звено»

Как проверить на практике, какие цепи противоскольжения лучше? Нужен тест!

Возможности у нас как у производителя цепей противоскольжения весьма широкие. В тесте был задействован турбодизель Nissan Patrol 3.0 «обутый» в шоссейную резину Dunlop Grandtreck размерности 275/70R16, динамометр ДПУ2-2, цепи противоскольжения «Автоцепь» от 5мм «лесенки» до «соты» 6х8мм.

Основная цель использования цепей - обеспечить, как можно более поздний момент, когда колесо преодолеет коэффициент сцепления и начинает вращение относительно поверхности. Силу тяги на крюке автомобиля в этот момент, возможно, замерить с помощью динамометра. Согласно теории, чем больше коэффициент сцепления колеса с дорогой, тем большее усилие на крюке сможет создать автомобиль. Меняя толщину и/или плетение цепи, мы можем проследить, как меняется тяга.

Итак, автомобильный фаркоп «связан» тросом через динамометр с деревом внушительного размера. Передний мост а/м выключен, дифференциал заднего моста разблокирован. Под колесами укатанный снег при температуре окружающего воздуха -3С. Тихонько урча, Patrol провернул колесо, когда динамометр показал всего 340 кг. Под колесом тут же образовалась ледяная ямка. Следующая попытка, и Patrol беспомощно вращает колесом, развивая усилие в 100кг. Данные зафиксировали и переставили автомобиль на мокрый грунт без снега и льда. Patrol начинает движение и динамометр выдает 450кг момента на крюке. Заносим результат в таблицу и переходим к тестам с цепями. Надо заметить, что каждый замер проводился трижды и результат записывался в виде среднего арифметического.

Начали с простого. Через 10мин на оба задних колеса надеты цепи плетения «лесенка» диаметром прутка звена 5 мм. Высота «съемного» протектора 18мм. Замеряем, и на шкале 750кг. Фиксируем значение и «переобуваем» автомобиль в цепь плетения «сота» калибром 5мм. Замеряем и получаем вполне ожидаемые 900кг. «Сота» создает больший момент, но это и не удивительно, ведь в пятне контакта находится большее количество звеньев, чем у лесенки. Миф о том, что «сота» «гребет» хуже, развеян, и мы переходим к закреплению результата, к замерам 6мм вариантов цепи. Первой идет «лесенка» 6мм высотой «протектора» 22мм и ее использование выдает 1050кг, а «сота», подтверждая опыт 5мм собратьев, показывает результат 1150кг.

Результат первого же замера 6х8мм «лесенки» нас озадачил, т.к. автомобилю явно не хватает мощности мотора, чтобы провернуть даже одно колесо. Да и немудрено, ведь протектор стал совсем «взрослым» - 27мм настоящей стали. Делать нечего, мы подключаем передний мост и включаем пониженный ряд в раздаточной коробке, добиваясь повышения крутящего момента на колесах. Однако с тем, чтобы снизить влияние переднего моста на результаты, мы располагаем корму и задний мост существенно ниже переднего моста.

Цепи монтируем на задние колеса. Двигателю становится значительно легче, колесо срывается в пробуксовку на значении в 1250кг. Вспомнив, что Patrol оснащен принудительной блокировкой заднего моста, мы проводим тест в положении переключателя блокировки “ON”. Крутящий момент, распределившись на оба задних колеса, отклоняет стрелку динамометра до 1550кг. Меняем цепь «лесенка» на 6х8 «сота» и получаем результаты 1400кг при свободном дифференциале и 1700кг при заблокированном.

В программе теста мы предусмотрели проведение замеров с цепями и снижением давления в шинах. Испытание производили, снижая давление в колесах до 1 Атм. «Сдуваться» до больших значений не рискнули, т.к. бедлоками колеса не были оснащены. А перспектива в темноте заниматься шиномонтажом нас не прельщала. Тест был запланирован на 1 день и в связи с нехваткой светлого времени суток замеры производили только на 6мм варианте «сота». Снижение давления с 2.5 Атм до 1 Атм отклонило стрелку динамометра дополнительно еще на 70кг.

Что ж, подведем итоги. Тест показал, что даже простейшая «лесенка» 5мм способна обеспечить под колесами автомобиля коэффициент скольжения как у сухого асфальта, но все же, для тяжелого автомобиля Patrol она маловата. Чуть вывешивается колесо и начинается склонность к пробуксовке. Вот 6мм для машины массой более 2т в самый раз. Варианты с 8мм применимы, но для тех случаев, когда от машины требуются все 100% ее возможностей. Да и по массе изделия 6х8 далеко в отрыве от своих меньших собратьев. Итак, 5мм вполне достаточно, чтобы возить с собой на крайний случай, 6мм оптимально для периодичного использования, ну а уж 6х8 пригодятся тем, кто хочет от машины максимума.

Для удобства приводим данные замеров в виде таблицы:

Поверхность Привод Давление в шинах,
Атм.
Исполнение Калибр цепи,
мм
Значение,
кг
Лед при T -3C 4х2 2.5 Без цепей нет 100
Снег укатанный 4х2 2.5 Без цепей нет 340
Грунт влажный 4х2 2.5 Без цепей нет 450
Снег укатанный 4х2 2.5 Лесенка 5 750
4х2 2.5 Сота 5 900
4х2 2.5 Лесенка 6 1050
4х2 2.5 Сота 6 1150
4х2 1.0 Сота 6 1220
4х4 2.5 Лесенка 6х8 1250
4х4 Dif.Lock 2.5 Лесенка 6х8 1550
4x4 2.5 Сота 6х8 1400
4x4 Dif.Lock 2.5 Сота 6х8 1700

Цепи противоскольжения предназначены для того чтобы значительно увеличить проходимость автомобиля как на льду, так в условиях снегопада и по другому бездорожью. О том как изготовить цепи противоскольжения своими руками пойдет речь в этой статье.

Цепи противоскольжения - конструктивно представляют собой конструкцию из армированной проволоки или цепи, связанной так чтобы равномерно оплетала шину по всей окружности.Состоит такая конструкция из двух продольных тросов - внешнего и внутреннего, проходящих по окружности колеса, которые соединяются поперечными элементами или резиновыми "грунтозацепами”.

цепи противоскольжения бывают 3 видов:

    цепи противоскольжения в виде лесенки;

    цепи противоскольжения в виде ромба;

    цепи противоскольжения в виде сотов.

Каждые обладают своими достоинствами и недостатками, но изготовить цепи противоскольжения в форме лесенки проще. поэтому и берем их за основу:

Цепи противоскольжения в форме лесенки состоят из продольных и поперечных ветвей, хвостовых ветвей, запорного гака, запорного крюка и запорного кольца. Соединение элементов цепи происходит при помощи связующих колец (рис.1)

Рис.1 Схема цепи противоскольжения (лесенка)

1 - поперечная ветвь, 2 - продольная ветвь, 3 - хвостовая ветвь, 4 - запорный гак, 5 - запорный крюк, 6 - запорное кольцо.

Материалы для изготовления

    Цепь с диаметром прутка 4-5 мм - 15 метров;

    Крючки - 32 штуки;

    Натяжное устройство - 2 штуки.

Изготовление

Нарезаем 4 куска цепи по 83 звена для продольных цепей.



Нарезаем 16 кусков по 13 звеньев для поперечных цепей.

Первую поперечную цепь закрепляем на 6-м звене продольных цепей, а все остальные, кроме последней на каждом 10-м звене от предшествующей, последнюю закрепляем на 12-м.



Крепим продольные звенья с поперечными с помощью крючков или колец.


После 4-й поперечной цепи, закрепляем отрезок из 5-ти звеньев на одну сторону, а на концы обоих продольных звеньев одеваем такие карабины диаметром 5мм.


На ту сторону, где закреплен отрезок из 5-ти звеньев, на карабин закрепляем натяжное устройство.

На другой его конец закрепляем крюк.



Одеваем цепи на колес.

Испытываем цепи, на своем автомобиле.....

Монтаж на автомобиль

Цепи противоскольжения монтируются на ведущие колеса автомобиля. Монтаж цепи противоскольжения можно производить двумя способами:

1 - без поддомкрачивания автомобиля;

2 - с поддомкрачиванием автомобиля.

Способ монтажа выбирает водитель в зависимости от навыков и дорожных условий. Монтаж цепей противоскольжения желательно производить до выезда на труднопроходимый участок дороги.

1-й способ - без поддомкрачивания автомобиля:

Тщательно расправить цепь противоскольжения (звенья цепи не должны быть перекручены);

Расстелить цепи противоскольжения на поверхности дороги и наехать на них ведущими колесами;

Автомобиль закрепить в положении, исключающем самопроизвольное движение по дороге;

Надеть цепи на шину таким образом, чтобы запорный гак (поз. 4) с запорным кольцом (поз.6) находились с наружной стороны колеса;

Зацепить запорный крюк (поз.5) с внутренней стороны колеса за одно из звеньев хвостовой ветви (поз.3);

Расправить поперечные ветви (поз.2) равномерно по окружности колеса;

Продеть запорный гак (поз.4) в одно из концевых звеньев хвостовой ветви (поз.3);

Повернуть запорный гак по направлению к запорному кольцу (поз.6);

Запорное кольцо завести в паз запорного гака;

При необходимости произвести дополнительную натяжку цепи (перецепить запорный крюк и гак за следующие хвостовые звенья).

Продольные и поперечные ветви должны плотно захватить шину. Снятие приспособления с колеса производить в обратном порядке.

2-й способ - с поддомкрачиванием автомобиля:

Под передние колеса автомобиля установить упоры;

Установить автомобиль на ручной тормоз;

Поддомкратить автомобиль, вывесив колесо над дорогой на высоту 20-30 мм;

Надеть устройство аналогично 1-му способу.

Потенциал развития весьма широк. Для данной статьи был выбран турбодизель Nissan Patrol 3.0 «одетый» в резину Dunlop Grandtreck на диски размером 275/70R16, динамометр ДПУ2-2, цепи противоскольжения «Автоцепь» от 5мм «лесенки» до «соты» 6х8мм.

Главная задача цепей - задать наиболее подходящий момент, чтобы колесо преодолело коэффициент сцепления и начало движение относительно поверхности. Можно воспользоваться динамометром для определения усилия на крюке. Благодаря физике, увеличение коэффициента сцепления колеса с дорогой увеличивает показания на крюке, которые сможет развить автотранспорт. Варьируя толщину и/или метод плетения цепи, мы с Вами наглядно видим, как изменяется усилие на динамометре.

Получаем, что автомобильный фаркоп «соединен» тросом через динамометр с огромным деревом. Передний мост авто выключен, дифференциал заднего моста разблокирован. На земле утрамбованный снег, температура на улице в среднем около -3С.

Работая на малых оборотах, Patrol провернул колесо и усилие на динамометре дошло лишь до 340 кг. В снегу под колесом сразу появилась ледяная ямка.

Второй тест, и Patrol растерянно крутит колесом, показывая всего лишь 100кг. Занесли все результаты, теперь решили переставить авто на голый, слегка намоченный грунт. Patrol стуртует и динамометр сразу говорит об 450кг момента на крюке. Опять все заносим в таблицу и начинаем тестировать цепи. Сразу оговоримся, что все тесты проводились по 3 раза и,соответственно, брали средне-арифметическое значение.


Решили начать с самого лёгкого. Уже после 10мин на два задних колеса пришлось одеть цепи плетения «лесенка» диаметром прутка звена 5 мм. Высота «съемного» протектора 18мм. Тестируем, и сразу же 750кг. Заносим результат, снимаем «лесенку». Теперь одеваем цепи плетения «сота» калибром 5мм. Тестируем и теперь видим обещаные 900кг.

«Сота» показывает результат лучше, но это вполне ожидаемо, потому что в области сцепки помещается большее количество звеньев, по сравнению с «лесенкой». Теория про то, что «сота» работает хуже, оказалась выдумкой. Дальше мы решили перейти к тому, чтобы повторить результат с 6мм вариантами цепей. Как и в прошлые разы, первопроходчицей выбрана «лесенка» 6мм высотой «протектора» 22мм и сразу видим - 1050кг, а «сота»,согласно уже провалившейся теории, улучшает показания до 1150кг.

Эффект уже от 1го замера 6х8мм «лесенки» ввёл нас в затруднения, потому что стало ясно, что мотор не даёт необходимой мощности, для проворачивания хотя бы одного колеса. Это и понятно, ибо протектор уже дорос до хороших размеров - 27мм отличнейшей стали. Пришлось подключать передний мост, а также воспользоваться пониженными скоростями, дабы увеличить крутящий момент. Но из-за того, что надо уменьшить влияние переднего моста на тест, приходится располагать корму и задний мост намного ниже переда.

Устанавливаем цепи на задние колеса. Сразу замечаем, что двигатель работает «легче», и колесо начинает «буксовать», когда динамометр показывает 1250кг. Но мы знали, что в Patrol есть функция принудельной блокировки заднего моста. И мы решили использовать это для следующего теста. И теперь усилие от двух колёс заставило дойти стрелку динамометра уже до 1550кг. Меняя цепь «лесенка» на 6х8 «сота» мы записываем в очёт соответственно 1400кг при свободном и 1700кг при заблокированном дифференциалах.

В планах на тесты мы так же оставили место для замеров с цепями со снижением давления в шинах. Тестировали при давлении в колесах до 1 Атм. Решили уменьшать именно до этой цифры, потому что бедлоками колеса не были оснащены. А менять колёса в темноте нам бы очень не хотелось. Хотели успеть сделать тесты за 1 день, как и планировали, но т.к. зимой смеркается очень рано мы решили проводить замеры лишь на 6мм варианте «сота». Уменьшив давление в колёсах с 2.5 Атм до 1 Атм мы улучшили результат на ещё 70кг.

В итоге, смотрите результаты!

Мы убедились, что «лесенка» вполне обеспечивает коэффициеyт скольжения как на сухом асфальте, но для нашего автомобиля Patrol она все же маловата. Полученные результаты доказывают, что и простейшая «лесенка» 5мм может показать на снегу достаточный коэффициент скольжения, как у сухого асфальта. И всё таки для нашего достаточно нелёгкого автомобиля Patrol она маловата. Колесо вывешивается, что может привести к пробуксовке.

Зато 6мм оказалось достаточно, что даёт нам понять – для машины более 2т идеальный вариант. Варианты с 8мм тоже возможны, но только тогда, когда от автомобиля требуется максимум мощности. Добавим также, что и по массе цепи 6х8 выгодно отличаются от своих меньших собратьев.

В результате получаем следующие выводы :

5мм можно возить с собой на «крайний случай»

6мм подойдут для периодичного использования

6х8 нужны тем автолюбителям, кто хочет выжать из своей машины максимум.

Для удобства представляем Вам данные замеров в виде таблицы:

Поверхность Привод Давление в шинах, Атм. Исполнение Калибр цепи, мм Значение, кг
Лед при T-3C 4х2 2.5 Без цепей нет 100
Снег укатанный 4х2 2.5 Без цепей нет 340
Грунт влажный 4х2 2.5 Без цепей нет 450
Снег укатанный 4х2 2.5 Лесенка 5 750
4х2 2.5 Сота 5 900
4х2 2.5 Лесенка 6 1050
4х2 2.5 Сота 6 1150
4х2 1.0 Сота 6 1220
4x4 2.5 Лесенка 6х8 1250
4x4 Dif.Lock 2.5 Лесенка 6х8 1550
4x4 2.5 Сота 6х8 1400
4x4 Dif.Lock 2.5 Сота 6х8 1700


← Вернуться

×
Вступай в сообщество «lenruo.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «lenruo.ru»