Газовые турбины авиационных двигателей. Конвертирование авиационных гтд в гту наземного применения. Отличительные черты газотурбинных двигателей

Подписаться
Вступай в сообщество «lenruo.ru»!
ВКонтакте:

К.т.н. А.В. Овсянник, зав. кафедрой «Промышленная теплоэнергетика и экология»;
к.т.н. А.В. Шаповалов, доцент;
В.В. Болотин, инженер;
«Гомельский государственный технический университет имени П.О. Сухого», Республика Беларусь

В статье приводится обоснование возможности создания ТЭЦ на базе конвертированного АГТД в составе газотурбинной установки (ГТУ), оценка экономического эффекта от внедрения АГТД в энергетику в составе крупных и средних ТЭЦ для погашения пиковых электрических нагрузок.

Обзор авиационных газотурбинных установок

Одним из удачных примеров применения АГТД в энергетике является теплофикационная ГТУ 25/39, установленная и находящаяся в промышленной эксплуатации на Безымянской ТЭЦ , расположенной в Самарской области в России, описание которой приведено ниже. Газотурбинная установка предназначена для выработки электрической и тепловой энергии для нужд промышленных предприятий и бытовых потребителей. Электрическая мощность установки - 25 МВт, тепловая - 39 МВт. Суммарная мощность установки - 64 МВт. Годовая производительность электроэнергии - 161,574 ГВт.ч/год, тепловой энергии - 244120 Гкал/год .

Установка отличается применением уникального авиационного двигателя НК-37, обеспечивающего КПД в 36,4%. Такой КПД обеспечивает высокую эффективность установки, недостижимую на обычных тепловых электростанциях, а также ряд других преимуществ. Установка работает на природном газе с давлением 4,6 МПа и расходом 1,45 кг/с. Кроме электроэнергии установка производит 40 т/ч пара давлением 14 кгс/см 2 и нагревает 100 т сетевой воды от 70 до 120 О С, что позволяет обеспечить светом и теплом небольшой город .

При размещении установки на территории тепловых станций не требуется дополнительных специальных блоков химводоочистки, сброса воды и т.д.

Подобные газотурбинные энергетические установки незаменимы для применения в тех случаях, когда:

■ необходимо комплексное решение проблемы обеспечения электрической и тепловой энергией небольшого города, промышленного или жилого района - модульность установок позволяет легко скомпоновать любой вариант в зависимости от нужд потребителя;

■ осуществляется индустриальное освоение новых районов жизни людей, в том числе с условиями жизни, когда особо важна компактность и технологичность установки. Нормальная работоспособность установки обеспечивается в диапазоне температур окружающей среды от -50 до +45 О С при действии всех других неблагоприятных факторов: влажности до 100 %, осадках в виде дождя, снега и т.д.;

■ важна экономичность установки: высокий КПД обеспечивает возможность производства более дешевой электрической и тепловой энергии и короткий срок окупаемости (около 3,5 лет) при капиталовложениях в строительство установки 10 млн 650 тыс. дол. США (по данным производителя).

Кроме того, установка отличается экологической чистотой, наличием многоступенчатого шумоподавления, полной автоматизацией процессов управления.

ГТУ 25/39 представляет собой стационарную установку блочно-контейнерного типа размером 21 м на 27 м. Для ее функционирования в варианте автономном от существующих станций в комплекте с установкой должны находиться устройства химводоподготовки, открытое распределительное устройство для понижения выходного напряжения до 220 или 380 В, градирня для охлаждения воды и отдельно стоящий дожимной газовый компрессор. При отсутствии необходимости в воде и паре конструкция установки сильно упрощается и удешевляется.

Сама установка включает в себя авиационный двигатель НК-37, котел-утилизатор типа ТКУ-6 и турбогенератор.

Полное время монтажа установки - 14 месяцев.

В России выпускается большое количество установок на базе конвертированных АГТД мощностью от 1000 кВт до нескольких десятков МВт, они пользуются спросом. Это подтверждает экономическую эффективность их использования и необходимость дальнейших разработок в этой области промышленности.

Установки, выпускаемые на заводах СНГ отличаются:

■ низкими удельными капиталовложениями;

■ блочным исполнением;

■ сокращенным сроком монтажа;

■ малым сроком окупаемости;

■ возможностью полной автоматизации и др. .

Характеристика ГТУ на базе конвертированного двигателя АИ-20

Весьма популярной и наиболее часто применяемой является ГТУ на базе двигателя АИ-20. Рассмотрим газотурбинную ТЭЦ (ГТТЭЦ), относительно которой были проведены исследования и выполнены расчеты основных показателей.

Газотурбинная теплоэлектроцентраль ГТТЭЦ- 7500/6,3 с установленной электрической мощностью 7500 кВт состоит из трех газотурбогенераторов с турбовинтовыми двигателями АИ-20 номинальной электрической мощностью 2500 кВт каждый.

Тепловая мощность ГТТЭЦ 15,7 МВт (13,53 Гкал/ч). За каждым газотурбогенератором установлен газовый подогреватель сетевой воды (ГПСВ) с оребренными трубами для подогрева воды отработавшими газами на нужды отопления, вентиляции и горячего водоснабжения населенного пункта. Через каждый экономайзер проходят отработавшие в авиационном двигателе газы в количестве 18,16 кг/с с температурой 388,7 О С на входе в экономайзер. В ГПСВ газы охлаждаются до температуры 116,6 О С и подаются в дымовую трубу.

Для режимов с пониженными тепловыми нагрузками введено байпасирование потока выхлопных газов с выводом в дымовую трубу. Расход воды через один экономайзер составляет 75 т/ч. Сетевая вода нагревается от температуры 60 до 120 О С и подается потребителям для нужд отопления, вентиляции и горячего водоснабжения под давлением 2,5 МПа .

Технические показатели ГТУ на базе двигателя АИ-20: мощность - 2,5 МВт; степень повышения давления - 7,2; температура газов в турбине на входе - 750 О С, на выходе - 388,69 О С; расход газов - 18,21 кг/с; количество валов - 1; температура воздуха перед компрессором - 15 О С. На основании имеющихся данных производим расчеты выходных характеристик ГТУ согласно алгоритму, приведенному в источнике .

Выходные характеристики ГТУ на базе двигателя АИ-20:

■ удельная полезная работа ГТУ (при η мех =0,98): H e =139,27 кДж/кг;

■ коэффициент полезной работы: φ=3536;

■ расход воздуха при мощности N гту =2,5 МВт: G k =17,95 кг/с;

■ расход топлива при мощности N гту =2,5 МВт: G топ =0,21 кг/с;

■ суммарный расход выхлопных газов: g г =18,16 кг/с;

■ удельный расход воздуха в турбине: g k =0,00718 кг/кВт;

■ удельный расход теплоты в камере сгорания: q 1 =551,07 кДж/кг;

■ эффективный КПД ГТУ: η е =0,2527;

■ удельный расход условного топлива на выработанную электроэнергию (при КПД генератора η ген =0,95) без утилизации тепла выхлопных газов: b у. т =511,81 г/кВтч.

На основании полученных данных и в соответствии с алгоритмом расчета , можно перейти к получению технико-экономических показателей. Дополнительно задаемся следующим: установленная электрическая мощность ГТТЭЦ - N уст =7500 кВт, номинальная тепловая мощность установленных на ГТТЭЦ ГПСВ - Qтэц=15736,23 кВт, расход электроэнергии на собственные нужды принят равным 5,5%. В результате проведенных исследований и расчетов были определены следующие величины:

■ коэффициент первичной энергии ГТТЭЦ брутто, равный отношению суммы электрической и тепловой мощностей ГТТЭЦ к произведению удельного расхода топлива с низшей теплотой сгорания топлива, η б гттэц =0,763;

■ коэффициент первичной энергии ГТТЭЦ нетто η н гттэц = 0,732 ;

■ КПД выработки электрической энергии в теплофикационной ГТУ, равный отношению удельной работы газа в ГТУ к разнице удельного расхода теплоты в камере сгорания ГТУ на 1 кг рабочего тела и удельного отвода тепла в ГПСВ от 1 кг уходящих газов ГТУ, η э гту =0,5311.

На основании имеющихся данных, можно определить технико-экономические показатели ГТТЭЦ :

■ расход условного топлива на выработку электроэнергии в теплофикационной ГТУ: ВГт У =231,6 г у.т./кВт.ч;

■ часовой расход условного топлива на выработку электроэнергии: B э гту =579 кг у.т./ч;

■ часовой расход условного топлива в ГТУ: B ч эу гту ==1246 кг у. т./ч.

На выработку теплоты в соответствии с «физическим методом» относится оставшееся количество условного топлива: B т ч =667 кг у. т./ч.

Удельный расход условного топлива на выработку 1 Гкал теплоты в теплофикационной ГТУ составит: В т гту =147,89 кг у.т./ч.

Технико-экономические показатели мини- ТЭЦ приведены в табл. 1 (в таблице и далее цены приведены в белорусских рублях, 1000 бел. руб. ~ 3,5 росс. руб. - Прим. авт.).

Таблица 1. Технико-экономические показатели мини-ТЭЦ на базе конвертированного АГТД АИ-20, реализуемого за счет собственных средств (цены указаны в белорусских рублях).

Наименование показателей Единицы

измерения

Величина
Установленная электрическая мощность МВт 3-2,5
Установленная тепловая мощность МВт 15,7
Удельные капитальные вложения за единицу электрической мощности млн руб./кВт-ч 4
Годовой отпуск электроэнергии кВтч 42,525-10 6
Годовой отпуск тепловой энергии Гкал 47357
Себестоимость единицы:
- электроэнергии руб./кВтч 371,9
- тепловой энергии руб./Г кал 138700
Балансовая (валовая)прибыль млн руб. 19348
Срок окупаемости капиталовложений лет 6,3
Точка безубыточности % 34,94
Рентабельность (общая) % 27,64
Внутренняя ставка доходности % 50,54

Экономические расчеты показывают, что срок окупаемости капиталовложений в установки комбинированного производства электроэнергии и теплоты с АГТД составляет до 7 лет при реализации проектов за собственные средства. При этом срок строительства может составлять от нескольких недель при монтаже небольших установок электрической мощностью до 5 МВт, до 1,5 лет при вводе установки электрической мощностью 25 МВт и тепловой 39 МВт. Сокращенные сроки монтажа объясняются модульной поставкой электростанций на базе АГТД с полной заводской готовностью.

Таким образом, основные преимущества конвертированных АГТД, при внедрении в энергетику, сводятся к следующим: низкие удельные капиталовложения в подобные установки, небольшой срок окупаемости, сокращенные сроки строительства, благодаря модульности исполнения (установка состоит из монтажных блоков), возможность полной автоматизации станции и др.

Для сравнения приведем примеры действующих газодвигательных мини-ТЭЦ в Республике Беларусь, их основные технико-экономические параметры указаны в табл. 2 .

Произведя сравнение, нетрудно заметить, что на фоне уже действующих установок газотурбинные установки на базе конвертированных авиационных двигателей имеют ряд преимуществ. Рассматривая АГТУ в качестве высокоманевренных энергетических установок, необходимо иметь и виду возможность их значительной перегрузки путем перевода на парогазовую смесь (за счет впрыска воды в камеры сгорания), при этом можно достигнуть почти трехкратного увеличения мощности газотурбинной установки при относительно небольшом снижении ее коэффициента полезного действия .

Эффективность этих станций значительно возрастает при их размещении на нефтяных скважинах, с использованием попутного газа, на нефтеперерабатывающих заводах, на сельскохозяйственных предприятиях, где они максимально приближены к потребителям тепловой энергии, что снижает потери энергии при ее транспортировке.

Для покрытия остропиковых нагрузок перспективным является применение простейших стационарных авиационных ГТУ. У обычной газовой турбины время до принятия нагрузки после старта составляет 15-17 мин.

Газотурбинные станции с авиационными двигателями очень маневренны, требуют малого (415 мин) времени на пуск из холодного состояния до полной нагрузки, могут быть полностью автоматизированы и управляться дистанционно, что обеспечивает их эффективное использование в качестве аварийного резерва. Длительность пуска до взятия полной нагрузки действующих газотурбинных установок составляет 30-90 мин.

Показатели маневренности ГТУ на базе конвертированного ГТД АИ-20 представлены в табл. 3.

Таблица 3. Показатели маневренности ГТУ на базе конвертированного ГТД АИ-20.

Заключение

На основании проведенной работы и полученных результатов исследования газотурбинных установок на базе конвертированных АГТД, можно сделать следующие выводы:

1. Эффективным направлением развития теплоэнергетики Беларуси является децентрализация энергоснабжения с применением конвертированных АГТД, и наиболее эффективной оказывается комбинированная выработка теплоты и электроэнергии.

2. Установка АГТД может работать как автономно, так и в составе крупных промышленных предприятий и крупных ТЭЦ, как резерв для принятия пиковых нагрузок, имеет небольшой срок окупаемости и сокращенные сроки монтажа. Нет сомнений, что данная технология имеет перспективу развития в нашей стране.

Литература

1. Хусаинов Р.Р. Работа ТЭЦ в условиях оптового рынка электрической энергии // Энергетик. - 2008. - № 6. - С. 5-9.

2. Назаров В.И. К вопросу расчета обобщенных показателей на ТЭЦ // Энергетика. - 2007. - № 6. - С. 65-68.

3. Уваров В.В. Газовые турбины и газотурбинные установки - М.: Высш. шк., 1970. - 320 с.

4. Самсонов В.С. Экономика предприятий энергетического комплекса - М.: Высш. шк., 2003. - 416 с.

Авиационная газовая турбина, один из основных агрегатов авиационных газотурбинных двигателей ; по сравнению со стационарными газовыми турбинами , Авиационная газовая турбина при большой мощности имеет малые габариты и массу, что достигается конструктивным совершенством, большими осевыми скоростями газа в проточной части, высокими окружными скоростями рабочего колеса (до 450 м/сек ) и большим (до 250 кдж/кг или 60 к кал/кг ) теплоперепадом. Авиационная газовая турбина позволяет получать значительные мощности: например, одноступенчатая турбина (рис. 1 ) современного двигателя развивает мощность до 55 Мвт (75 тыс. л. с. ). Преимущественное распространение получили многоступенчатые Авиационная газовая турбина (рис. 2 ), в которых мощность одной ступени обычно 30-40 Мвт (40-50 тыс. л. с. ). Для Авиационная газовая турбина характерна высокая температура газа (850-1200°С) на входе в турбину. При этом необходимый ресурс и надёжная работа турбины обеспечиваются применением специальных сплавов, отличающихся высокими механическими свойствами при рабочих температурах и устойчивостью в отношении ползучести, а также охлаждением сопловых и рабочих лопаток, корпуса турбины и дисков ротора.

Распространено воздушное охлаждение, при котором воздух, отбираемый из компрессора, пройдя через каналы системы охлаждения, поступает в проточную часть турбины.

Авиационная газовая турбина служат для привода компрессора турбореактивного двигателя , компрессора и вентилятора двухконтурного турбореактивного двигателя и для привода компрессора и винта турбовинтового двигателя . Авиационная газовая турбина используются также для привода вспомогательных агрегатов двигателей и летательных аппаратов - пусковых устройств (стартеров), электрических генераторов, насосов горючего и окислителя в жидкостном ракетном двигателе .

Развитие Авиационная газовая турбина идёт по пути аэродинамического конструктивного и технологического совершенствования; улучшения газодинамических характеристик проточной части для обеспечения высокого кпд в широком диапазоне изменения режимов работы, характерном для авиационого двигателя; уменьшения массы турбины (при заданной мощности); дальнейшего повышения температуры газа на входе в турбину; применения новейших высокожаропрочных материалов, покрытий и эффективного охлаждения лопаток и дисков турбины. Развитие Авиационная газовая турбина характерно также дальнейшим увеличением числа ступеней: в современных Авиационная газовая турбина число ступеней доходит до восьми.

Лит.: Теория реактивных двигателей. Лопаточные машины, М., 1956; Скубачевский Г. С., Авиационные газотурбинные двигатели, М., 1965; Абианц В. X., Теория газовых турбин реактивных двигателей, 2 изд., М., 1965.

С. З. Копелев.

один из основных агрегатов авиационных газотурбинных двигателей (См. Газотурбинный двигатель); по сравнению со стационарными газовыми турбинами (См. Газовая турбина), А. г. т. при большой мощности имеет малые габариты и массу, что достигается конструктивным совершенством, большими осевыми скоростями газа в проточной части, высокими окружными скоростями рабочего колеса (до 450 м/сек ) и большим (до 250 кдж/кг или 60 к кал/кг ) теплоперепадом. А. г. т. позволяет получать значительные мощности: например, одноступенчатая турбина (рис. 1 ) современного двигателя развивает мощность до 55 Мвт (75 тыс. л. с. ). Преимущественное распространение получили многоступенчатые А. г. т. (рис. 2 ), в которых мощность одной ступени обычно 30-40 Мвт (40-50 тыс. л. с. ). Для А. г. т. характерна высокая температура газа (850-1200°С) на входе в турбину. При этом необходимый ресурс и надёжная работа турбины обеспечиваются применением специальных сплавов, отличающихся высокими механическими свойствами при рабочих температурах и устойчивостью в отношении ползучести, а также охлаждением сопловых и рабочих лопаток, корпуса турбины и дисков ротора.

Распространено воздушное охлаждение, при котором воздух, отбираемый из компрессора, пройдя через каналы системы охлаждения, поступает в проточную часть турбины.

А. г. т. служат для привода компрессора турбореактивного двигателя (См. Турбореактивный двигатель), компрессора и вентилятора двухконтурного турбореактивного двигателя и для привода компрессора и винта турбовинтового двигателя (См. Турбовинтовой двигатель). А. г. т. используются также для привода вспомогательных агрегатов двигателей и летательных аппаратов - пусковых устройств (стартеров), электрических генераторов, насосов горючего и окислителя в жидкостном ракетном двигателе (См. Жидкостный ракетный двигатель).

Развитие А. г. т. идёт по пути аэродинамического конструктивного и технологического совершенствования; улучшения газодинамических характеристик проточной части для обеспечения высокого кпд в широком диапазоне изменения режимов работы, характерном для авиационого двигателя; уменьшения массы турбины (при заданной мощности); дальнейшего повышения температуры газа на входе в турбину; применения новейших высокожаропрочных материалов, покрытий и эффективного охлаждения лопаток и дисков турбины. Развитие А. г. т. характерно также дальнейшим увеличением числа ступеней: в современных А. г. т. число ступеней доходит до восьми.

Лит.: Теория реактивных двигателей. Лопаточные машины, М., 1956; Скубачевский Г. С., Авиационные газотурбинные двигатели, М., 1965; Абианц В. X., Теория газовых турбин реактивных двигателей, 2 изд., М., 1965.

С. З. Копелев.

  • - вид авиационных боеприпасов...

    Словарь военных терминов

  • - опасное происшествие на воздушном судне, приведшее к гибели или пропаже без вести людей, возникновению санитарных потерь и разрушению или повреждению судна и перевозимых на нем материальных средств...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - боеприпас для поражения объектов на земле и в воде, доставляемый в район цели самолётом или другим летательным аппаратом...

    Энциклопедия техники

  • - турбина, в лопаточном аппарате к-рой энергия газа, находящегося под давлением и имеющего высокую темп-ру, преобразуется в механич. работу на валу. Г. т. состоит из последовательно располож...

    Большой энциклопедический политехнический словарь

  • - см. ТУРБИНА...

    Научно-технический энциклопедический словарь

  • - поломка самолета, не сопровождающаяся серьезными повреждениями или смертью летчика...

    Морской словарь

  • - один из видов авиационных боеприпасов, сбрасываемых с летательных аппаратов. Современные авиационные бомбы могут быть управляемыми...

    Морской словарь

  • - турбина, которая по идее должна работать газами, образуемыми при сгорании в особых камерах твердого, жидкого или газообразного горючего...

    Морской словарь

  • - турбина, использующая кинетическую энергию отходящих газов металлургических агрегатов, например, колошникового газа доменной...

    Энциклопедический словарь по металлургии

  • - "...1. - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации..." Источник: "Воздушный кодекс Российской Федерации" от 19.03.1997 N 60-ФЗ "...3.29...

    Официальная терминология

  • - "... - устройство для выработки электроэнергии, использующее в качестве рабочего тела продукты сгорания органического топлива..." Источник: Постановление Госгортехнадзора РФ от 18.03...

    Официальная терминология

  • - раздел практической астрономии, в котором рассматриваются методы астрономической навигации в полёте. Основная задача А. а. заключается в автономном, т. е. выполняемом без помощи каких-либо наземных...
  • - см. в статье...

    Большая Советская энциклопедия

  • - один из видов авиационных боеприпасов, сбрасываемых с самолёта или другого летательного аппарата для поражения наземных, морских и воздушных целей...

    Большая Советская энциклопедия

  • - тепловой двигатель непрерывного действия, в лопаточном аппарате которого энергия сжатого я нагретого газа преобразуется в механическую работу на валу. Нагревание сжатого газа может осуществляться в...

    Большая Советская энциклопедия

  • - ГАЗОВАЯ турбина - турбина, в которой в механическую работу преобразуется тепловая энергия сжатого и нагретого газа; входит в состав газотурбинного двигателя...

    Большой энциклопедический словарь

"Авиационная газовая турбина" в книгах

ТУРБИНА НИКА

Из книги Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев автора Раззаков Федор

ТУРБИНА НИКА ТУРБИНА НИКА (поэт; покончила с собой (выбросилась из окна) 11 мая 2002 года на 28-м году жизни; похоронена на Ваганьковском кладбище в Москве).Турбина стала знаменита в середине 80-х, когда ее стихи стали публиковаться во всех советских СМИ. В 12 лет Ника получила в

ТУРБИНА Ника

Из книги Память, согревающая сердца автора Раззаков Федор

ТУРБИНА Ника ТУРБИНА Ника (поэтесса; покончила с собой (выбросилась из окна) 11 мая 2002 года на 28-м году жизни; похоронена на Ваганьковском кладбище в Москве). Турбина стала знаменита в середине 80-х, когда ее стихи стали публиковаться во всех советских СМИ. В 12 лет Ника

Турбина Лаваля

Из книги Густав Лаваль автора Гумилевский Лев Иванович

Турбина Лаваля Впоследствии, вспоминая о клостерском периоде своей жизни и преследовавших его в это время идеях, Лаваль писал в одной из своих записных книжек:«Я был всецело проникнут истиной: большие скорости - вот истинный дар богов! Я уже в 1876 году мечтал об успешном

РЕЧЬ Н.В. ТУРБИНА

Из книги О положении в биологической науке автора Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук

РЕЧЬ Н.В. ТУРБИНА Профессор Н.В. Турбин. Кризисное состояние современной моргановской генетики находит свое наиболее резкое и ясно выраженное проявление в работах, подобных той статье профессора Дубинина, которая неоднократно здесь упоминалась.Подобные работы

Древнегреческая турбина

Из книги Великие тайны цивилизаций. 100 историй о загадках цивилизаций автора Мансурова Татьяна

Древнегреческая турбина Первую паровую турбину, вернее, ее маленькую модель изготовили как игрушку еще в I веке до н. э. Произошло это при дворе египетских правителей Птолемеев, в Александрии, в знаменитом Мусейоне – своеобразной академии наук древности. Герон

Глава четырнадцатая Двадцать лошадиных сил на фунт веса. Газовая турбина. Причины неудач Николы Теслы

Из книги автора

Глава четырнадцатая Двадцать лошадиных сил на фунт веса. Газовая турбина. Причины неудач Николы Теслы Лаборатория на Варденклифе была закрыта, штат ее распущен, охрана снята. От Теслы ушел даже Шерф, поступивший на службу в компанию по добыче серы. Раз в неделю без особого

56. ПАРОВАЯ ТУРБИНА

Из книги 100 великих изобретений автора Рыжов Константин Владиславович

56. ПАРОВАЯ ТУРБИНА Наряду с гидротурбинами, описанными в одной из предыдущих глав, огромное значение для энергетики и электрификации имело изобретение и распространение паровых турбин. Принцип их действия был подобен гидравлическим, с той, однако, разницей, что

Газовая турбина

автора Коллектив авторов

Газовая турбина Газовая турбина – тепловая турбина постоянного действия, в которой тепловая энергия сжатого и нагретого газа (обычно продуктов сгорания топлива) преобразуется в механическую вращательную работу на валу; является конструктивным элементом

Конденсационная турбина

Из книги Большая энциклопедия техники автора Коллектив авторов

Конденсационная турбина Конденсационная турбина – разновидность паровой турбины, в которой рабочий цикл завершается процессом конденсации пара. На всех крупных тепловых и атомных электростанциях для привода электрических генераторов применяются конденсационные

Паровая турбина

Из книги Большая энциклопедия техники автора Коллектив авторов

Паровая турбина Паровая турбина – разновидность турбины, осуществляющей превращение энергии водяного пара в механическую энергию. Бурное развитие научной и технической мысли в XVIII– XIX вв., в частности, создание паровой машины, являлось стимулирующим моментом, ведущим к

Реактивная турбина

Из книги Большая энциклопедия техники автора Коллектив авторов

Реактивная турбина Реактивная турбина – турбина, преобразующая потенциальную энергию рабочего тела (пара, газа, жидкости) в механическую работу с помощью специальной конструкции лопаточных каналов рабочего колеса. Они представляют собой реактивное сопло, так как после

Экспериментальные образцы газотурбинных двигателей (ГТД) впервые появились в преддверии Второй мировой войны. Разработки воплотились в жизнь в начале пятидесятых годов: газотурбинные двигатели активно использовались в военном и гражданском самолетостроении. На третьем этапе внедрения в промышленность малые газотурбинные двигатели, представленные микротурбинными электростанциями, начали широко применяться во всех сферах промышленности.

Общие сведения о ГТД

Принцип функционирования общий для всех ГТД и заключается в трансформации энергии сжатого нагретого воздуха в механическую работу вала газовой турбины. Воздух, попадая в направляющий аппарат и компрессор, сжимается и в таком виде попадает в камеру сгорания, где производится впрыскивание топлива и поджег рабочей смеси. Газы, образовавшиеся в результате сгорания, под высоким давлением проходят сквозь турбину и вращают ее лопатки. Часть энергии вращения расходуется на вращение вала компрессора, но большая часть энергии сжатого газа преобразуется в полезную механическую работу вращения вала турбины. Среди всех двигателей внутреннего сгорания (ДВС), газотурбинные установки обладают наибольшей мощностью: до 6 кВт/кг.

Работают ГТД на большинстве видов диспергированного топлива, чем выгодно отличаются от прочих ДВС.

Проблемы разработки малых ТГД

При уменьшении размера ГТД происходит уменьшение КПД и удельной мощности по сравнению с обычными турбореактивными двигателями. При этом удельная величина расхода топлива так же возрастает; ухудшаются аэродинамические характеристики проточных участков турбины и компрессора, снижается КПД этих элементов. В камере сгорания, в результате уменьшения расхода воздуха, снижается коэффициент полноты сгорания ТВС.

Снижение КПД узлов ГТД при уменьшении его габаритов приводит к уменьшению КПД всего агрегата. Поэтому, при модернизации модели, конструкторы уделяют особое внимание увеличению КПД отдельно взятых элементов, вплоть до 1%.

Для сравнения: при увеличении КПД компрессора с 85% до 86%, КПД турбины возрастает с 80% до 81%, а общий КПД двигателя увеличивается сразу на 1,7%. Это говорит о том, что при фиксированном расходе топлива, удельная мощность увеличится на ту же величину.

Авиационный ГТД «Климов ГТД-350» для вертолета Ми-2

Впервые разработка ГТД-350 началась еще в 1959 году в ОКБ-117 под начальством конструктора С.П. Изотова. Изначально задача состояла в разработке малого двигателя для вертолета МИ-2.

На этапе проектирования были применены экспериментальные установки, использован метод поузловой доводки. В процессе исследования созданы методики расчета малогабаритных лопаточных аппаратов, проводились конструктивные мероприятия по демпфированию высокооборотных роторов. Первые образцы рабочей модели двигателя появились в 1961 году. Воздушные испытания вертолета Ми-2 с ГТД-350 впервые были проведены 22 сентября 1961 года. По результатам испытаний, два вертолетных двигателя разнесли в стороны, переоснастив трансмиссию.

Государственную сертификацию двигатель прошел в 1963 году. Серийное производство открылось в польском городе Жешув в 1964 году под руководством советских специалистов и продолжалось до 1990 года.

Ма лый газотурбинный двигатель отечественного производства ГТД-350 имеет следующие ТТХ:

— вес: 139 кг;
— габариты: 1385 х 626 х 760 мм;
— номинальная мощность на валу свободной турбины: 400 л.с.(295 кВт);
— частота вращения свободной турбины: 24000;
— диапазон рабочих температур -60…+60 ºC;
— удельный расход топлива 0,5 кг/кВт час;
— топливо — керосин;
— мощность крейсерская: 265 л.с;
— мощность взлётная: 400 л.с.

В целях безопасности полетов на вертолет Ми-2 устанавливают 2 двигателя. Спаренная установка позволяет воздушному судну благополучно завершить полет в случае отказа одной из силовых установок.

ГТД — 350 на данный момент морально устарел, в современной малой авиации нужны более можные, надежные и дешевые газотурбинные двигатели. На современный момент новый и перспективным отечественным двигателем является МД-120, корпорации «Салют». Масса двигателя — 35кг, тяга двигателя 120кгс.

Общая схема

Конструктивная схема ГТД-350 несколько необычна за счет расположения камеры сгорания не сразу за компрессором, как в стандартных образцах, а за турбиной. При этом турбина приложена к компрессору. Такая необычная компоновка узлов сокращает длину силовых валов двигателя, следовательно, снижает вес агрегата и позволяет достичь высоких оборотов ротора и экономичности.

В процессе работы двигателя, воздух поступает через ВНА, проходит ступени осевого компрессора, центробежную ступень и достигает воздухосборной улитки. Оттуда, по двум трубам воздух подается в заднюю часть двигателя к камере сгорания, где меняет направление потока на противоположное и поступает на турбинные колеса. Основные узлы ГТД-350: компрессор, камера сгорания, турбина, газосборник и редуктор. Системы двигателя представлены: смазочной, регулировочной и противообледенительной.

Агрегат расчленен на самостоятельные узлы, что позволяет производить отдельные запчасти и обеспечивать их быстрый ремонт. Двигатель постоянно дорабатывается и на сегодняшний день его модификацией и производством занимается ОАО «Климов». Первоначальный ресурс ГТД-350 составлял всего 200 часов, но в процессе модификации был постепенно доведен до 1000 часов. На картинке представлена общая смеха механической связи всех узлов и агрегатов.

Малые ГТД: области применения

Микротурбины применяют в промышленности и быту в качестве автономных источников электроэнергии.
— Мощность микротурбин составляет 30-1000 кВт;
— объем не превышает 4 кубических метра.

Среди преимуществ малых ГТД можно выделить:
— широкий диапазон нагрузок;
— низкая вибрация и уровень шума;
— работа на различных видах топлива;
— небольшие габариты;
— низкий уровень эмиссии выхлопов.

Отрицательные моменты:
— сложность электронной схемы (в стандартном варианте силовая схема выполняется с двойным энергопреобразованием);
— силовая турбина с механизмом поддержания оборотов значительно повышает стоимость и усложняет производство всего агрегата.

На сегодняшний день турбогенераторы не получили такого широкого распространения в России и на постсоветском пространстве, как в странах США и Европы в виду высокой стоимости производства. Однако, по проведенным расчетам, одиночная газотурбинная автономная установка мощностью 100 кВт и КПД 30% может быть использована для энергоснабжения стандартных 80 квартир с газовыми плитами.

Коротенькое видео, использования турбовального двигателя для электрогенератора.

За счет установки абсорбционных холодильников, микротурбина может использоваться в качестве системы кондиционирования и для одновременного охлаждения значительного количества помещений.

Автомобильная промышленность

Малые ГТД продемонстрировали удовлетворительные результаты при проведении дорожных испытаний, однако стоимость автомобиля, за счет сложности элементов конструкции многократно возрастает. ГТД с мощностью 100-1200 л.с. имеют характеристики, подобные бензиновым двигателям, однако в ближайшее время не ожидается массовое производство таких авто. Для решения этих задач необходимо усовершенствовать и удешевить все составляющие части двигателя.

По иному дела обстоят в оборонной промышленности. Военные не обращают внимание на стоимость, для них важнее эксплуатационные характеристики. Военным нужна была мощная, компактная, безотказная силовая установка для танков. И в середине 60-ых годов 20 века к этой проблеме привлекли Сергея Изотова, создателя силовой установки для МИ-2 — ГТД-350. КБ Изотова начало разработку и в итоге создало ГТД-1000 для танка Т-80. Пожалуй это единственный положительный опыт использования ГТД для наземного транспорта. Недостатки использования двигателя на танке — это его прожорливость и привередливость к чистоте проходящего по рабочему тракту воздуху. Внизу представлено короткое видео работы танкового ГТД-1000.

Малая авиация

На сегодняшний день высокая стоимость и низкая надежность поршневых двигателей с мощностью 50-150 кВт не позволяют малой авиации России уверенно расправить крылья. Такие двигатели, как «Rotax» не сертифицированы на территории России, а двигатели «Lycoming», применяемые в сельскохозяйственной авиации имеют заведомо завышенную стоимость. Кроме того, они работают на бензине, который не производится в нашей стране, что дополнительно увеличивает стоимость эксплуатации.

Именно малая авиация, как ни одна другая отрасль нуждается в проектах малых ГТД. Развивая инфраструктуру производства малых турбин, можно с уверенностью говорить о возрождении сельскохозяйственной авиации. За рубежом производством малых ГТД занимается достаточное количество фирм. Сфера применения: частные самолеты и беспилотники. Среди моделей для легких самолетов можно выделить чешские двигателиTJ100A, TP100 и TP180, и американский TPR80.

В России со времен СССР малые и средние ГТД разрабатывались в основном для вертолетов и легких самолетов. Их ресурс составлял от 4 до 8 тыс. часов,

На сегодняшний день для нужд вертолета МИ-2 продолжают выпускаться малые ГТД завода «Климов» такие как: ГТД-350, РД-33,ТВЗ-117ВМА, ТВ-2-117А, ВК-2500ПС-03 и ТВ-7-117В.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «lenruo.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «lenruo.ru»