Как отличить масло эльф оригинал от подделки. Моторное масло марки Elf Лабораторное тестирование и анализ составов

Подписаться
Вступай в сообщество «lenruo.ru»!
ВКонтакте:

Чтобы автомобиль длительное время эксплуатировался без существенных поломок, необходимо обеспечить ему надлежащий уход и условия использования. От того, что мы заливаем и с какой периодичностью, зависит многое, в частности моторесурс машины. На данном этапе многие неопытные автомобилисты совершают характерную ошибку – нарушают правила обслуживания машины, внося свои коррективы. При этом предварительно никто ничего не согласовывает со специалистами. Речь идёт о моторных маслах. Когда нарушая рекомендации, заправляют классом ниже или выше. Ассортимент смазывающих веществ настолько широк и разнообразен, что собственнику трудно сделать правильный выбор при покупке. В целях оказания методической помощи, рассмотрим автомобильное моторное масло Эльф 5w40 и его характеристики применительно к техническим средствам.

Характеристики моторного масла эльф 5w40

Смазывающее вещество относится к классу синтетических жидкостей предназначенных для заправки в транспортные средства:

  • легковой класс;
  • минивэн, микроавтобусы;
  • автомобили с предустановленными турбированными и битурбированными нагнетателями;
  • спортивный класс.

Официальный производитель масел компания Эльф позаботилась даже о специализированных гоночных болидах. Теперь не нужно приобретать специальные смазки и присадки в мотор, достаточно залить версию масла Эволюшн 900 NF. Эта синтетическая основа специально для высокооборотистых двигателей, например для Рено.

В серии Эволюшн 900 SXR, которая также создана на синтетической основе, впервые инженеры применили технологию «поляризации под воздействием магнитного поля». Таким образом, полностью скоординировав молекулярный состав жидкости, что увеличивает срок её эксплуатации.

Как отличить от подделки

Отличить моторное масло эльф 5w40 от подделки или качественной подделки достаточно просто. Инженеры позаботились об этом на стадии изготовления канистры. Предварительно вылив основу в виде специальной формы. Параллельно нанеся множество маркировок на упаковку. Третьей характерной чертой является – специальный шов – спайка, расположенный только в области ручки. Сделать это непросто, так как понадобится специальная аппаратура, которая имеется в наличии на заводах. Кустарное производство спаивает шов в области дна, что автоматически демаскирует подделку. Конечно, если покупатель разбирается в маслах.

Применение

Благодаря технологии «поляризации» моторное масло эльф 5w40 с его характеристиками получило «Зелёный свет» на использование от ведущих мировых концернов по производству автомобилей. Так, своё «добро» дали следующие сообщества и организации:

  • SAE – мировой классификатор и стандартизатор моторных масел;
  • ACEA 2004/C3 – европейское подразделение SAE;
  • API – международный классификатор жидкостей и смазывающих веществ;
  • Мерседес-Бенц, Ауди, Фольксваген, Дженерал Моторс, Рено, Пежо, Ниссан;
  • Полное одобрение на использование смазки в двигателях стандарта не ниже Евро – 5, 6, включая болидные треки при условии заправки специально созданных синтетических основ.

Достоинства и недостатки

  • максимально широкий температурный диапазон;
  • универсальность применения, как на дизельных, так и бензиновых моторах;
  • способность выдерживать повышенные нагрузки и температуры;
  • содержание мотора в чистоте;
  • замена увеличена до 20 тыс. км;
  • прирост мощности на 2,7%;
  • расход снижен на 5,6 %;
  • максимальная текучесть даже в критические температуры;
  • полный распад продуктов отхода. Подобное впервые применено на рынке автожидкостей, когда масло «убирает» после себя;
  • критический порог смены молекулярного состава равен минус 40 °С. Моторное масло Эволюшн 5w40, равно как Excellium NF создано именно для специальных географических условий.

Не без критики: в качестве отрицательного момента – порой необоснованно завышенная цена в розничных продажах.

Отзывы

  • Виталий, 35 лет , предприниматель, собственник Опель Астра. По роду своей деятельности систематически нахожусь в пути, согласовывая договора с поставщиками. За неделю могу намотать пару тысяч километров с лёгкостью. Чтобы как-то помочь мотору переносить трудные будни, заливаю в него масло на синтетической основе Эльф 5W Результат вижу, меня вполне устраивает;
  • Карина, 27 лет , собственница Ауди, директор фирмы по предоставлению услуг. После покупки Ауди, во время прохождения планового технического осмотра, мастер рекомендовал заливать синтетику от Эльф. Послушалась. Мотором довольна, потому, что нет нареканий, всегда прохожу ТО на «ура». Рекомендую;
  • Виктор, 44 года , водитель, служебный автомобиль Тойота Кемри. Пару лет назад шеф купил новые Тойоты. Машины идеальные, вопросов нет. В целях увеличения срока эксплуатации рекомендовали на СТО заправлять оригинальную синтетическую основу от Эльф 5W В целом результатом довольны, показатели плановых технических осмотров высоки, значит, масло действует;
  • Валентин, 39 лет , собственник Форд Фокус 3, менеджер. При покупке заливал Мобил 0W Но полгода назад друзья рекомендовали опробовать продукцию от Эльф 5W40. Доволен, машина стала резвее, экономичнее, мощность увеличилась. Всем советую.

Известное многим автолюбителям масло Elf 5w40 разработано на базе фирменной технологии компании Elf и просто необходимо тем водителям, стиль вождения которых отличается скоростью и динамичностью. Эта смазывающая смесь универсальна и может заливаться практически во все типы двигателей, работающих на различном топливе. Не считая этого, в соответствии с заявлениями компании изготовителя, она позволяет существенно снизить расход горючего и продлевает интервал смены смазывающего состава.

Синтетика Elf Evolution 900 SXR 5W40 позиционируется, как Fuel Economy, то есть сверхэкономное и горючесберегающее масло. Оно создано для применения в легковых авто или микроавтобусах. Отлично подходит для основной массы двигателей, функционирующих на бензине и дизтопливе, в том числе предусматривающих многоклапанную систему, а также оснащенных конвектором или же турбонаддувом. Это автомасло демонстрирует превосходную термостабильность и текучесть в холодное время года. Ему отдают предпочтение многие автолюбители в первую очередь из-за его прекрасных характеристик даже после длительного пробега.

[ Скрыть ]

Характеристики

Смазывающая смесь Elf Evolution 900 SXR 5W40 предусматривает высокотехнологичную синтетическую схему производства, которая дает возможность получить от силового агрегата наилучшие рабочие данные и увеличивает ресурс узлов мотора. Изначально моторное автомасло Elf Evolution 900 SXR 5W40 разрабатывалось непосредственно для автомобилей Renault.

Эта моторная смазка может применяться в двигателях авто, эксплуатирующихся в самых разных условиях, в том числе и экстремальных. Обеспечивает отличную работу силового агрегата в любое время года и легкий пуск даже при очень низких температурах. Препятствует появлению нагара и различных отложений. В случае перехода с другого масла перед использованием смазки Эльф рекомендуется полная промывка узлов мотора.


Масло в канистрах разного объема

Моторное масло ELF Evolution SXR — лучший выбор для тех, кто предпочитает ездить на высокой скорости или занимается спортивной ездой. Создано непосредственно на заказ изготовителей моторов с учетом их требований, касательно продленного интервала смены автомасла.

Моторное автомасло ELF Evolution SXR 5W40 отличается:

  • отличной защитой узлов двигателя, в особенности в распределяющей системе;
  • обеспечением практически стерильной чистоты в двигателе;
  • хорошей термостабильностью;
  • высокой антиокислительной устойчивостью;
  • сохранением смазывающих качеств масла, в том числе и в экстремальных условиях;
  • хорошим холодным пуском.

Большинство российских автомобилистов осведомлены о том, что автомобили марки «Рено» собирают в России, причём сразу на двух заводах – в Москве и Тольятти. Поэтому транспортные средства Renault так популярны. Этот факт придал известности ещё одному продукту французского происхождения – моторному маслу Elf 5W40, а также его собратьям с вязкостью 5W-30.

Современное семейство Elf Evolution

В 2014 году концерн Total, являющийся владельцем торговой марки Elf, решил изменить серии выпускаемых масел. Теперь моторное масло Эльф организовано всего в две группы – Evolution и Sporti. В свою очередь, Evolution подразделяется на несколько семейств.

Кроме названий, изменились и дизайн, форма канистр. Оформление этикеток также стало другим. Поскольку изменения произошли недавно, в продаже можно встретить моторное масло Elf 5W40 старого образца.

Есть ли отличия в старых и новых продуктах

Для сравнения возьмём более ранний продукт – смазку Elf Excellium NF вязкости 5W 40, а также новую смазку – Evolution 900 NF 5W40. Сразу можно увидеть, что отличия в спецификациях отсутствуют. Оба лубриканта имеют оценку А3/В4 от европейской ассоциации автопроизводителей АСЕА. Американский классификатор API определил категорию SL/CF.

Отличия есть в ОЕМ-допусках, которые имеют смазки. Для старой Эльф 5 – одобрения от МВ (Мерседес, Крайслер), VW (Фольксваген, Сеат, Ауди, Шкода), BMW (БМВ, Мини), GM (Дженерал Моторс, Опель, Сааб, Шевроле, Вауксхалл), Порше. Масляное вещество 900 NF 5W-40 получило разрешения только от VW, MB и Porsche. Скидку можно сделать на то, что продукт относительно новый, остальные одобрения будут получены позже.

Лабораторное тестирование и анализ составов

Подробный анализ говорит о том, что динамическая и кинематическая вязкость у Excellium NF и Evolution 900 N находится в пределах, определённых стандартом SAE для температурно-вязкостных уровней 5W-40. Индексы вязкости у обоих масел практически совпадают, находятся на уровне 170 и 172. Это значение подтверждает хорошую термостабильность у обоих смазок. То есть они не загущаются при низких температурах и не превращаются в жидкость при высоких температурных значениях.

Температура застывания у нового масла всего на 2 градуса ниже – минус 42°С. Старый образец имеет 40 градусов мороза. Температура вспышки, косвенно характеризующая испаряемость, у Экселлум на 5 градусов ниже, чем у Эволюшн, составляет 229°С. Обе характеристики находятся на хорошем уровне, подтверждая информацию о том, что на угар расходуется мало смазки.

Щелочное число (TBN) одинаково, имеет хороший показатель – 10,1 мг КОН на 1 г. Это означает, что обе моторные жидкости хорошо нейтрализуют кислотную среду, образующуюся при сгорании топлива. Чем хуже качество топливной смеси, тем больше кислотных соединений попадает в двигатель.

По мере эксплуатации щелочное число расходуется на борьбу с этими вредными выбросами, оберегая основные свойства масла. Когда его уровень становится критичным, моторное масло следует обновлять. Вот одна из основных причин, почему для российских условий требуется более часто менять смазку – у нас топливо плохого качества.


Наличие фософра и цинка у обоих масел информируют о присутствии противоизносных добавок ZDDP – наилучших на сегодняшний момент. Пакет моющих, нейтрализующих и диспергирующих присадок также приблизительно одинаков и силён – он построен на базе соединений салицилатов магния и кальция.

Подытожив вышесказанное, можно утверждать, что разница между обоими маслами совсем невелика – скорее всего, новая смесь имеет более очищенное от примесей базовое масло. В общем, оба лубриканта очень неплохи для российских движков. Если их менять каждые 7-8 тысяч километров, двигатели будут чувствовать себя хорошо.

Новое масло 900 SXR и его особенности

Кроме двух смазок NF французы выпустили ещё одно масло – Elf Evolution 900 SXR с вязкостями 5W30 и 5W40. Оба продукта объединяет то, что они созданы специально для моторов автопроизводителя Renault, имеют от него ОЕМ-допуск. Моторное масло вязкости 5W30 заливают в новые силовые агрегаты, а смазочный состав 900 SXR 5W40 применяют к моторам, имеющим пробег более 100 тысяч километров. При таком уровне износа более маловязкое масло начинает больше расходоваться на угар. К увеличенным зазорам между деталями лучше подойдёт более вязкая моторная смесь.

Выводы

Очевидно, что Total заботится о качестве своих моторных масел, выпуская их для новых и изношенных силовых агрегатов. Продукты Elf вязкости 5W40 хорошо подойдут для большого российского парка автомобилей с солидным пробегом.

Практически любому автомобилисту известен такой производитель моторных масел, как Elf. Это французский бренд, в основном направленный на европейский рынок. Хотя основными потребителями считаются владельцы и Renault, рабочие жидкости Эльф подходят для множества автомобилей европейского, американского, азиатского и российского производства. Бренд Elf позиционируется как недорогой, доступный и качественный. Это не топовая компания среди мировых лидеров, но свою стоимость жидкости полностью оправдывают качеством и техническими характеристиками. Поскольку недорогая и широко распространённая, это открывает мошенником внушительное пространство для изготовления подделок. Чтобы защититься от контрафактной продукции, компания разработала ряд защитных мер. С их помощью при покупке составов Elf подделки масла удаётся достаточно легко идентифицировать.

На что обратить внимание

Хотя компания создаёт ряд защитных средств, позволяющих предотвратить покупку поддельной продукции, многое зависит от самого покупателя. К огромному сожалению буквально всех производителей моторных и , которые дорожат своей репутацией и именем, полностью избавиться от подделок практически невозможно. Каждый день появляются новые подпольные цеха, регулярно разрабатываются методы подделки, позволяя максимально приблизить контрафактную продукцию к оригинальной. Потому автовладельцы, приобретающие самостоятельно расходные материалы для своей машины, должны понимать, как отличать масло Эльф в оригинале от подделки. Наличие соответствующих знаний позволит без посторонней помощи и консультации далеко не всегда квалифицированных продавцов найти то масло, которое действительно подойдёт вашей машине.

При покупке продукции Эльф вам стоит обращать внимание на основные критерии:

  • стоимость;
  • канистру;
  • сертификаты.

Каждый критерий имеет свои особенности и нюансы. Хотя главный упор при создании защиты производитель делает на упаковку, всё же начинается покупка с вопросов о цене и наличии документов.

Сертификаты

Здесь всё предельно понятно. Если у продавца есть документы, то с подделками он не имеет дела. Компания Elf всегда выдаёт полный комплект разрешительной документации, который подтверждает подлинность реализуемой продукции и даёт законное право на торговлю товаром. Причём важной отличительной особенностью документов является наличие так называемой мокрой печати. Теперь задайте продавцу вопрос о том, есть ли у него сертификаты и прочие бумаги. Если отсутствует даже банальный ксерокс, то сюда за расходниками лучше не приходить. Ищите другой магазин, где вам без проблем предоставят любые бумаги по первому требованию.

Помните, что вы имеете полное законное право требовать предъявить разрешительную документацию. Если продавец заявляет об обратном, он либо не является достаточно квалифицированным и осведомлённым в том деле, которым занимается, либо банально нечего показывать. В любом случае есть огромное количество других магазинов, где вы можете приобрести продукцию фирмы Elf.

Цена вопроса

Следующим моментом является стоимость продукции. Согласитесь, что очень часто мы в погоне за экономией радостно реагируем на объявления об акциях и распродажах товаров. Это касается и вопроса . Да, акции, скидки и распродажи сами производители устраивают достаточно часто через своих официальных дилеров. Подлинные акции, когда цена снижается, обычно преследуют несколько целей:

  • продать товар, который плохо реализуется;
  • провести рекламную кампанию новой продукции;
  • привлечь внимание к своему бренду;
  • повысить узнаваемость;
  • распространить информацию на новую аудиторию.

Это маркетинг, который вполне оправдан и необходим даже компаниям с громким именем, таким как Elf. Конкуренция заставляет регулярно проводить рекламные акции. Но есть другие ситуации, когда делают скидки. Они связаны с реализацией поддельной продукции. За счёт сниженной цены привлекается большое количество потенциальных покупателей. Всё это подаётся как специальное предложение от дилера или самой компании Elf. Об актуальных акциях всегда можно узнать на официальных сайтах. Все иные специальные предложения на совести продавца.

Запомните, что различные магазины и иные точки продаж всегда реализуют масла примерно по одинаковой стоимости. Разница составляет не более 15%. Если же вам предлагают масло за 500 рублей, которое стоит 1000 – 1500 р., тогда категорически откажитесь от него. Очень высока вероятность того, что вам предлагают подделку.

Качество и отличительные особенности канистры

Теперь переходим к самому главному вопросу. Когда цена адекватная, соответствует средней стоимости продукции Эльф, да и сам продавец готов предоставить вам какой-нибудь ксерокс, полностью полагаться на эти два факта нельзя. Подделку всегда выдаёт упаковка. Если внимательно её рассмотреть и изучить все отличительные черты оригинальной тары, то для вас не составит труда компании Elf.

При изучении тары подделка и оригинал различают по:

  • пробке;
  • форме канистры;
  • мерной шкале;
  • этикеткам;
  • надписям;
  • качеству изготовления и пр.

Чтобы определить поддельное масло Elf, вам достаточно взять канистру в руки и изучить её со всех сторон. На это уйдёт не так много времени, если знать ключевые отличительные особенности настоящей упаковки от компании Эльф.

  1. Крышка. Всё начинается с банального визуального осмотра крышки. Но уже по пробке можно понять, подделка перед вами или оригинал. Для этого изучите качество её полировки. Оригинальные крышки всегда тщательно зачищены и обработаны полировочными станками, за счёт чего они становятся гладкими и глянцевыми. А вот если это подделка, тогда колпачки обычно однородные, шершавые и матовые. Боковые части и верх колпачка идентичные. Это явный признак контрафактного масла Elf, от которого вам стоит отказаться.
  2. Верхняя часть колпачка. Опять крышка, то тут уже смотрите на её поверхность. В настоящих канистрах верхняя часть пробки будет немного выпуклой. Это характерная особенность оригинала. В случае с фальсификатами поверхность оказывается плоской.
  3. Боковая часть ёмкости. Неплохой способ найти отличия между оригиналом и подделкой. Для этого можете воспользоваться подручным измерительным инструментом. По всей поверхности высота одинаковая и составляет 7 миллиметров. Настоящая тара отличается более близким расположением боковой части к горловине. Плюс она более узкая, ширина составляет всего 4 миллиметра.
  4. Колпачок и основная часть тары. Здесь важно посмотреть на расстояние между этими составляющими ёмкости. В оригинальной упаковке у вас должно получиться 1,5 миллиметра. Если же перед вами поддельная продукция фирмы Elf, тогда это расстояние может вовсе отсутствовать.
  5. Дно канистры. На нём, если перед вами настоящее масло бренда Эльф, вы увидите три выпуклые полоски. Между ними предусмотрено определённое одинаковое расстояние. Также крайние полосы находятся на удалении от края упаковки на расстояние в 5 миллиметров. Расстояние до края должно быть одинаковым с обеих сторон. Если полос больше, они располагаются плотнее между собой или не на одинаковом отдалении, тогда перед вами фальсификат. От этой ёмкости с моторным маслом лучше отказаться.
  6. Этикетка. Здесь присутствуют бумажные этикетки. Причём отличительной особенностью компании Эльф является использование двухстраничных этикеток. Хотя бумажную наклейку подделать не так сложно, с её помощью можно определить оригинал. В настоящих этикетках предусмотрено 2 страницы, которые раскрываются по принципу книги. У подделок часто оказывается так, что с трудом удаётся раскрыть этикетку. Она начинает рваться, прилипает или отрывается вместе со второй страницей. Так что при обнаружении подобной проблемы обязательно возвращайте канистру. Это явная подделка.
  7. Даты. Вопрос внимательности покупателя. Когда автовладельцы покупают масло, они стараются выбирать наиболее свежие, что вполне логично и объяснимо. Но тут важно понимать, какие даты нанесены на упаковку и как они между собой могут быть связаны. В оригинальных моторных маслах Elf предусмотрена дата изготовления тары и розлива самой рабочей жидкости. И здесь будьте предельно внимательными, поскольку дата фасовки масла не может быть раньше, чем дата изготовления самой тары.
  8. Метод нанесения дат. Информация о том, когда было залито в ёмкость моторное масло, наносится на оборотную сторону канистры. Для этого применяют специальный лазер. Любые другие способы нанесения говорят о поддельности предлагаемой в магазине продукции фирмы Эльф.
  9. Жёсткость пластика. Если тара оказывается очень жёсткой, есть вероятность, что перед вами дешёвый пластик, в который разлита поддельная продукция с этикетками бренда Elf. В настоящих упаковках используется прочный, но более мягкий полимер, из-за чего тактильно он кажется не таким жёстким.
  10. Открывая тару, обратите внимание на то, как ведёт себя пломба. Саму пломбу подделать не так сложно. Но когда она слезает вместе с крышкой, это характерный признак подделки. Даже если вы уже купили канистру с маслом и вернуть её не удаётся, то заливать непонятную жидкость неизвестного происхождения в масляный картер своего двигателя не стоит.

Вы сами прекрасно понимаете, что любые дефекты, неровности и изъяны на канистре должны отсутствовать. На настоящих заводах продукции Эльф ведётся тщательный контроль качества отливки тары, в которую разливается масло. Для этого предусмотрены специальные современные автоматизированные комплексы, исключающие факт наличия заусенцев или каких-либо других дефектов. Даже если по всем остальным признакам перед вами оригинал, но качество изготовления ёмкости у вас вызывает сомнения, не рискуйте и откажитесь от покупки.

При наличии сомнений в оригинальности предлагаемой ёмкости с моторным маслом производства фирмы Эльф, лучше перестраховаться и просмотреть дополнительные признаки, указывающие на потенциальную подделку. Вы должны понимать, что использование низкокачественного масла, которое заливают в контрафактные канистры мошенники, влечёт за собой серьёзные последствия. Сначала вы не ощутите разницы. Но по мере эксплуатации автомобиля начнут проявляться различные проблемы, смазка не сможет выполнять своих функций, начнётся сильный износ деталей, что приведёт к конечным поломкам и дорогостоящему ремонту.

Предлагаем ещё несколько отличительных характеристик, с помощью которых вы сможете понять, где подделка, а где оригинальное масло Elf.

  1. Форма канистры. Повторить общие черты тары для производителей контрафактного масла не составит труда. Но в одном моменте мошенники часто допускают ошибку. Она связана с рельефной кромкой, которая в случае с настоящим маслом должна выступать на 4 миллиметра. Мошенники не предусмотрели этот момент, потому у них получился выступ, равный 7 миллиметрам.
  2. Нижняя часть. На нижней части канистры есть специальные полосы выпуклой формы, о которых мы говорили выше. Визуально отличить оригинал от подделки несложно, поскольку в первом случае до краёв должно оставаться только 5 миллиметров, а на подделках расстояние составляет 13 миллиметров. Если вы не совсем доверяете своим глазам, возьмите линейку и измерьте расстояние от полоски до края тары.
  3. Мерная шкала. Отличный инструмент, позволяющий контролировать количество вливаемой в масляный картер рабочей жидкости фирмы Эльф. Но это ещё и неплохой способ узнать подделку. В настоящих канистрах мерные шкалы нанесены сбоку и выполнены в однородной структуре. Любые деформации отсутствуют. Если же перед вами подделка, то мерная полоса может оказаться неравномерной по цвету, неровно размещаться.

Чтобы снизить вероятность покупки подделок, старайтесь покупать товар в проверенных и сертифицированных магазинах. Бывает и так, что масло меняют на автосервисе в рамках планового технического обслуживания или просто когда сам автовладелец делать это своими руками не хочет. Здесь тоже важно выбрать сервис, которому можно доверять. Ведь большая часть контрафактных моторных и трансмиссионных масел, включая продукцию Elf, реализуется через станции технического обслуживания и магазины при автосервисах.

Как долго может ходить двигатель без смены моторного масла? В сервисных книжках современных автомобилей указан интервал ТО с заменой масла 15 000–20 000 км. А производители синтетик часто увеличивают заявленный ресурс еще на десяток тысяч километров. Насколько обоснованны такие цифры? Не навредит ли «долгожитель» мотору? Проверим на практике.

ЧЕРЕЗ ЕВРОПУ И АЗИЮ

15 000 км - это очень далеко! Примерно как от Лиссабона до Владивостока. Брать в такой пробег канистру масла на замену или достаточно литра на доливку? Вместо красот Европы и просторов Азии будем лицезреть стены испытательного бокса: там свои прелести... А «поедут» сразу два одинаковых движка - впрысковые вазовские восьмиклапанники. Только так обеспечим проверяемым маслам идентичные условия работы в течение всего «пробега». Чтобы приблизить вазовские «восьмерки» к моторам посовременнее, повысили на единичку степень сжатия и добавили систему масляного охлаждения поршней.

На испытания взяли так называемые полные синтетики класса вязкости 5W-40, причем самых раскрученных брендов: Castrol («Кастрол»), Shell («Шелл»), Mobil («Мобил»), Esso («Эссо»), BP («Би-Пи»), elf («Эльф»), Total («Тоталь») и ZIC («Зик»). Такой набор охватывает примерно три четверти рынка в данном сегменте. По европейской классификации все выбранные масла относятся к высокой группе качества - А3/В3/В4. По классам качества API распределение такое: большинство масел - SM/CF, «Кастрол» - SN/CF, остальные - SL/CF. На фото и в таблицах исследуемые масла расставлены по алфавиту. Как обычно, масла закупили в профильных магазинах двух столиц. Нас ждал длинный «забег» продолжительностью почти в полгода. Такого мы еще не делали.

И НА ТИХОМ ОКЕАНЕ

...свой закончили поход. Остатки всех масел слиты в канистры, моторы разобраны, обмеры и снимки сделаны. 1. (Схема слева) сравнение энергосберегающего эффекта испытуемых масел и способности повышать мощность двигателя. Все масла свежие, только что из канистры, а в качестве базы, то есть исходной планки отсчета, - простенькая минералка 10W-40 класса API SJ (схемы открываются в полный размер по клику мышки) : 2. (Схема справа) а вот так ухудшились показатели экономичности и мощности моторов, когда масла «постарели». Тут база для каждого масла - такое же, только свежее. Скажете, 4,5% роста расхода топлива - немного? Но учтите цены на топливо в Сибири и на Дальнем Востоке.

Пришло время отвечать на поставленные вопросы. Интересно, что обошлось без промежуточных доливок масла - четырех литров начальной заправки хватило каждому из восьми участников. Но расход масла оказался разным. Меньше всего - у масел «Зик» и «Кастрол»: моторы съели их всего по 0,6–0,7 л. Другие же масла дали результаты от 1,2 до 1,5 л, то есть, с учетом грубости метода измерения (на слив), практически одинаковые.

Все образцы после слива были черненькие и страшненькие - еще бы, столько отпахать! А вот насколько изменились их основные физико-химические параметры? Общеизвестные тенденции подтвердились: вязкость всех масел сначала падает, потом растет, щелочное число уменьшается, а кислотное - повышается. По изменению щелочного числа и содержания активных элементов все масла отработали хорошо: браковочных показателей не дало ни одно. Это значит, что все производители используют высококачественные пакеты присадок. Впрочем, это неудивительно: производителей присадок можно по пальцам перечесть, это серьезные специализированные фирмы. А вот по вязкости картина другая. Сравните: у корейского масла «Зик» изменение вязкости за «15 000 км пробега» практически не вышло за пределы погрешности измерений. А вот «Эссо» под конец «пробега», где-то уже «в Сибири», вылезло за допускаемые классом SAE пределы изменения вязкости. Мотор это, конечно, не убило, но заметно увеличило его прожорливость. Из других масел ближе всех к запретной границе подошло масло «Би-Пи». И изменение поведения мотора на контрольных замерах это подтвердило.

ПОЛЕ ДОПУСКА

С ресурсом разобрались. А что по остальным параметрам, особенно по тем, которые анализируют автопроизводители при выдаче допусков? Основные показатели работы масел в моторах - уровень отложений, степень энергосбережения и защиты от износа - приведены в диаграммах. Все масла, как и подобает полным синтетикам высоких классов качества, проявили свои энергосберегающие функции. Большой разницы между ними мы не обнаружили, но опять проявилась некая зависимость расхода топлива от высокотемпературной вязкости. Снова получается, что мотору больше нравится какая-то оптимальная вязкость, любой отход от нее в меньшую или большую сторону приводит к ухудшению характеристик. И ближе прочих к этому оптимуму оказались масла «Кастрол» и «Зик». Зато мощность мотора просит большей вязкости, и это понятно. В режимах максимальных нагрузок узлы трения находятся в наиболее жестких условиях, и тут масла с большой высокотемпературной вязкостью обеспечивают им лучшее смазывание. Поэтому хоть малый, но все-таки заметный бонус получили моторы, работающие на маслах «Тоталь», «Эльф» и «Би-Пи». Защита двигателя от износа определяется как вязкостно-температурной характеристикой масла (его вязкостью при высоких температурах), так и качеством противоизносных компонентов. Чтобы оценить масло по этому показателю, исследуем степень изношенности двигателя после идентичных циклов испытаний. Минимальная потеря массы вкладышей подшипников коленчатого вала и поршневых колец, с учетом погрешности метода, оказалась у двигателей, работавших на маслах «Шелл», «Зик» и «Кастрол». Косвенно эти параметры подтверждаются анализом данных о содержании продуктов износа в образцах масел, отобранных по окончании испытаний. И здесь лидеры те же, причем у «корейца» «Зик» металла нашлось существенно меньше, чем в других маслах. Высокотемпературные отложения масел исследовали по налету на боковых поверхностях поршней. Баллы выставляли эксперты, сравнивая полученные отложения со специальной шкалой. Принцип простой. Черные отложения по всей поверхности - самый высокий балл, шестерка по общепринятой шкале. Чистый поршень без отложений - ноль баллов. Обычно синтетики по уровню отложений не поднимаются выше 1,0–1,5 балла. Смотрим результаты - всё так и есть. Чуть лучше других выглядят «Зик», «Шелл» и оба «француза»: «Эльф» и «Тоталь».

СВОЙ ЗАКОНЧИЛИ ПОХОД

Итак, о чем же подумалось «на берегу Тихого океана»? Правильно ли мы сделали, не взяв «в дорогу» масло на смену? И насколько можно верить производителям масел, которые заявляют длинные сроки службы своей продукции? Возвращаемся к исходному вопросу: всякая ли синтетика способна пройти межсервисный интервал? Потребители на форумах ратуют за более частую замену - тысяч через восемь-десять. Масленщики, напротив, говорят о 30 000 км. Что ж, наши испытания показали: в подобных режимах «не все масла одинаково полезны». То же «Эссо» после финишной ленточки фактически свалилось без сил, а вот «Зик» выдержал бы и обратную дорогу. Рекомендации ЗР таковы. Для свежих машин, эксплуатирующихся в теплое время года, можно смело руководствоваться полученными результатами. А вот по мере износа мотора, как и при активной зимней эксплуатации , масло нужно менять чаще. То же касается случаев, когда пробеги измеряются не столько километрами, сколько многочасовыми пробками. Этому мы посвятим отдельный материал. НЕ ВСЯКАЯ СИНТЕТИКА СПОСОБНА ПРОЙТИ МЕЖСЕРВИСНЫЙ ИНТЕРВАЛ.

ЧТО И ЗАЧЕМ ПРОВЕРЯЛИ

Моторное масло - это канистра и нечто жидкое внутри, состоящее из базового масла и пакета присадок. От последних как раз и зависят ресурсные характеристики масла.

В процессе работы в двигателе масло контактирует с нагретыми поверхностями деталей. Его пленка, оставляемая поршневыми кольцами на стенке цилиндра, греется от газов и подвергается большим контактным давлениям. Масло не любит контакта с картерными газами: оно насыщается продуктами неполного сгорания топлива, окисляясь и вбирая продукты износа и прочую грязь, образующуюся при работе двигателя.

Главный показатель масла - вязкость . От нее напрямую зависит если не всё, то многое: качество смазывания узлов трения, скорость изнашивания, потери на трение. А еще, косвенно, его расход на угар, токсичность отработавших газов и даже температуры деталей двигателя.

Рабочая вязкость масла формируется как свойствами базового масла, так и количеством и параметрами специальных присадок - так называемых загустителей. Это полимеры, которые под циклическим воздействием температур меняют свои свойства. Классическая картина изменения вязкости такова: сначала она падает, потом начинает расти. Чрезмерное снижение вязкости резко увеличивает скорость износа, а ее рост заметно ухудшает экономичность двигателя и его пусковые свойства, повышает токсичность отработавших газов и угар масла. Диапазон допустимых вязкостей масла для нашего класса по SAE - от 12,5 до 16,3 сСт. Поэтому первый критерий клинической смерти масла - выход его вязкости на какой-то стадии испытаний за пределы допустимого диапазона. Важная функция масла - мыть двигатель и не пачкать его. За качество помывки отвечают соответствующие присадки, а способность не пачкать определяется стабильностью и качеством базового масла. Принято разделять высокотемпературные и низкотемпературные отложения. Первые образуются на боковых поверхностях поршней. Они наиболее опасны, поскольку мешают работать поршневым кольцам и могут привести к полной потере их подвижности, то есть к залеганию. А неподвижное кольцо уже не работает. Итог - компрессия падает. И дыма на выхлопе - как на футбольном стадионе после забитого гола. Расход масла начинает резко приближаться к расходу топлива. А низкотемпературные отложения? Они образуются и в масляном поддоне, и на стенках картера двигателя, и в зоне работы распределительных валов. Но самое худшее - это скопление отложений в масляных каналах: они могут закупориться. Моющая способность масла по мере его работы падает - срабатываются моющие присадки . Отчасти это контролируется величиной щелочного числа масла, а напрямую - уровнем сформированных отложений после длительного цикла испытаний. Масло, вбирая в себя в процессе работы продукты сгорания топлива , содержащие серу, оксиды азота и прочие «приятности», накапливает кислоты. Они нейтрализуются щелочными моющими присадками лишь частично. А «кислое» масло становится агрессивным по отношению к мотору. Поэтому величина кислотного числа масла также является его браковочным показателем. В совсем запущенном случае может произойти расслоение масла - так называемое выпадение пакета присадок. Они остаются в осадке, а по системе смазывания двигателя начинает гулять уже изрядно постаревшее базовое масло. Естественно, никакими функциональными свойствами, необходимыми мотору, оно не обладает. Это тоже признак смерти масла. Все вышеизложенное делает понятными принятые нами критерии окончания срока службы масла. 1. Выход вязкости за пределы границ, определяемых классом SAE. 2. Резкое (более чем в два раза) падение щелочного числа и резкое же возрастание кислотного. 3. Выпадение пакета присадок, индуцируемое резким изменением содержания в масле активных компонентов - фосфора, цинка, кальция. Кроме того, оцениваем энергосберегающие функции масла, характеризующие уровень потерь на трение в двигателе, а также защитные функции, оцениваемые скоростями износа основных деталей. В принципе, это основные параметры качества, которые анализируются при допуске масла к использованию в конкретных типах двигателей.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ

1. BP Visco 5000

Классификация: SAE 5W-40, API SL/CF, ACEA A3/B3, A3/B4 Допуски: VW 50200/50500, MB 229.1/229.3, BMW LL-98, Porsche Ориентировочная цена: 1100 руб. за 4 л Самая дешевая из всех испытанных синтетик. Цену свою оправдывает, пробег выдержала. Но подошла достаточно близко к пределу ресурса. Большая высокотемпературная вязкость обеспечила место в группе лидеров по мощности двигателя. Хороший баланс цены и качества. Довольно высокий темп старения. Уровень отложений немного выше, чем у лидеров по этому показателю.

2. Castrol Magnatec C3

Классификация: SAE 5W-40, API SN/CF, ACEA A3/B3, A3/B4, C3 Допуски: VW 50200/50500, BMW LL-04, MB 229.31, RN 0700/0710 Это масло - самой высокой группы качества по API, что подтвердилось испытаниями: и по защите, и по энергосберегающим функциям оно на первых строчках рейтингов. Старение его мы заметили, но до браковочных показателей еще очень далеко. Так что 15 000 км пробега для него не предел. Малый расход на угар, хорошие защитные и энергосберегающие свойства. Невысокий результат по уровню отложений.

3. elf Excellium NF

Классификация: SAE 5W-40, API SL/CF, ACEA A3/B4 Допуски: VW 50200/50500, MB 229.3, Porsche A40 Ориентировочная цена: 1380 руб. за 4 л Одно из двух масел сравнительно скромной группы качества по API - всего лишь SL. Однако принципиального ухудшения его свойств по сравнению с маслами классом выше (по API) мы не обнаружили. Более того, по ресурсным показателям elf явно переиграл большинство из них. Хорошие ресурсные показатели, высокие моющие свойства. Логично ожидать лучшей защиты от износа. Да и дороговато.

4. Mobil Super 3000

Классификация: SAE 5W-40, API SM/CF Ориентировочная цена: 1620 руб. за 4 л Самая дорогая синтетика из закупленных. Масло оказалось в группе лидеров по всем основным показателям. И угорает мало, и моет хорошо, и с защитой мотора все в порядке. Ресурсные показатели на уровне. Малый расход на угар, хорошие моющие свойства, неплохие ресурсные показатели. Цена на фоне других масел слишком высока.

5. Esso Ultron

Классификация: SAE 5W-40, API SM, ACEA A3/B3, A3/B4 Допуски: VW 50200/50500, MB 229.3, Porsche A40, BMW LL-01, GM LL-B-025, RN 0710 Недорогая синтетика высокой группы качества. Но это единственное масло, которое попросило замены под конец пробега, его вязкость вывалилась за пределы класса по SAE. Однако мотор это не убило. По остальным браковочным параметрам большие запасы. Цена. Хороший вариант для сезонной эксплуатации с заменой масла при переходе из зимы в лето и обратно. Неплохие моющие свойства и низкая склонность к отложениям. Ресурс на фоне других синтетик оказался маловат.

6. Shell Helix HX8

Допуски: BMW LL-01, MB 229.5, VW 50200/50500, RN 0700/0710 Ориентировочная цена: 1350 руб. за 4 л Еще один представитель группы лидеров, в которую попал по совокупности показанных результатов: хорошая моющая способность, замечательные защитные свойства, высокий ресурс. Масло за 15 000 км пахоты ни на градус не изменило своей температуры застывания. Это признак очень хорошей базы. Высокий ресурс, отличные защитные характеристики. По расходу масла показатели не самые высокие.

7. Total Quartz 9000

Классификация: SAE 5W-40, API SM/CF, ACEA A3/B4 Допуски: Peugеot Citroen B71 2296, VW 50200/50500, MB 229.3, Porsche A40, BMW LL-01, GM LL-B-025 Ориентировочная цена: 1320 руб. за 4 л У этого «француза» один из лучших показателей по ресурсу. Высокий показатель высокотемпературной вязкости вытащил его на первое место по мощностным показателям двигателя. Моет хорошо, но вот с угаром не все в порядке. И это тоже следствие значительной вязкости в зоне работы поршневых колец. Хорошие мощностные показатели, низкий уровень отложений, высокий ресурс. Большой расход на угар.

8. ZIC XQ

Классификация: SAE 5W-40, API SM/CF, ACEA A3/B3/B4 Допуски: MB 229.5, VW 50200/50500, VW 50301, BMW LL-01, Porsche Ориентировочная цена: 1250 руб. за 4 л На этом масле можно было бы развернуться во Владивостоке и безо всяких доливок ехать обратно в Лиссабон. По всем параметрам оно существенно отличается от остальных. Температура замерзания на 10–15 градусов ниже, чем у других. Металла в масле значительно, в некоторых случаях в разы, меньше. А это бесспорное подтверждение защитных свойств. И вязкость масла «во Владивостоке» оказалась практически такой же, как «в Португалии». Лидер по большинству позиций, при этом цена очень умеренная. Как быть, если заливать в мотор надо не четыре, а три литра? Непрозрачная металлическая канистра заставит делать это наугад.

ВОПРОС-ОТВЕТ

О чем говорит необходимость долива масла в межсервисный период - о несовершенстве двигателя, неверно подобранном масле или о технической неисправности мотора?

Смотря какое масло и сколько доливаете. Расход масла неизбежен. Масляная пленка, оставляемая поршнем в цилиндре, греется от газов и испаряется (угар). Сколько масла улетит в трубу, зависит от его свойств, режимов работы, температуры за бортом, степени изношенности двигателя. В инструкции к автомобилю чаще всего приводят данные о штатном расходе масла, но они ориентировочные. Для большинства современных моторов вполне нормален расход до литра на 3000–4000 км спокойной городской езды. У некоторых машин штатный расход - до литра на 1000 км. Тут важен предлог «до». Вот если больше, добро пожаловать на сервис.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «lenruo.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «lenruo.ru»