Формирования у школьников самостоятельно планировать. Планирование в деятельности педагога. Почему снятся ушедшие из жизни люди

Подписаться
Вступай в сообщество «lenruo.ru»!
ВКонтакте:

Оксана Клименко Ведущий тренер-консультант по проектному менеджменту, руководитель направления «Управление проектами» компании Just Consulting , г. Москва
Журнал «Новый менеджмент », № 11 за 2007 год

      Что нужно делать для того, чтобы свой самый ценный ресурс — время — использовать оптимально? Как научиться планировать качественно и точно следовать намеченному? Какие навыки необходимы для успешного выполнения ежедневных планов?

Начнем с примера. Новый день руководитель компании встречает с надеждой успеть сделать все запланированное на сегодня, а если получится, то хорошо еще бы пару встреч в расписание втиснуть и позвонить важному партнеру, с которым давно собирался поговорить, да все никак не получалось. С таким оптимистичным настроем руководитель/топ-менеджер отправляется на работу. Он приходит в офис, погружается в дела и вскоре ловит себя на мысли, что сделать все задуманное сегодня будет весьма проблематично. Возникают срочные вопросы, требующие немедленных решений, и план меняется до неузнаваемости. Снежный ком дел превращается в лавину, времени катастрофически не хватает, и под конец рабочего дня руководитель, недовольный собой, переносит все, что не успел сделать сегодня, на завтра.

Бытует мнение, что если план не выполняется на сто процентов, то мы работаем неэффективно. Это один из весьма распространенных мифов о планировании, и, конечно же, он, как и все мифы, не претендует на достоверность. Прежде всего, нужно понять, что план — это не догма , а постоянно изменяющийся управленческий инструмент. Согласитесь, при резкой смене погоды, мы тоже порой испытываем отрицательные эмоции: то слишком жарко, то осень с дождями и ветром пришла не вовремя, то снег растаял раньше, чем нужно… Но погода все равно будет меняться — независимо от нашего настроения. И надо воспринимать это как данность. Так и с планированием. Чем спокойнее мы будем реагировать на необходимость постоянной корректировки планов и скорее признаем аксиомой то, что план в процессе исполнения меняется всегда , тем успешнее сможем его реализовать.

Классифицируйте все дела, которыми занимаетесь

Есть много способов эффективного планирования, о них написаны книги, статьи, по ним разработаны специализированные тренинги и семинары. Всему этому можно и нужно учиться. Известны также разные типы планирования, среди которых наиболее распространенные — стратегическое, тактическое и оперативное или текущее. Мы остановимся только на нескольких моментах оперативного планирования, заслуживающих отдельного внимания. Потому что именно ежедневные нагрузки и перегрузки в расписании руководителя вызывают наибольшее напряжение. Как этого избежать? Рассмотрим несколько классификаций, которые помогут руководителю более осознанно и четко осуществлять ежедневное планирование.

Один из способов планирования — по времени рабочего дня:

  • утро (что нужно сделать в самом начале рабочего дня);
  • день (задачи на первую и особенно вторую половину дня);
  • вечер (вопросы, которые можно решить под конец или даже по окончании рабочего дня).

То есть все предстоящие на завтра дела группируются в три блока в зависимости от вашего личностного типа («жаворонок» вы или «сова»). Задачи, требующие значительных усилий, лучше решать тогда, когда ваша работоспособность самая высокая.

Следующий способ — по видам деятельности:

  • письма;
  • работа с документами;
  • совещательная деятельность внутри компании (рабочие встречи, собрания и др.);
  • совещательная деятельность вне компании (встречи и переговоры с партнерами, поставщиками, клиентами и др.).

Воспользовавшись такой классификацией при определении объема работы на следующий день, вы сможете, во-первых, оценить, дел какого типа получилось больше всего, и во-вторых — скорректировать их таким образом, чтобы устранить однообразие. В идеале, руководителю нужно выделить определенные часы на работу с письмами и другими документами и отметить их в рабочем расписании.

Можно также сортировать ежедневные дела по областям менеджмента:

  • финансы;
  • сбыт;
  • производство;
  • маркетинг;
  • управление персоналом и т.д.

Перечень составляется в соответствии с видом бизнеса компании. Он (перечень) должен быть достаточно полным, чтобы ничего не забыть и все учесть. Что даст такое планирование? Во-первых, все предстоящие дела (проведение встреч и участие в них, составление и анализ документов) можно четко соотнести с областью управления и конкретными людьми, которые этими делами занимаются и отвечают за их выполнение. А это, в свою очередь, позволяет ставить задачи своим подчиненным — (скажем, подготовить необходимую информацию для встречи). Во-вторых, по истечении месяца можно будет, например, проанализировать, какой области уделяется достаточно внимания, а какой — меньше, и узнать причины. И, наконец, такой анализ позволит в будущем более равномерно и целенаправленно планировать свою работу.

С учетом того, что любой процесс проходит определенные стадии, можно выделить еще один вид классификации ежедневных дел — по стадиям процесса :

  • инициирование (все дела, которые нужно начать, то есть инициировать);
  • планирование (мероприятия, находящиеся в стадии разработки и требующие составления планов);
  • исполнение (дела, которые реализуются сейчас);
  • анализ (работа с документами, отчетами, а также решение других задач мыслительного характера);
  • контроль (мероприятия, цель которых — проверка работы тех или иных подразделений и сотрудников, наблюдение за выполнением проектов и др.);
  • завершение (дела, которые нужно закончить).

Теперь надо выбрать две классификации, наиболее для вас удобные и понятные, которые смогут стать для вас наиболее эффективными инструментами планирования рабочего дня.

Для примера рассмотрим сортирование дел по областям менеджмента и по стадиям процесса.

Составляем таблицу (см. ниже). В первую колонку вписываем стадии процесса, в первую строку — области менеджмента. В ячейках на пересечении располагаем предстоящие дела. Удобно также применять различные маркеры, отмечая мероприятия определенными буквами и цветами. Можно обозначать буквами желательное время дня: У — утро, Д — день, В – вечер. Можно разным цветом выделить приоритетность (красный — очень важно, желтый — важно, зеленый — менее важно).

Таблица 1. Пример матрицы планирования по областям менеджмента и стадиям процесса (с маркерами).

Области менеджмента/
Стадии процесса

Управление финансами

Управление производством

Управление сбытом

Управление маркетингом

Управление персоналом

Инициирование

Приступить к внедрению программы по разработке новых рецептур (совещание с главным технологом и начальником производства) — У

Планирование

Спланировать акцию (письмо с формулировкой задачи маркетологу) — У

Исполнение

Утвердить систему мотивации (работа с документами) — Д

Отчет за 2 квартала кв. (работа с документами) — Д

Анализ результатов участия в выставке (совещание) — У

Контроль

Отчет за 2 квартала кв. (работа с документами) — Д

Завершение

Подготовить речь по итогам конкурса идей (выступление) — В

Важно заполнять такую матрицу постепенно в течение дня, по мере возникновения задач. В готовом виде матрицу дел можно передать своему помощнику для внесения корректировок в расписание на следующий день или делать это самостоятельно. Таким образом, вместо хаотичного списка дел у вас получится структурированная таблица, удобная и наглядная. Останется только соотнести их с определенными днями и часами.

Возможно, вы выберете для себя два других вида классификации, более подходящих именно вам. В любом случае, планирование сразу в двух плоскостях дает гораздо больший эффект, чем составление обычного длинного списка дел, которые с трудом можно втиснуть в рабочие часы.

Совершенствуйте и развивайте навыки планирования

Не секрет, что для успешного планирования требуются определенные навыки. Это сосредоточение на главном, выстраивание логических цепочек, расстановка приоритетов гибкость мышления, работа с большим объемом информации, системное видение целостной картины и т.д. Если в течение дня в расписании происходят изменения, пригодится умение быстро и легко переключаться с одной темы на другую, подчас никак не связанную с предыдущей. В малых и средних компаниях можно наблюдать такую картину. Руководитель работает с документами, сосредоточив все свое внимание на отчете, содержащем важные финансовые показатели за определенный период. И вдруг в кабинет заходит, например, начальник отдела и, как в известной отечественной комедии, воздев руки к небу, взывает: «Шеф! Все пропало!». После чего, с трудом сдерживая волнение, говорит о том, что работа на грани провала, что изменить что-либо практически невозможно и что вся надежда на руководителя. Приходится за несколько секунд переключиться с отчета на отдел, проанализировать ситуацию и быстро принять эффективное управленческое решение.

Можно ли развивать в себе навыки текущего планирования, которые помогут справляться с непредвиденными изменениями планов? Приведем ряд простых упражнений, цель которых — научиться эффективно планировать и ориентироваться в процессе выполнения намеченных на день дел. Каждое из них занимает по времени несколько минут (можно выполнять их, например, в перерывах между сложными заданиями), и при более-менее регулярной тренировке вы сможете значительно повыситьсвою эффективность в сфере планирования задач.

Упражнение «Мишень». Это упражнение развивает способность концентрировать внимание на одном важном деле. На листе бумаги нарисуйте большую мишень — как в тире. Расположите дела предстоящего дня в произвольном порядке в кругах мишени, оставив точку в центре свободной. Более отдаленные по времени дела можно расположить на листе вне области мишени. Чем больше разных дел и мероприятий вы вспомните, тем лучше. Теперь смотрите в центр мишени и сосредоточьте внимание на каком-то одном деле. Удерживайте внимание на нем одну минуту. Затем переведите взгляд на другие записи, имеющиеся на листе, как будто вы наблюдаете со стороны, дав себе тем самым небольшой отдых. Снова смотрите в центр мишени, сконцентрировавшись на каком-то другом деле, тоже одну минуту. Таким образом, чередуя концентрацию внимания на одном с просмотром многих других дел, можно хорошо натренироваться в умении выделять главное и отбрасывать второстепенное, что позволит при планировании быстрее определять первостепенные и наиболее важные задачи.

Упражнение «Переключение телевизора». Эту простую и хорошо всем знакомую процедуру в психологическом контексте называют «синдромом кнопки». Мысленно представьте себе, что у вас в руках пульт от телевизора. Попробуйте «переключать» мысли с одной темы на другую — при каждом нажатии на кнопку воображаемого пульта. Выбирайте тот темп переключения, который вам удобен. Вначале можно это делать медленно, потом постепенно ускорять. Как вариант — можно чередовать длительность обдумывания дел. Главное — чтобы «кнопка на пульте» означала для Вас сигнал к переключению с темы на тему. Таким образом вы научитесь быстро переводить внимание с одного вопроса на другой, не застревая в одной теме надолго.

Упражнение «Свяжи слова». Творческие задания требуют от исполнителя гибкости мышления. Привычка мыслить стандартно — не лучший помощник для выработки оптимального решения и едва ли поможет добиться желаемых результатов. Креатив и спонтанность — столь же значимые составляющие эффективного мыслительного процесса, как логичность, и системность. Развивать такие навыки можно с помощью игры. Задание следующее: в паре слов, совершенно не связанных между собой, нужно найти нечто общее. Вначале можно составить список из пар слов (5-6 пар), затем, поочередно в каждой стараться находить общее. Например, «крокодил» и «линейка». Что между ними общего? Как вариант, — то, что они оба могут быть зеленого цвета. Такая тренировка развивает гибкость мышления и помогает успешно находить оптимальные варианты решения задач за минимальное время.

Упражнение «Дерево». Часто для того, чтобы правильно расставить приоритеты, нужно спланировать все дела по принципу важности или фундаментальности: основательные, на базе которых выполняются все остальные, и небольшие, но тоже необходимые. Нарисуйте на листе бумаги дерево — от корней до листьев. И распределите задачи следующим образом: корни — базовые, основные приоритетные дела; ствол — стратегические направления развития; ветви — мероприятия по областям менеджмента или отдельным направления бизнеса; листья — конкретные задачи.

Получив наглядное изображение информации, приступайте к дальнейшей работе — вносите уточнения, отбирайте персонал для работы по отдельным направлениям, для выполнения конкретных заданий и т.д.

Планируйте ежедневно, постоянно, развивайте свои навыки, совершенствуйте умения, изобретайте новые методы и способы. Пусть процесс планирования станет для вас позитивным и креативным занятием. Успехов вам в планировании и в бизнесе!

ЦЕЛЬ:

Задачи:

1. Дать определение информационного общества, информационной культуры;

2. Способствовать развитию у учащихся умения планировать структуру действий для достижения цели, умения строить информационные модели описания объектов и систем, организовывать поиск информации, нужной для решения поставленной задачи; прививать навыки своевременного обращения к компьютеру при решении задач из разных предметных областей;

3. Воспитывать дисциплину общения людей – пользователей, развивать способность нахождения общего языка с любым собеседником.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА

УРОК №1

ЦЕЛЬ: Дать понятие определению «информатизация общества», определить основные этапы развития технологической истории, определить необходимость формирования операционного стиля мышления современного человека для его полноценной жизни в современном информационном обществе.

Задачи:

  1. Орг. момент
  1. Новый материал
  • I этап: эпоха материального общества ресурсами
  • II этап: ;
  • III этап : информационная эпоха

Не удивительно, что

  1. Закрепление
  1. Вывод
  1. Домашнее задание

ПАМЯТКА: КАК РАЗВИТЬ ОПЕРАЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ

  1. Умение планировать структуру действий, необходимых для достижения поставленной цели.

Надо планировать не только действия, как таковые, но и используемые в этих действиях информационно-технические ресурсы. Умение планировать важно в любом научном исследовании, в любом производстве, в армии, в общественной жизни, в быту…

  1. Умение строить информационные модели для описания объектов и систем .

Это умение очень важно для наиболее эффективной реализации решений. Это умение необходимо в любом научном исследовании, в любой конструкторской или технологической разработке по созданию нового объекта (создание которого может быть дорого или опасно).

  1. Умение организовывать поиск информации, нужный для решения поставленной задачи.

Решение задачи становится эффективным только тогда, когда правильно определен объем информации, необходимой для решения, и правильно организован ее поиск. Огромные информационные фонды, делают исключительно важным умение правильно определить, какие именно сведения необходимы, и где их искать. Это умение необходимо в любой научной, творческой, технической работе, независимо от того, где и как хранится информация: в архиве, библиотеке, картотеке или в памяти компьютера.

  1. Дисциплина и структурированность языковых средств коммуникации.

Это качество означает умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме или правильно понять информационное сообщение. Любая неточность в формулировке задания, предназначенного для решения на компьютере, влечет искажение смысла и ошибку. Отсутствие такого качества в отношении людей существенно затрудняет диалог. Обычно высоко ценят собеседников, способных найти общий язык с каждым.

Если этот навык не выработан, то даже умный и одаренный человек может не догадаться обратиться к компьютеру, если такая задача прямо не сформулирована (например, часто встречается картина: современный пользователь, сидящий у компьютера, тянется к карандашу и листочку бумаги, чтобы сделать тривиальные вычисления или промежуточные записи). На современном этапе при использовании компьютерной техники необходимость этого качества становится еще более наглядной.

  1. Технические навыки взаимодействия с компьютером, в частности, умение работать клавиатурой и мышью.

Это качество необходимо для эффективного использования ресурсов нового информационного общества (например, обыкновенному домашнему пользователю абсолютно не нужен дорогостоящий портативный компьютер, так как он не будет использован эффективно, не оправдает вложенных средств…).

Роль перечисленных выше умений и навыков на современном этапе очень значима. Такие способности необходимы любому современному образованному человеку.

Контрольные вопросы и задания

  1. Можете ли вы дополнить перечень умений и навыков, которые могли бы, на ваш взгляд, стать компонентами операционного стиля мышления?
  2. Чем можно объяснить актуальность смены лозунгов – от «компьютерной грамотности» к «информационной культуре»?

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА

УРОК №1

ТЕМА: Информационное общество. Информационная культура

ЦЕЛЬ: Дать понятие определению «информатизация общества», определить основные этапы развития технологической истории, определить необходимость формирования операционного стиля мышления современного человека для его полноценной жизни в современном информационном обществе.

Задачи:

  1. Дать определение информационного общества, информационной культуры;
  2. Способствовать развитию у учащихся умения планировать структуру действий для достижения цели, умения строить информационные модели описания объектов и систем, организовывать поиск информации, нужной для решения поставленной задачи; прививать навыки своевременного обращения к компьютеру при решении задач из разных предметных областей;
  3. Воспитывать дисциплину общения людей – пользователей, развивать способность нахождения общего языка с любым собеседником.
  1. Орг. момент

Здравствуйте. Сегодня на уроке мы постараемся понять, что такое информационное общество, информационная культура, но прежде чем перейти непосредственно к теме урока я хочу задать вам несколько вопросов:

  • Насколько точным представляется вам термин «электронная вычислительная машина»? равните его с термином «компьютер». В пользу какого термина ваши предпочтения? Почему?
  • Чем, по вашему отличается современный человек 70-80-х годов и современный человек XXI века? Какими знаниями, умениями и навыками должен, по вашему, обладать человек идущий в ногу со временем? Почему?

Слушаем предполагаемые ответы, кратко обсуждаем.

  1. Новый материал

…А известны ли вам этапы социальной истории человеческого общества (даю возможность вспомнить, ответить) – первобытнообщинный строй, рабовладельческий, феодализм, капитализм, социализм, коммунизм (КНР). И лишь совсем недавно люди обратили внимание на другую классификацию исторических эпох, связанную не с социальной, а с технической историей человечества. Давайте проследим поэтапно развитие технической истории человечества:

  • I этап: эпоха материального общества (от первобытных пещер до эпохи Великих географических открытий). Характеризуется – материальными ресурсами (драгоценности, скот, недвижимость, орудия труда и войны);
  • II этап: эпоха энергетического общества – главный критерий – влиятельность и могущество отдельных властителей, государств и народов. Характеризуется – энергетическими ресурсами ;
  • III этап : информационная эпоха (люди так или иначе связаны с хранением, обработкой или передачей информации). Главный критерий – информация (самыми влиятельными стали государства, располагающие наиболее производительными информационными машинами – компьютерами, наиболее емкими информационными фондами – банками данных, сетевыми порталами, наиболее быстрыми средствами передачи информации – глобальными информационными сетями.)

Смена эпох в истории не случайна, а объективна : как только накопление главного ценностного критерия – будь то материя, энергия или информация – перестает быть достаточным, происходит переход к новой исторической стадии.

Новая эпоха существенно изменила жизнь на Земле за последние годы, а предстоящие перемены скорее всего коренным образом изменят общество. Поэтому к людям, живущим в условиях современного общества информатизация предъявляет новые требования – владение определенными знаниями, умениями и навыками практическими и навыками умственных действий, которые на последующих этапах развития будут необходимы.

Не удивительно, что появление, распространение и совершенствование вычислительных машин – основных инструментов информационного общества – непосредственно отразилось на образе деятельности и мышлении тех людей , которые в силу своей профессии первыми осознали революционную силу новых информационных технологий (программисты, профессиональные пользователи, системные администраторы…)

Не случайно образ мышления таких людей стал актуальным в процессе становления информационного общества (такой стиль мышления был назван операционным). На современном этапе важнейшей социальной задачей стала – формирование нового поколения людей , способных активно жить в условиях нового информационного общества.

Рассмотрим лишь некоторые из умений и навыков образующих новый стиль мышления. (рассмотрим памятку для человека нового поколения, идущего в ногу со временем)

  1. Закрепление

ПАМЯТКА: КАК РАЗВИТЬ ОПЕРАЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ

  1. Умение планировать структуру действий, необходимых для достижения поставленной цели.

Надо планировать не только действия, как таковые, но и используемые в этих действиях информационно-технические ресурсы. Умение планировать важно в любом научном исследовании, в любом производстве, в армии, в общественной жизни, в быту…

  1. Умение строить информационные модели для описания объектов и систем .

Это умение очень важно для наиболее эффективной реализации решений. Это умение необходимо в любом научном исследовании, в любой конструкторской или технологической разработке по созданию нового объекта (создание которого может быть дорого или опасно).

  1. Умение организовывать поиск информации, нужный для решения поставленной задачи.

Решение задачи становится эффективным только тогда, когда правильно определен объем информации, необходимой для решения, и правильно организован ее поиск. Огромные информационные фонды, делают исключительно важным умение правильно определить, какие именно сведения необходимы, и где их искать. Это умение необходимо в любой научной, творческой, технической работе, независимо от того, где и как хранится информация: в архиве, библиотеке, картотеке или в памяти компьютера.

  1. Дисциплина и структурированность языковых средств коммуникации.

Это качество означает умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме или правильно понять информационное сообщение. Любая неточность в формулировке задания, предназначенного для решения на компьютере, влечет искажение смысла и ошибку. Отсутствие такого качества в отношении людей существенно затрудняет диалог. Обычно высоко ценят собеседников, способных найти общий язык с каждым.

  1. Навык своевременного обращения к компьютеру при решении зкадач из разных предметных областей.

Если этот навык не выработан, то даже умный и одаренный человек может не догадаться обратиться к компьютеру, если такая задача прямо не сформулирована (например, часто встречается картина: современный пользователь, сидящий у компьютера, тянется к карандашу и листочку бумаги, чтобы сделать тривиальные вычисления или промежуточные записи). На современном этапе при использовании компьютерной техники необходимость этого качества становится еще более наглядной.

  1. Технические навыки взаимодействия с компьютером, в частности, умение работать клавиатурой и мышью.

Это качество необходимо для эффективного использования ресурсов нового информационного общества (например, обыкновенному домашнему пользователю абсолютно не нужен дорогостоящий портативный компьютер, так как он не будет использован эффективно, не оправдает вложенных средств…).

Роль перечисленных выше умений и навыков на современном этапе очень значима. Такие способности необходимы любому современному образованному человеку.

Контрольные вопросы и задания

  1. Назовите примеры проявления информационной эпохи в жизни современного общества.
  2. Можете ли вы дополнить перечень умений и навыков, которые могли бы, на ваш взгляд, стать компонентами операционного стиля мышления?
  3. Чем можно объяснить актуальность смены лозунгов – от «компьютерной грамотности» к «информационной культуре»?
  1. Вывод

Таким образом, вам, вступающим в жизнь, молодым людям необходимо учиться умело и рационально использовать информационные технологии – т.е. изучать инструментарий существующих систем и средств информационного общества, помимо этого информационная культура состоит не только в овладении определенным комплексом знаний и умений в области информационных и коммуникационных технологий, но предполагает знаний и соблюдение юридических и этических норм и правил.

  1. Домашнее задание

Дана модель семьи: Муж, жена, ребенок. Род деятельности родителей произвольный.

Используя вышеперечисленные качества операционного мышления составить семейный бюджет на один месяц, учитывая все необходимые расходы (плата за ЖКУ, детский сад, телефон, кабельное телевидение, интернет, возможно выплаты ссуды, расходы на питание и т. д.)

ПАМЯТКА: КАК РАЗВИТЬ ОПЕРАЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ

  1. Умение планировать структуру действий, необходимых для достижения поставленной цели.

Надо планировать не только действия, как таковые, но и используемые в этих действиях информационно-технические ресурсы. Умение планировать важно в любом научном исследовании, в любом производстве, в армии, в общественной жизни, в быту…

  1. Умение строить информационные модели для описания объектов и систем .

Это умение очень важно для наиболее эффективной реализации решений. Это умение необходимо в любом научном исследовании, в любой конструкторской или технологической разработке по созданию нового объекта (создание которого может быть дорого или опасно).

  1. Умение организовывать поиск информации, нужный для решения поставленной задачи.

Решение задачи становится эффективным только тогда, когда правильно определен объем информации, необходимой для решения, и правильно организован ее поиск. Огромные информационные фонды, делают исключительно важным умение правильно определить, какие именно сведения необходимы, и где их искать. Это умение необходимо в любой научной, творческой, технической работе, независимо от того, где и как хранится информация: в архиве, библиотеке, картотеке или в памяти компьютера.

  1. Дисциплина и структурированность языковых средств коммуникации.

Это качество означает умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме или правильно понять информационное сообщение. Любая неточность в формулировке задания, предназначенного для решения на компьютере, влечет искажение смысла и ошибку. Отсутствие такого качества в отношении людей существенно затрудняет диалог. Обычно высоко ценят собеседников, способных найти общий язык с каждым.

  1. Навык своевременного обращения к компьютеру при решении задач из разных предметных областей.

Если этот навык не выработан, то даже умный и одаренный человек может не догадаться обратиться к компьютеру, если такая задача прямо не сформулирована (например, часто встречается картина: современный пользователь, сидящий у компьютера, тянется к карандашу и листочку бумаги, чтобы сделать тривиальные вычисления или промежуточные записи). На современном этапе при использовании компьютерной техники необходимость этого качества становится еще более наглядной.

  1. Технические навыки взаимодействия с компьютером, в частности, умение работать клавиатурой и мышью.

Это качество необходимо для эффективного использования ресурсов нового информационного общества (например, обыкновенному домашнему пользователю абсолютно не нужен дорогостоящий портативный компьютер, так как он не будет использован эффективно, не оправдает вложенных средств…).

Роль перечисленных выше умений и навыков на современном этапе очень значима. Такие способности необходимы любому современному образованному человеку.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите примеры проявления информационной эпохи в жизни современного общества.

  1. Можете ли вы дополнить перечень умений и навыков, которые могли бы, на ваш взгляд, стать компонентами операционного стиля мышления?
  2. Чем можно объяснить актуальность смены лозунгов – от «компьютерной грамотности» к «информационной культуре»?

Модель выпускника школы информационной эпохи

Формирование новой экономической базы (новых производительных сил) и как следствие новых производственных отношений представляет собой важнейшую проблему современности - информатизацию общества. К поколению людей, живущих и действующих в условиях нового общества, информатизация предъявляет новые требования - владеть определенными знаниями, умениями и навыками практического использования полученных знаний и умений, которые на предшествующих этапах развития могли считаться необязательными или, во всяком случае, не первоочередными.

Большинству людей, использующих вычислительную технику в повседневной работе или в быту, знакомство с понятийными механизмами информатики или структурой программных систем необходимо не в большей мере, чем телезрителю нужны технические подробности устройства телевизора. Но для эффективного использования возможностей компьютеров при любой форме взаимодействия с ними совершенно необходимо владеть определенными навыками умственных действий и пониманием свойств основного объекта информатики - информации. Неудивительно поэтому, что объективно обусловленное появление, распространение и совершенствование вычислительных машин - основных инструментов информационного общества - непосредственно отразились на образе деятельности и мышления тех людей, которые в силу своей профессии первыми осознали революционизирующую роль новых информационных технологий. Речь идет о программистах.

Определяя первоочередные цели созданной им группы школьной информатики в Сибирском отделении АН СССР, академик А.П. Ершов предложил построить модель выпускника школы эпохи информационного общества как совокупность знаний , умений и навыков 9 , востребованных современным обществом и необходимых молодому человеку информационной эпохи. Такая модель могла бы стать ориентиром для определения целей и содержания информатизации отечественного образования. Обоснование школьного информатического образования должно было стать этапом решения этой проблемы. Несомненно, что среди аргументов такого принципиального обновления системы школьного образования необходимо было учитывать и условия экономического положения страны, и даже военно-политические условия существования государства, однако отказаться от дидактического обоснования школьной информатики означало бы замену научного решения проблемы его волюнтаристским, а потому бесперспективным эрзацем.

Прототипом будущей модели А.П. Ершов назвал программиста: к этому времени уже была написана его статья “О человеческом и эстетическом факторах программирования”, где он писал: “Программист обязан обладать способностью первоклассного математика к абстракции и логическому мышлению в сочетании с эдисоновским талантом сооружать все, что угодно из нуля и единицы, он должен соединять в себе аккуратность бухгалтера с проницательностью разведчика, фантазию автора детективных романов с трезвой практичностью бизнесмена, а кроме того, иметь вкус к коллективному труду, быть лояльным к организатору работ и так далее... Программист - солдат второй промышленной революции и как таковой должен обладать революционным мышлением и мужеством” ().

Не случайно образ мышления этих специалистов, который стал актуальным именно в процессе становления информационного общества, на первых порах был назван программистским. Термин “программистский стиль мышления” (а этот стиль эмпирически наблюдался психологами, которые исследовали поведение людей, связанных с вычислительными машинами) отражает значительную роль программистов в формулировке и решении важнейшей социальной задачи - формировании нового поколения людей, способных активно жить в условиях нового информационного общества.

Умения и навыки операционного стиля мышления

Забегая вперед, скажем, что позднее А.П. Ершов предложил заменить название программистского стиля мышления на “операционный”, подчеркивая тем самым его конструктивность и умение подразделять (структурировать) описание сложного действия на составляющие его операции. Иными словами, в этом новом определении термина были зафиксированы две важные составляющие характеристики операционного стиля мышления - алгоритмическая составляющая в описании информационного процесса и его пооперационная технологичность. Еще позднее термин “операционный стиль мышления” был вытеснен уточняющим понятием - компетентность (информатическая компетентность), главной чертой которой является переход к иной системе оценок качества обучения: при так называемом “знаниевом подходе качество обучения измеряется количеством знаний, накопленных учеником в ходе обучения , тогда как компетентностный подход , не умаляя роль знаний, оценивает в качественной характеристике обучения в первую очередь умение использовать, внедрять в практику имеющиеся знания . Впрочем, внимательно посмотрев на перечень умений и навыков, включенных в операционный стиль мышления (см. ниже), нетрудно обратить внимание на то, что в ершовской трактовке операционный стиль мышления шире, чем и часто упоминаемое сегодня в дидактической литературе алгоритмическое мышление, и понятие информатической компетентности.

Итак, назовем некоторые из умений и навыков, составляющих операционный стиль мышления.

1. Умение планировать структуру действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств .

Когда компьютерный пользователь описывает алгоритм задачи, он, представляя себе цель решения задачи - конечный результат, конструирует программу (в широком смысле этого слова), т.е. план действий, являющийся последовательностью отдельных стандартных операций. Организуя структуру действий, пользователь должен спланировать не только действия как таковые, но и используемые в них информационные ресурсы.

2. Умение строить информационные модели для описания объектов и систем .

Хотя современные информационные и программные системы предоставляют пользователю значительные удобства для описания данных, всегда очень важно представлять, к каким классам объектов относятся описываемые величины, каковы их взаимосвязи в решаемой задаче. Имея такие представления, пользователь может найти наиболее эффективные реализации решений. В построении моделей важен навык формализованного описания объектов и связей. Столь же важно умение систематизировать информацию вообще и информационные модели, в частности.

Значение этого навыка постоянно растет в информатических приложениях (базы данных, электронные таблицы, редакторы…), основу которых составляют информационные модели. В информационной модели отражаются все существенные для решения поставленной задачи свойства объектов в их взаимодействии.

3. Умение организовать поиск информации, необходимой для решения поставленной задачи .

Решение задачи становится более эффективным только тогда, когда правильно определен объем информации, необходимой для ее решения, и правильно организован ее поиск. Навыки использования многообразных поисковых механизмов выходят за рамки собственно программирования. Огромные информационные фонды, доступные по глобальным сетям, делают исключительно важным умение правильно определить, какие именно сведения необходимы и по каким признакам можно организовать их поиск.

4. Дисциплина и структурирование языковых средств коммуникации.

Эти важные качества человеческого мышления (и поведения) означают умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысли в понятной собеседнику форме и правильно понять информационное сообщение.

Отсутствие такой дисциплины в общении людей компенсируется способностью человека к сопереживанию. Это позволяет правильно понять недосказанную или нечетко выраженную мысль. Компьютер, вообще говоря, не обладает такой способностью, и любая неточность в формулировке задания влечет искажение смысла и ошибку.

Программист должен работать с компьютером, учитывая уровень его обученности: с системами низшего уровня (обладающими незначительным программным обеспечением) приходится общаться на уровне описаний “микродействий” машинных операций; с более развитыми системами общение оказывается возможным с помощью укрупненных операций (функций и процедур); в системах, богато оснащенных программным обеспечением, программист может конструировать свою программу из модулей - готовых программ. Впрочем, и пользователю, не являющемуся профессионалом в программировании, для эффективного общения с компьютером важно уметь “запроцедурить” часто используемые конструкции, чтобы далее пользоваться ими как элементарными командами.

5. Навык своевременного обращения к компьютеру при решении задач из разных предметных областей .

Если этот навык не выработан (не доведен до уровня привычки), то даже человек, осознающий актуальность отмеченных выше умений и навыков, может не догадаться обратиться к компьютеру, если такая задача прямо не сформулирована. Часто можно наблюдать, как пользователь, сидящий у экрана современного компьютера, тянется к карандашу и листочку бумаги (в лучшем случае - к калькулятору), чтобы сделать тривиальные вычисления или промежуточные записи.

6. Умение организовать взаимодействие с компьютером и его периферийными устройствами (клавиатура, мышь, сканер, цифровой ввод с камеры… ).

Формирование перечисленных навыков у всех тех, кто соприкасается с вычислительной техникой, т.е. практически с подавляющим большинством людей на планете, представляется необходимым для обеспечения эффективного использования ресурсов современного информационного общества.

Формирование операционного стиля мышления и компетентности как социальная проблема

Особенности операционного стиля мышления первоначально связывались с необходимыми для профессионального программиста навыками и умениями, позволяющими представителям этой профессии (а также пользователям-непрофессионалам) активно использовать мощный инструмент нового времени - компьютер. Привязываемые к одной (хотя и перспективной) специальности, эти навыки казались узконаправленными, технологическими. Впрочем, даже эта их оценка заставила говорить о важности такой психологической категории, как операционный стиль мышления, в связи с широким и постоянно растущим распространением компьютеров и их высокой, быстро растущей производительностью.

Но хотя тезис о необходимости изучения информатики в общеобразовательной школе верен (речь об этом пойдет ниже), аргументация этого тезиса лежит вне проблем профессиональной подготовки программистов. Действительно, роль перечисленных выше умений и навыков оказывается намного значительнее “технологических” знаний, которые позволяют поднять производительность компьютерной техники и эффективность ее использования (при всей экономической важности задачи). В философском, социальном и педагогическом аспектах каждый из них имеет самостоятельное (и очень важное) значение в системе умственных действий, необходимых современному образованному человеку.

Так, умение планировать структуру целенаправленных действий необходимо в каждом научном исследовании, в любом производстве, в армии, в общественной жизни, в быту. Особенно важно уметь планировать свою деятельность для педагога: план представляет собой определяющий документ в деятельности учителя.

Умение строить информационные модели - это лишь частный случай умения правильно строить модели вообще. Это умение необходимо в любом научном исследовании, в любой конструкторской или технологической разработке, когда созданию нового объекта (быть может, очень дорогого или опасного) должен предшествовать этап моделирования. Модель ученика как системы усвоенных знаний, умений, навыков и компетенций - это объект дидактики.

Умение организовать поиск информации необходимо в любой научной, творческой, технической работе, независимо от того, где и как хранится информация: в архиве, в библиотеке, в памяти компьютера. Актуальность умения находить необходимую информацию в любой встретившейся ситуации связана с осознанием в педагогике невозможности в рамках школьного образования передать молодому человеку весь фонд знаний, накопленных человечеством за тысячелетия, в этих условиях молодого человека надо научить учиться . Этот тезис - обоснование провозглашаемого дидактикой принципа непрерывного образования .

Дисциплина общения людей ничуть не менее важна, чем межмашинные или человеко-машинные коммуникации. Отсутствие такого качества существенно затрудняет диалог людей. Обычно в обществе высоко ценят тех, кто способен найти общий язык с каждым собеседником. Преподавателю особенно важно строить свои высказывания из выражений, понятных конкретному контингенту учеников: об одном и том же факте можно говорить с третьеклассником, со студентом-выпускником или профессором университета. Однако в каждом из этих случаев информация будет передана разными порциями, в соответствии с уровнем эрудиции собеседника.

Умение инструментировать свою деятельность, т.е. находить в каждой ситуации адекватные средства для решения поставленной задачи, важно вне зависимости от того, какие инструменты находятся в распоряжении человека - записная книжка, логарифмическая линейка, калькулятор. На примере компьютеров необходимость такого качества становится еще более наглядной.

Параллели “технологических” умений и навыков, характеризующих программистский стиль мышления, с одной стороны, и общезначимых умений и навыков операционного мышления, с другой, приведены здесь не случайно. Навыки операционного стиля мышления, хотя и выглядят непосредственным продолжением и расширением “технологических” умений общения с компьютером, имеют общекультурную ценность и нужны в современном информационном обществе каждому человеку, независимо от прикладных задач его профессиональной деятельности. Именно поэтому формирование этих навыков должно быть возложено на массовую общеобразовательную школу.

Дату решения социально-политического вопроса о постановке школьного курса информатики в общеобразовательной школе можно указать точно - 1985 год, год широкой реформы советского образования, одним из разделов которой стала информатизация образования.

Такая глобальная социальная задача - подготовка поколений молодых людей с новым стилем мышления - не могла быть сформулирована и поставлена раньше, поскольку для формирования перечисленных выше умений и навыков не существовало никаких научно обоснованных методик, рекомендаций, программ, технических и кадровых ресурсов. Более того, такая задача и не могла быть решена в рамках традиционных школьных дисциплин, так как ни одна из научных дисциплин, чье содержание отражено в школьных предметах, не обладает достаточно развитым концептуальным запасом для выполнения соответствующих действий. Ни гуманитарные дисциплины, ни биологические науки, ни физика, астрономия или химия, ни даже математика не имеют в своем составе такой системы понятий, которая позволила бы в полном объеме сформировать умения и навыки операционного стиля мышления.

И только информатика может предложить обществу такой столь необходимый дидактический инструментарий.

Общая схема обоснования школьной информатики

В самом деле, для планирования структуры действий в информатике могут быть использованы разнообразные управляющие структуры - последовательности, ветвления, циклы, вспомогательные алгоритмы (подпрограммы), рекурсии.

Для информационного моделирования объектов, процессов и систем эффективно применяются разнообразные структуры данных - от простых структур, используемых в управлении исполнителями и в языках программирования, до развитых иерархических, сетевых, реляционных и процедурно-дедуктивных систем.

Для структурирования процессов общения активно используется аппарат подпрограмм (процедур и функций) и макросредства.

В задачах информационного поиска незаменимы разнообразные поисковые механизмы - от простого перебора до сложных поисковых механизмов в поисковых системах и системах управления базами данных.

Для инструментирования деятельности , т.е. повышения эффективности труда (в первую очередь ранее не автоматизировавшегося интеллектуального труда), очень важно использование систем прикладных программ, из которых, как из набора детских кубиков, можно конструировать действенные и производительные средства для решения задач в своей предметной области.

Таким образом, путь от концептуальной базы информатики до социальной задачи информационного общества - формирования современного стиля мышления у целого поколения - можно несколько условно представить схемой, суммирующей логику обоснования школьной информатики.

Проблема формирования стиля мышления, адекватного требованиям современного информационного общества, по праву может считаться главным аргументом в обосновании школьного курса информатики. Главным, но не единственным. Наряду с мировоззренческими аспектами информатического образования школьников не меньшую значимость имеют аспекты технологические: вступающих в жизнь молодых людей надо научить использованию информационных технологий - инструментарию существующих систем и средств информационного общества. Распространенность компьютеров, микропроцессоров, роботов, прикладных программных и информационных систем сегодня столь значительна, что умение использовать их в повседневной жизни становится элементом общей культуры человека. В диалектическом развитии стратегических целей школьной информатики лозунг всеобщей компьютерной грамотности, провозглашенный на первом этапе школьной информатики, постепенно вытесняется более актуальным лозунгом информационной культуры.

В многочисленных прикладных областях компьютер продемонстрировал свою возможность автоматизировать различные виды деятельности человека. Педагоги отчетливо ощущают это в своей предметной области - школьной педагогике.

Дидактические качества компьютера сделали его эффективным инструментом на уроках по всем без исключения школьным предметам - от математики до физкультуры. Поэтому естественно возникает еще одна важная цель информатизации школьного учебного процесса: совершенствование частных методик и, в силу межпредметных связей, совершенствование содержания школьных предметов под концептуальным (теоретическим) и инструментальным (практическим) влиянием информатики.

Становление школьного курса информатики связывается не с модой на компьютеры, не с престижностью компьютеризованного учебного заведения, не с широким распространением информационной техники, а с концептуальным и инструментальным запасом информатики как естественно-научной дисциплины, способной сформировать умения и навыки, совокупность которых образует операционный стиль мышления и соответственно - информатическую компетентность.

Следовательно, курс информатики в школе надо рассматривать как положительную и конструктивную реакцию системы образования на социальный заказ современного информационного общества. Ясно, что в столь широкой, социальной постановке речь идет не об отдельных элитных, специализированных или профессиональных учебных заведениях, а о массовой общеобразовательной современной школе.

9 Эти термины, используемые и воспринимаемые зачастую на бытовом уровне, имеют достаточно строгие определения в дидактике:

знание - форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека; знание - это верное отражение действительности в сознании человека; существует несколько уровней знания: от простой констатации факта до научного объяснения познаваемого явления;

умение - способность выполнять действия, приобретенная в результате обучения или жизненной практики; в дальнейших упражнениях умение может перейти в навык;

навык - автоматизированное действие (см. умение), подконтрольное сознанию и выработанное путем упражнений; при длительном отсутствии упражнений навык постепенно утрачивается.

ПЛАНИРОВАТЬ СВОИ ДЕЙСТВИЯ

Цель: формирование умения планировать свои действия.

Возраст: 8-10 лет.

Форма проведения : групповая.

Для формирования данного умения необходимо использовать упражнения, побуждающие обучаемо­го ребенка изменять свою позицию. Изменяя пози­цию (т. е. рассматривая ситуацию как бы с точки зрения другого участника деятельности), ребенок учится выделять те связи и отношения между эле­ментами ситуации, которые обычно воспринимают­ся нерасчлененно. Благодаря соотнесению разных точек зрения должна сняться свойственная детям этого возраста «центрация» на отдельных сторо­нах решаемой задачи. Для того чтобы вызвать из­менение позиции, обучение делится на два этапа. На первом (предварительном) этапе дети реально действуют вдвоем. Различие их позиций (точек зрения) проявляется в практических действиях и не осознается детьми. На втором («основном) этапе ребенку предлагают продолжать в одиночку реше­ние задачи, которую раньше он делил с партнером. При этом теперь от ребенка требуется выполнять как те операции, которые числились за ним пре­жде, так и те, которыми занимался партнер. Само по себе выполнение операций за другого еще не обеспечивает принятие позиции другого. Однако я данном обучении принятие позиции достигается благодаря организации специальной игры, по хо­ду которой ребенка побуждают брать на себя роль партнера. Учитель предлагает: «Давай теперь Ле­ше (называется имя партнера по первому этапу) дадим отдохнуть, а ты сам будешь действовать и за себя, и за него». Далее, уже в процессе вы­полнения, учитель спрашивает: «Кто ты сейчас? Сережа? А теперь Леша, да?» я т. д. Такая орга­низация обучения обеспечивает ребенку «двойную позицию» (одну из разновидностей условно-динами­ческой). Обучение происходит на следующем ди­дактическом материале.

Материал: игровое поле представляет собой лист бумаги с нанесенными на нем кружками. Два край­них кружка (один из которых обращен к одному из играющих, другой - к другому) отмечены звез­дочками. Кружки соединяются линиями (дорож­ками). На исходный кружок перед началом игры ставится фишка.

Ход игры : Играющие по очереди передвигают фишку. За одни ход фишка мажет «шагнуть» на любой кружок, соединенный дорожкой с тем, на котором она стояла до этого. Выигрывает тот, на чьей звездочке в итоге оказывается фишка. Чтобы выиграть» нужно заранее проделать в уме возмож­ные ходы и определить, какая из дорожек позволит провести фишку к «своей» звездочке, не упуская из виду при этом, что противник будет оказывать противодействие. Сначала дети просто трениру­ются в игре на разных полях. Затем в качестве противника выступает учитель, и, наконец, в по­следней серии ребенок действует «один за двоих». В таком условии игры «за двоих» сами практичес­кие действия ребенка вскрывают структуру игры (определяемую наличием у партнеров противореча­щих друг другу целей). Это и позволяет детям ус­пешно переходить к предварительной ориентировке в задании во внутреннем плане, планировать свои действия в уме. Действие, первоначально выступа­ющее для ребенка как некое нерасчлененное целое, теперь четко разделяется на отдельные последова­тельные операции (ходы).

Автор: М.А. Кубышева, к.п.н., доцент АПК и ППРО, М.В. Рогатова, методист Центра СДП «Школа 2000…» АПК и ППРО

Реформы образования, которые сейчас проводятся в начальной школе, не могут оставить в стороне следующие ступени образования. С первого сентября 2012 года пятые классы школ «по мере готовности» вступают в пилотный проект по реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования. В 2015 году будет осуществлен переход всех образовательных учреждений на новые стандарты основного общего образования. Приказ об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования был подписан министром образования и науки РФ 17.05.2012 и зарегистрирован в Минюсте России 7.06.2012. Образовательные стандарты нового поколения направлены на переход от простой ретрансляции знаний к раскрытию возможностей обучающихся, к подготовке их к жизни в современных условиях на основе включения в процесс социализации .

Новые задачи, которые ставятся ФГОС перед системой образования, затрагивают модернизацию многих ее составляющих: изменение метода обучения, изменение результатов обучения и их оценки, изменение системы аттестации учителей и школ, изменение взаимодействия школы и родителей и др. Для учителя средней школы особенно актуальными в настоящее время являются вопросы: «Как и с помощью чего обеспечить метапредметные результаты обучения? Как формировать способность учащегося к самостоятельному усвоению новых знаний? Как и когда учителю средней школы формировать универсальные учебные действия (УУД)?» Данная статья посвящена ответам на эти вопросы, они будут решаться на примере формирования одного из УУД - планирования. Будет рассмотрено, что означает научить планированию, приведены примеры, которые показывают, как можно у учащихся сформировать умение планировать в средней школе и какие приемы при этом можно использовать, на каких этапах урока и на каких учебных предметах это можно делать, за счет чего можно добиться системного формирования способности к планированию.

Планирование можно рассматривать (в психологическом значении) как одно из универсальных учебных действий учащегося, обеспечивающих с одной стороны его способность к организации процесса усвоения новых знаний (УУД регулятивного вида), с другой стороны умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми (УУД коммуникативного вида). Тогда под термином планирование, как универсального учебного действия регулятивного вида, будем понимать «определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий». Термин планирование, с точки зрения его использования в коммуникации, означает «планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – т. е. определение целей, функций участников, способов взаимодействия».



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «lenruo.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «lenruo.ru»