Дорожные условия и безопасность движения. Дорожные условия

Подписаться
Вступай в сообщество «lenruo.ru»!
ВКонтакте:

В этой статье мы рассмотрим особенности вождения автомобиля в сложных дорожных условиях, точнее, в условиях ограниченной видимости.

Какие условия для движения по дорогам можно отнести к сложным? Например, ясный день, видимость — до горизонта, машин на дороге мало, пешеходов нет. Это нормальные условия или сложные? Или, тот же день, но на дороге интенсивное движение и много большегрузных машин.

Или, например, все это происходит или во время дождя, или в туман. Или, что хуже, в снегопад. Однозначно ответить нельзя. К тому же, обычная ситуация для бывалого водителя может показаться трудной для того, кто недавно сел за руль. И это нормально.

Сложные дорожные условия это, в общем, совокупность факторов, в результате которых может быть или недостаточная видимость, или ухудшается управляемость автомобиля.

Сюда можно отнести

  • погодные условия (дождь, туман, снегопад, яркое солнце, гололед);
  • дорожно-транспортные условия (крупногабаритные ТС: грузовые автомобили, тягачи с полуприцепами, автобусы; перекрестки и придорожные территории с ограниченной видимостью; закрытые повороты, подъемы; объекты вблизи дороги: деревья, кусты, стоящий транспорт, здания и др.)
  • собственно, сам автомобиль (все, что внутри салона может мешать обзору, а также работоспособность отдельных узлов, таких как стеклоомыватель, стеклоочиститель, отопитель салона, обогреватель стекла и др.).

Все перечисленные факторы объединяет одно: в таких ситуациях по разным причинам всегда плохо видно дорожную обстановку, т.е. смело можно сказать, что видимость ограничена или она недостаточная. В эти две фразы имеют разные определения (их нужно запомнить для решения ), но в жизни, применительно к дорожным ситуациям, это одно и то же.

Другая неприятность во время дождя – это лужа. Ее коварство заключается в том, что она может оказаться как мелкой, так и глубокой, скрывая под собой яму, всякие неровности, камни и пр. И чем эта луже ближе к обочине, тем больше будет слой грязи на ее дне. Ни в коем случае не пытайтесь преодолеть лужу на высокой скорости – рискуете потерять контроль над управлением. Вдобавок, возможно попадание воды в подкапотное пространство, а это чревато проблемами в электрике и электронике вплоть до того, что может заглохнуть двигатель.

Перед тем, как в эту лужу заехать, необходимо заблаговременно снизить скорость. А выехав из лужи, особенно если она оказалась глубокой, нужно не забыть проверить тормоза и, если необходимо, просушить тормозные колодки, несколько раз нажав не педаль тормоза в движении.

Когда идет частый и сильный дождь, то создается ощущение, что все вокруг как будто погружается в туман. Если это происходит ночью, то видимость дополнительно осложняется отражением света встречных фар от мокрой дороги. Ехать во время сильного дождя нужно так же осторожно, как при езде в тумане. Правда, в случае с дождем на помощь приходят исправно работающие стеклоочистители.

Щетки «дворников» должны плотно прилегать к стеклу, чтобы на поверхности не оставалось слепых мест, но они хорошо работают только на чистом стекле при достаточном количестве дождевой воды или омывающей жидкости. Поэтому, если на лобовом стекле имеются следы засохшей грязи (например, от насекомых, если птичка не промахнулась и пр.), то лучше будет удалить эту грязь вручную. Или с помощью воды, или с помощью очистителей. Если щетки износились и не справляются с работой, то их следует заменить.

Движение в сильный снегопад

Когда идет плотный снег, то создается такое же ощущение, как и в сильный дождь — впереди белая стена, особенно, если снег уже покрыл землю и не тает. Что можно видеть вокруг? Тени, контуры, огни. Все, как в тумане. Когда снегопад густой, единственное, что вы в состоянии видеть, — это правый край дороги, возможно, будет видна осевая линия, габаритные огни передних автомобилей, которые, между прочим, периодически будут теряться в снежной пелене. Видимость, опять же, недостаточная.

Что можно сделать для улучшения видимости выбором тактики движения? Еще раз – снижайте скорость ! Двигайтесь так, чтобы была возможность в случае опасности остановиться в пределах вашей видимости. Увеличивайте дистанцию . Помните, что в условиях ограниченной видимости вам требуется больше времени и места для осуществления любого маневра и остановки.

Если видимость настолько ограничена, что вы не в состоянии правильно определить расположение на проезжей части других участников движения, лучше всего не рисковать — не подвергать опасности себя и других. Лучше покинуть дорогу, найдя для этого удобное место, и подождать там улучшения условий видимости. Никакие срочные дела не стоят подобного риска. А когда остановитесь, не забудьте включить аварийную сигнализацию.

В следующей статье рассмотрим особенности .

Навигация по серии статей

Движение зимой. Зимой эксплуатация автомобилей значительно усложняется из-за низкой температуры воздуха, снежного покрова, гололеда. Дорога покрывается укатанным снегом, уменьшается коэффициент сцепления шин с дорогой, увеличивается возможность бокового заноса на поворотах и во время торможения. Обледеневшие участки часто служат причиной возникновения аварийных ситуаций. У автомобиля затрудняется работа механизмов и систем, обеспечивающих безопасность движения, изменяются физические свойства топлива, смазочных материалов, охлаждающей жидкости, ухудшаются условия работы силовой передачи и ходовой части. Кроме того, нарушается нормальная работа пневматических систем, конденсат образует ледяные пробки в воздухопроводах, вызывая примерзание и заклинивание деталей тормозных систем.

При сильных морозах происходит обмерзание стекол кабины, при слабых морозах и осадках на дороге образуется ледяной покров или гололедица, дорога становится скользкой. Автомобиль в этих условиях, даже не двигаясь вперед, может начинать смещаться в кювет или на полосу встречного движения при пробуксовке одного из колес. Скользкие участки чаще всего образуются на поворотах, вблизи остановок автобусов и перед светофорами.

В этих условиях особенно важно своевременное и качественное проведение сезонного и периодического технического обслуживания автомобиля. Особое внимание обращают на правильность регулировки тормозов, соответствие рабочих масел и технических жидкостей условиям работы, утепление кабин автомобиля и двигателя. Заранее готовят средства подогрева, гаражи и теплые стоянки.

При движении транспортных средств в зимних условиях водителям рекомендуется соблюдать следующие правила: плавно трогаться с места без пробуксовки колес; тормозить двигателем; не допускать торможения на поворотах и закруглениях; преодолевать снежные заносы с использованием инерции; не останавливать автомобили на подъемах на скользкой дороге; для повышения устойчивости автомобиля на скользкой дороге применять механизм блокировки дифференциала; при гололеде избегать частого переключения передач и заранее снижать скорость на поворотах.

В случае, когда автомобиль остановился и колеса увязли в рыхлом снеге, выезжать следует назад по проложенной колее, двигаясь задним ходом. Труднопроходимые участки преодолевают на постоянной скорости, без переключения передач. При движении в гололед применяют мелкозвенчатые цепи и шины с шипами. Шипами служат стержни со шляпкой диаметром 5-8 мм и длиной 12-20 мм. При отсутствии цепей и шин с шипами трогаться с места на скользкой дороге надо на второй, передаче, очень плавно отпуская педаль сцепления и также плавно нажимая на педаль дроссельной заслонки. Скользкие участки дороги преодолевают при небольшой постоянной скорости.

При заносах не следует тормозить, а необходимо плавно отпустить педаль дроссельной заслонкой и повернуть рулевое колесо в сторону заноса задней части автомобиля.

При переднеприводном автомобиле, например

ВАЗ-2109, при заносах действуют иначе: не тормозят двигателем, а прибавляют «газ», увеличивая тяговые силы на ведущих передних колесах.

Выход из заноса водитель должен отрабатывать тренировками, которые можно проводить на свободных от движения площадках и участках дороги, где нет пешеходов и транспортных средств.

Движение в темное время суток. При движении по дороге свет фар создает световую полосу, вне которой видимость практически отсутствует, поэтому находящиеся на обочине автомобили могут не попасть в зону освещения и будут оставаться невидимыми, особенно тогда, когда на участке дороги имеются повороты. Кроме того, в темное время суток представляет трудность выполнение любого поворота, так как границы его не просматриваются и трудно определить всю кривизну.

Работе в ночное время должна предшествовать подготовка водителя и транспортного средства. Для этого тщательно проверяют действие всех световых и сигнальных приборов, а инструмент размещают так, чтобы при необходимости его можно быстро найти. Изучают предстоящий маршрут движения по карте или по схеме с уточнением наличия мостов, подъемов, спусков, других особенностей дороги.

Во время движения, особенно в предутренние часы, появляется сонливось. В этом случае полезны непродолжительные остановки для разминки вне кабины. Помогает прогнать сон бодрая музыка или какой-нибудь резкий запах, например, ветка полыни, одеколон, духи. Полезен также свежий воздух.

Некоторые психологи рекомендуют водителю при движении ночью разговаривать с самим собой. Произносимые вслух фразы «впереди перекресток», «снижай скорость», «встречный автомобиль» и другие, по их мнению, обеспечивают достаточное внимание водителя.

Скорость движения в темное время суток должна быть меньше, чем в дневное время. Особое внимание необходимо уделить фарам: они должны быть правильно отрегулированы и при движении автомобиля в темное время суток при встречном разъезде водитель должен перейти на ближний свет фар не менее чем за 150 м от встречного автомобиля. Если дорога не имеет наружного освещения, следует двигаться с ближним или дальним светом фар, при наружном освещении дороги следует двигаться с включенными габаритными огнями или ближним светом фар. При остановках и стоянках на неосвещенных дорогах в темное время суток на транспортном средстве должны быть включены габаритные огни или на расстоянии 25-30 м должен быть выставлен знак аварийной остановки.

При ослеплении светом фар или другим источником света водитель должен, не меняя полосы движения, снизить скорость или остановиться.

Движение в дождь и туман. Движение транспортных средств в дождь и туман представляет для водителей определенную сложность. В этих условиях существуют особенности, которые нельзя не учитывать: повышается скользкость дороги, ухудшается видимость, обочины становятся размякшими. Нанесенный на дорогу слой глины или грунта растворяется водой и на дороге образуется очень скользкий слой. Поэтому в дождь необходимо, прежде всего снизить скорость движения транспортного средства и усилить внимание. Осторожность надо проявлять прежде всего при проезде и пересечении с грунтовыми дорогами. На скользкой дороге опасно начинать движение на крутой подъем, пока идущий впереди автомобиль не достиг вершины подъема.

При длительной езде по лужам и сильном дожде снижается эффективность торможения из-за того, что вода проникает и к тормозным колодкам. В результате уменьшается значение коэффициента трения рабочих поверхностей пар трения тормозов. В этом случае тормоза просушивают нажатием на педаль тормоза на безопасном участке несколько раз до появления эффективного торможения. При сильном ливне включают фары, а при необходимости и останавливают транспортное средство.

При движении автомобиля на большой скорости по мокрой дороге иногда наблюдается эффект «аквапланирования», приводящий к авариям. Чаще этот эффект проявляется при скорости 60 км/ч и слое воды на дороге толщиной 5-8 мм. Сущность явления заключается в том, что пятно контакта шины с дорогой сокращается из-за появления водяного клина, а при критической скорости между шиной и дорогой появляется слой воды и автомобиль становится неуправляемым. Во избежание аварии необходимо снизить скорость автомобиля.

Туман представляет большую опасность при движении транспортных средств по дороге. Наиболее опасен густой туман, когда исчезают очертания дороги, звуки приглушаются и создается впечатление, что навстречу движутся какие-то тени, которые по мере приближения приобретают форму автомобиля. Густой туман не только снижает дальность видимости, но и ухудшает способность водителя ориентироваться в пространстве. Кроме того, из-за физиологической особенности зрения человека при движении в тумане встречные транспортные средства кажутся более удлиненными, что может повлиять на реакцию водителя. Помогают водителю в этой обстановке противотуманные фары, которые при правильной регулировке высвечивают минимальный объем тумана над дорогой и позволяют видеть дорожную обстановку.

Противотуманные фары устанавливают впереди автомобиля, а сзади - противотуманные фонари. В густом тумане следует двигаться ближе к обочине и ориентироваться по краю проезжей части.

Движение по горным дорогам. Технические параметры современных дорог, построенных в горной местности, допускают достаточно высокие скорости движения транспортных средств. Однако на дорогах низших категорий иногда создаются очень трудные условия для безопасного движения.

Без определенных навыков по горным дорогам ездить трудно и опасно, нужна теоретическая, психологическая и техническая подготовка водителя и автомобиля. Прежде всего, следует четко представлять особенности движения по горным дорогам, анализировать влияние этих особенностей, их последствия и эффективность принимаемых водителем мер и его действий.

На горных дорогах условия движения усложняются, на них более крутые уклоны и спуски, меньшие радиусы поворотов, серпантины, незначительная протяженность горизонтальных участков, меньшая видимость, меньше мест для безопасной остановки, затруднено маневрирование. Здесь возможны завалы, обвалы, размывы, камнепады, существует вероятность быстрого изменения погодных условий (дождь, туман, снег, облачность). В таких условиях водитель быстрее утомляется, возникает большая нагрузка на сборочные единицы автомобиля и прежде всего на узлы, механизмы и системы, обеспечивающие безопасность движения,

У автомобиля на горных дорогах изменяются технические параметры: с увеличением высоты над уровнем моря уменьшается мощность двигателя, снижается температура закипания воды в системе охлаждения, снижается эффективность торможения из-за нагрева тормозных барабанов, вытекает пластичная смазка из подшипников ступиц колес при значительном нагреве тормозных барабанов. Из-за разреженности воздуха уменьшается производительность компрессора, и ресиверы при большом расходе могут оказаться без воздуха. Применение вспомогательных тормозов позволяет на затяжных спусках не пользоваться рабочим тормозом, что повышает безопасность движения.

В горной местности интенсивно работает рулевое управление, здесь недопустима езда без гидроусилителя (состояние деталей рулевого привода следует тщательно проверять). На крутых подъемах и спусках запрещается движение с выключенным сцеплением или передачей, а дистанция между автомобилями должна быть увеличена.

При езде по горным дорогам у водителя возможна высотобоязнь, иллюзорное восприятие расстояния, уклонов, ухудшение самочувствия из-за повышенного напряжения, перепада высот. Порой подъем на горной дороге может быть воспринят как спуск и наоборот, в чем водитель убеждается по работе двигателя.

На высоте более 3000 м затрудняется дыхание из-за недостатка кислорода, кислородное голодание приводит к головным болям, понижению остроты зрения и слуха, быстрой утомляемости, а на высоте более четырех с половиной тысяч метров невозможна работа без специальной кислородной маски.

Водитель должен заблаговременно готовиться к движению по горным дорогам, проверить техническое состояние автомобиля.

Техническое состояние автомобиля не должно вызывать никаких сомнений, прежде всего должны быть исправны, отрегулированы тормоза и рулевое управление, эффективность их действия должна быть проверена.

Обязанности водителя

Водитель обязан проверять исправность и комплектность транспортного средства и постоянно следить за его техническим состоянием, а также за тем, чтобы он сам и пассажиры были пристегнуты ремнями безопасности. Разрешается не пристегиваться ремнями детям до 12 лет, мастеру обучения вождения, когда транспортным средством управляет обучаемый, а также водителям и пассажирам автомобилей связи, оперативных служб и такси.

Водителю не разрешается передавать управление автомобилем лицам, не имеющим при себе соответствующего удостоверения определенной категории. Являясь владельцем автомобиля или имея доверенность на право распоряжения им, он имеет право передавать управление в своем присутствии другому лицу, имеющему при себе соответствующее удостоверение.

При дорожно-транспортном происшествии водители, совершившие его, оставляют автомобили на месте до приезда работников ГАИ, включают при этом аварийную световую сигнализацию и при необходимости принимают все возможные меры для оказания доврачебной помощи пострадавшим. В некоторых случаях при отсутствии пострадавших и незначительном материальном ущербе водители при взаимном согласии в оценке обстоятельств могут прибыть на ближайший пост ГАИ для оформления соответствующих документов.

Непременным условием является уважительное отношение водителей ко всем без исключения участникам дорожного движения, их отзывчивость на просьбы о помощи. От их действий и поведения во многом зависит обстановка на дороге, которая в любой момент может измениться и тогда, например, не поданный вовремя сигнал поворота может иметь тяжелые последствия. Опытные водители, двигаясь на автомобиле перед препятствием, зная, что они будут снижать скорость, заранее нажимают на тормозную педаль, сигнализируя едущим сзади о том, что этот автомобиль начинает снижать скорость и готов остановиться.

Не разрешается управлять транспортным средством в болезненном или утомленном состоянии, а тем более в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

При нарушении правил дорожного движения на водителей налагается штраф, а при причинении пострадавшему в результате дорожно-транспортного происшествия телесных повреждений применяется уголовная ответственность.

Днепропетровский государственный университет

внутренних дел

Кафедра «Тактико-специальной подготовки»

Реферат

с «Автомобильной подготовки»

на тему:

„Движение в сложных погодных условиях»

Выполнил:

курсант 301 учебной группы

рядовой милиции

Коржанский М.Я.

Проверил:

преподаватель кафедры

«Тактико-специальной подготовки»

Макаревич В.В.

Днепропетровск,

План

1. Неблагоприятная погода

2. Ограниченная видимость

5. Влияние обстановки на дороге.

Литература

1. Неблагоприятная погода

Если вам надо срочно ехать, а на улице сильный дождь, ночь или ослепительно яркое солнце, то, скорее всего, это вас не остановит. Но если уж вы решились на поездку в таких условиях, только одного осознания трудностей предстоящей поездки недостаточно. Чтобы защитить себя, необходимо совершенно точно знать, как действовать в каждом конкретном случае, связанном с ограниченной видимостью.

Например, вы возвращаетесь на автомобиле домой. Погода ухудшилась: стало холодно, пошел дождь. Вы ведете интересный разговор с сидящим с вами приятелем, обсуждаете проблемы, волнующие вас обоих. При этом небрежно поглядываете на дорогу, не слишком уделяя ей внимание, а сосредоточившись на разговоре. Дорога вам хорошо знакома, ездили вы по ней много раз, привыкли к мысли, что она сама приведет туда, куда вам нужно... Неожиданно вы попадаете в полосу плотного тумана. стелющегося по земле. Причем обнаружили туман, когда он уже плотно окутал ваш автомобиль, а дорога совершенно исчезла из поля зрения. Скорость около 80 км/ч. Еще мгновение, и вы в кювете на противоположной стороне дороги. Оказывается, туман скрыл крутой поворот.

Вы и ваш пассажир серьезно не пострадали, отделались ушибами и царапинами. Но что с бедной машиной! Причины происшествия: вы двигались слишком быстро; туман оказался неожиданностью; во время движения вы не полностью сосредоточили свое внимание на управлении автомобилем.

Каждая из этих причин внесла свой вклад. Однако скорее всего, события не обернулись бы таким неприятным образом, если бы не туман. Если бы не он, вы, вероятно, спокойно вернулись бы домой. Именно из-за тумана вы пропустили поворот, потому что он был скрыт от вас. Туман ограничил вам видимость.

2. Ограниченная видимость

Ограниченная видимость - это когда невозможно различить дорогу, другие транспортные средства, пешеходов, дорожные знаки и объекты, которые вам необходимо видеть, чтобы безопасно управлять автомобилем.

Видимость ограничивают следующие факторы: погода (дождь, снег, туман, град, яркое солнце); дорожнотранспортные условия (грузовые автомобили, автобусы и другие крупногабаритные транспортные средства, неудачная организация дорожного движения, “слепые” перекрестки, “слепые” придорожные участки; повороты, подъемы, объекты вблизи дороги; кусты, деревья, здания, стоящие транспортные средства и т.д.); ваш автомобиль (наклейки на лобовом или заднем стекле, грязь на лобовом или заднем стекле, безделушки, болтающиеся на зеркале заднего вида, трещины на стекле, занавески на окнах, боковая стойка между задней и передней дверьми, образует так называемую “слепую” зону, пассажиры на заднем и переднем сиденье).

Ограниченная видимость лишает вас возможности видеть объекты дорожной обстановки на достаточно далеком расстоянии. Вам трудно разобраться в том, что происходит вокруг. Чтобы получить столь необходимую в условиях ограниченной видимости информацию об обстановке на дороге, приходится значительно повысить внимание, что требует большого напряжения.

В таком же положении находятся в это время и другие участники дорожного движения. И каждый из них (так же, как и вы сами) в любой момент может совершить ошибку. К этому надо быть готовым.

Происшествие, описанное в начале этой главы, - яркий пример того, что может произойти, когда видимость ограничена из-за погодных условий.

Другой пример. Предположим, вы двигаетесь по дороге в плотном транспортном потоке, впереди вас крупногабаритный грузовой автомобиль. Сменить полосу движения вы не можете, слева от вас полоса занята движущимся транспортом. Справа - обочина. Грузовик закрывает вам обзор, поэтому вы не можете заранее увидеть дорожные знаки. В итоге пропускаете нужный вам знак, нужный поворот и вынуждены двигаться до следующего перекрестка.

Еще пример. Вы целый день движетесь по загородной дороге. Насекомые, пыль, грязь - все это на лобовом стекле вашего автомобиля. Неожиданно на дорогу выбегает собака, вы замечаете ее в последний момент. Чтобы спасти собаку, вы резко поворачиваете на полосу встречного движения. Хорошо, если на встречной полосе никого нет. А если там встречный автомобиль? И все потому, что через грязное окно вы вовремя не увидели собаку.

Конечно, все эти три обстоятельства, описанные в примерах, могут собраться в одном месте сразу, и создастся очень тяжелая, опасная ситуация. Обычно именно так и бывает: в условиях недостаточной видимости критические ситуации возникают по нескольким причинам.

Например, у автомобиля забрызгано грязью лобовое стекло, яркое солнце светит вам в глаза (через грязное стекло ослепление особенно сильно), а впереди движется крупногабаритное транспортное средство, закрывающее видимость обстановки впереди, и все это одновременно.

Статистика аварийности показывает, что в условиях ограниченной видимости вероятность дорожно-транспортных происшествий значительно возрастает.

Во время тумана, снегопада, в других условиях ограничивающих видимость впереди, снижение скорости просто необходимо для всех участников движения. Иначе начнется цепная реакция столкновений с большим количеством участников и в результате жертв. Из сказанного следуют два вывода: 1) в условиях ограниченной видимости вы лишены возможности видеть все необходимые объекты дорожной обстановки;

2) поскольку вы плохо или совсем не видите, вы не знаете, чего ожидать.

Как же поступить в таких ситуациях? У вас в распоряжении два средства: автомобиль и в первую очередь ваши глаза.

В автомобиле есть специальное оборудование, предназначенное для улучшения условий управления автомобилем при ограниченной видимости.

Если на лобовом стекле вода, включите стеклоочистители. Скорость движения щеток отрегулируйте в зависимости от количества воды (или снега), попадающей на стекло. Если вода замерзает на лобовом стекле, образуя на нем корку льда, или снег полностью не удаляется щетками и закрывает вам видимость, включите отопитель, и теплый воздух растопит лед. А затем снова включите стеклоочиститель, который удалит растопленный лед, снег со стекла.

Если отопитель не работает, остановитесь и проверьте, все ли окна закрыты (если нет - закройте). Потом опять включите отопитель. Теплый воздух отогреет стекла изнутри, лед или снег расстают, и тогда можно включать стеклоочиститель. Полезные советы:

не пользуйтесь стеклоомывателем, когда очень холодно, - при очень низкой температуре воздуха вода будет мгновенно замерзать и образовывать новую корку льда на лобовом стекле;

прежде чем включить стеклоочиститель, убедитесь в том, что на лобовом стекле набралось достаточное количество воды или снега. Иначе щетки будут скрести по сухому стеклу и могут его повредить, оставив царапины.

Стекла влажные, запотели. Когда на лобовом стекле влага, включите отопитель. Причем в холодную погоду включите подачу теплого воздуха, а в сырую, прохладную, туманную - прохладного. Можно открыть окна, это тоже поможет высушить стекла. Если стекла сильно запотели, протрите их насухо тряпкой, только не рукой.

Яркое солнце радует загорающих на пляже, а водителя далеко не всегда. Если солнце сбоку, а вы едете по аллее, то затемненные участки постоянно сменяются ярко освещенными. Такой “световой забор” опасен тем, что вызывает утомление глаз и делает малозаметными дорожные. знаки и мелкие помехи на дороге (ямы, камни, посторонние предметы). Если у вас есть темные очки, наденьте их: они сгладят контраст. Если нет, прищурьтесь и откиньте голову немного назад.

Лучше избегать движения против солнца. Если это невозможно, опустите противосолнечный козырек вашего автомобиля, наденьте затемненные очки, а главное - следите за чистотой переднего стекла. Не пожалейте времени на его протирку. Двигаясь спиной к солнцу, увеличьте дистанцию до лидера, так как яркое солнце затрудняет правильное и быстрое восприятие стоп-сигналов. Особой осторожности требует проезд светофоров.

При ярком свете сигналы легко перепутать, поэтому следите также за действиями других участников движения.

Когда видимость ограничена, включите габаритные огни или даже ближний свет фар. Вполне вероятно, что для вас условия видимости и не улучшатся, зато вас будет хорошо видно другим водителям, а это тоже очень важно.

Приборы приборами, но улучшить условия вождения автомобиля вы можете сами, если реально будете оценивать факторы, ограничивающие видимость, и соответственно менять свое поведение. Например, погода явно не благоприятствует езде на автомобиле, снизьте скорость, выберите оптимальную позицию на дороге, в крайнем случае съезжайте с дороги, остановитесь и переждите, пока видимость улучшится.

Двигайтесь так, чтобы была возможность в случае опасности остановиться в пределах вашей видимости.

Увеличивайте дистанцию. Помните, что в условиях ограниченной видимости вам требуется больше времени и места для осуществления любого маневра и остановки.

Если видимость настолько ограничена, что вы не в состоянии правильно определить расположение на проезжей части других участников движения, лучше всего не подвергать опасности себя и других, покинуть дорогу, найдя для этого удобное место, и подождать там, пока видимость улучшится. Когда остановитесь, не забудьте обозначить себя, включив аварийную сигнализацию.

С повышенным вниманием наблюдайте за другими участниками движения, их сигналами и перемещением.

Держите постоянно в поле зрения правый край дороги, тротуар, бордюр, линию разметки (край проезжей части), обочину. Держитесь за этот край, не теряйте его. Выбирайте на дороге такую позицию, чтобы быть на возможно большем расстоянии от других участников движения, движущихся навстречу, т. е. обеспечьте наибольший боковой интервал.

Отрегулируйте зеркала заднего вида. Когда движение интенсивное, вам необходимо очень быстро оценивать обстановку как впереди, так и сзади, а при движении нет времени на то, чтобы заниматься регулировкой зеркал.

Внимательно следите за другими участниками движения. Ищите признаки, указывающие на то, что какоенибудь крупногабаритное транспортное средство может появиться впереди вас и ограничить вам видимость. Избегайте длительного движения за крупногабаритным транспортным средством. Если вам все же приходится ехать за ним, увеличьте дистанцию, чтобы улучшить условия видимости: видеть знаки, светофоры, разметку, перекрестки, встречный транспорт.

Выбирайте полосу движения так, чтобы обеспечить со всех сторон как можно больший запас безопасности.

И еще несколько советов, когда видимость ограничивается из-за вашего автомобиля:

уберите все ненужные наклейки, этикетки, занавески с окон;

не располагайте вещи перед или за задним стеклом, они ограничивают видимость;

не ездите с поврежденным лобовым стеклом. На таком стекле могут быть трещины, лучами расходящиеся от места повреждения. Такие трещины либо ограничивают видимость, либо искажают картину дорожной обстановки;

если щетки стеклоочистителя погнуты, отремонтируйте их или купите новые. Если вы намереваетесь управлять автомобилем какой-то новой, незнакомой вам марки, изучите приборный щиток, чтобы он стал таким же знакомым и привычным, как и тот, что был на вашем прежнем автомобиле. Если вы будете знакомиться с приборами во время движения, ваше внимание будет отвлекаться от наблюдения за обстановкой на дороге.

3. Туман.

В тумане расстояние до всех предметов кажется больше, чем есть на самом деле. Поэтому чем гуще туман, тем больше дистанция. Автомобиль, габаритные огни которого вы смутно видите впереди, может не двигаться, а стоять. Не приближайтесь к нему на большой скорости. При очень сильном тумане, перед тем как сменить полосу движения или вернуться, подайте звуковой сигнал. Если видимость совсем плохая, а надо ехать, приблизьте глаза к лобовому стеклу. Это несколько улучшит видимость, но, правда, повысит утомляемость. Двигаясь в тумане, включите не дальний, а ближний свет. Противотуманные фары полезны, если они правильно поставлены и отрегулированы. Свет от них должен стелиться по дороге под слоем тумана и хорошо освещать правый край дороги.

Если есть линия, ограничивающая край проезжей части, то ориентироваться в тумане можно по ней. Сильно принимать вправо опасно, на обочине могут оказаться автомобили и люди.

Не пытайтесь проскочить полосу тумана в низине местности. Именно на этом коротком участке могут быть скрыты туманом всякие неожиданности. Помните, что туман меняет окраску всех цветов, кроме красного (желтый кажется красноватым, зеленый - желтоватым).

Держите стекла дверей водителя и пассажиров опущенными, чтобы лучше “слышать” дорогу.

4. Дождь.

В дождь не приближайтесь к лидеру: грязь, отбрасываемая колесами его автомобиля, забрызгает ваше стекло. Если вас обгоняют, а на дороге лужи, заранее включите очистители стекол. Обгоняющий автомобиль может послать вам в стекло порцию воды, и вы полностью потеряете видимость. Снижайте скорость перед лужами. Во-первых, брызги с грязью могут полностью лишить вас видимости, во-вторых, под водой могут быть ямы. Вода, попадая в тормозные накладки, может значительно ухудшить эффективность торможения. Поэтому, проехав через лужу, несколько раз слегка нажмите на тормоз, чтобы просушить накладки. Если началась гроза, то не стоит останавливаться вблизи старых раскидистых деревьев. При грозе они часто обламываются и могут повредить кузов машины.

При сильном дожде включайте не только габаритные огни, но и ближний свет. Выбирайте скорость, соответствующую видимости. Резко не тормозите, не меняйте неожиданно полосу движения. Помните, что другие видят вас плохо. При плохой видимости от обгонов лучше воздержаться. Боковое стекло лучше поднять почти до упора, иначе порция холодной воды от встречного или обгоняющего автомобиля может попасть в лицо, за ворот. Обычно человеку это не нравится, а главное, в эти мгновения он теряет контроль над машиной.

5. Влияние обстановки на дороге.

На прямолинейных участках видимость зависит только от продольного профиля, на криволинейных - от обустройства обочин и полосы отвода дороги. Близко расположенные к обочине зеленые насаждения, холмы, строения ухудшают обзорность и безопасность дороги. Недостаточная обзорность дороги является часто причиной серьезных ДТП. Особенно часто несчастные случаи в этих условиях возникают при обгонах. Они происходят из-за того, что при плохой видимости или обзорности водитель несвоевременно получает информацию об обстановке на дороге и не успевает предпринять необходимых действий.

Характерно, что количество происшествий зависит не только от наличия на дорогах участков с ограниченной видимостью и обзорностью, но и от частоты их расположения на трассе.

Исследования показывают, что опаснее редкие места ограниченной видимости и обзорности, чем часто встречающиеся, как, к примеру, на горных дорогах. В этих случаях плохие условия компенсируются постоянной повышенной внимательностью водителей, и скорость движения автомобилей значительно меньше, чем в равнинных условиях. Опасен ограниченный (закрытый) обзор на пересечениях дорог и улиц, на железнодорожных переездах, здесь чаще происходят столкновения транспорта, чем на пересечениях с неограниченным обзором.

Таблица 1.

Характерные места ухудшения видимости и обзорности на улицах дорогах

Характерные места Краткое описание участка Возможные опасные последствия
1 2 3
Дорога в холмистой местности Из-за частых подъемов и спусков продольная видимость дороги недостаточна Столкновение с оставленным на проезжей части автомобилем (из-за неисправ ности), не видимым из-за перелома
Потеря управляемо сти из-за дефектов дороги (разрушения, ямы и т. д.), не видимых из-за перелома
Закрытый поворот, горные дороги Закрытый обзор, не-достаточная инфор-мация о движении на участке Столкновение со встречным (и попут-ным) транспортом;
потеря управляемости из-за не видимых за поворотом разрушений
Дорога в лесу с малой полосой отвода Неожиданный выходна проезжую часть из-за деревьев людей и животных Наезд на людей, жи-вотных; наезд на де-ревья из-за потери управляемости
Въезд в тоннель Резкий переход к участку с худшей освещенностью Столкновения со встречным, попут ным транспортом, наезд на ограждения
Пересечения улиц в городах Закрытый обзор, недостаточная информация о дорожном движении Столкновения, наезды на пешеходов
Остановки общественного транспорта Неожиданный выход пешеходов Наезд на пешеходов
Железнодорожный переезд Неожиданный выезд поезда из-за предмета, ограничивающего обзор Столкновение с поездом

Характерные места ограниченных условий видимости и обзорности представлены в табл. 1.


Литература

1. Тімовський О.А., З.Д. Дерех, Заворицький Ю.Є. Основи безпечного керування дорожніми транспортними засобами. – К.: “Вища школа”, 2004. 120 с.

2. Жулев В.И. Водитель и безопасность дорожного движения. – М.: ДОСААФ, 1984. – 151 с.

3. Безсмертний В.О., Дерех З.Д., Іщенко В.В. Основи керування автомобілем і безпека руху. – К.: Вища школа, 1996. – 201 с.

Дорожные условия


К атегория:

Управление автомобилем

Дорожные условия


Условия движения автомобиля определяются дорожными условиями, а также характером транспортного потока и связаны с погодно-климатическими факторами. Дорожные условия оказывают большое влияние на управление автомобилем и особенности его движения. Они оцениваются геометрическими параметрами и транспортно-эксплуатационными характеристиками дорог - инженерных сооружений, предназначенных для движения автотранспортных средств. Дороги, проложенные по застроенной территории, представляют собой улицы.

Классификация автомобильных дорог предусматривает их разделение по региональному значению и интенсивности движения на следующие технические категории:
I категория - автомобильные дороги общегосударственного и республиканского значения с интенсивностью движения более 7000 авт/сут.
II категория - автомобильные дороги указанного значения с интенсивностью движения 3000-7000 авт/сут.
III категория - автомобильные дороги общегосударственного и республиканского значения (кроме I и II категорий), областного или районного значения с интенсивностью движения 1000-3000 авт/сут.
IV категория - автомобильные дороги областного или районного значения (кроме III категории), дороги местного значения с интенсивностью движения 200-1000 авт/сут.
V категория - автомобильные дороги местного значения с интенсивностью движения менее 200 авт/сут.

Геометрические параметры дороги определяют ее форму в горизонтальной плоскости (в плане), а также на разрезах в вертикальных продольной и поперечной плоскостях. Эти параметры должны обеспечивать движение автомобиля по сухому или влажному чистому дорожному покрытию с наибольшей безопасной скоростью; они устанавливаются строительными нормами и правилами (СНИП II 60-75).



-

В горизонтальной плоскости дорога может иметь криволинейные участки, радиусы закруглений и частота расположения которых оказывают большое влияние на безопасность движения. С уменьшением радиуса возрастает центробежная сила, что повышает опасность заноса и опрокидывания, поэтому наименьшая величина радиусов закруглений нормируется в зависимости от категории дороги. Например, необходимая безопасность движения на дорогах I категории обеспечивается при радиусах закруглений не менее 1000 м, в условиях городского движения - при минимальных значениях радиусов от 400 м на общегородских магистралях до 125 м на улицах местного значения.

В вертикальной продольной плоскости радиус выпуклых кривых у городских улиц должен быть в пределах от 2000 до 6000 м, вогнутых - от 500 до 1500 м, продольные уклоны не должны превышать величины от 5 до 8|%;.

В вертикальной поперечной плоскости разрез дороги позволяет выделить ее основные элементы: проезжую часть, обочины, кюветы и обрез; улица отличается наличием тротуаров (рис. 1).

Рис. 1. Основные элементы дороги: а - дорожная полоса; б - земляное полотно; в - проезжая часть; г - разделительная полеса; д-обочина; е - кювет; ж - обрез

Все элементы дороги вместе с дорожными устройствами и оборудованием занимают определенную территорию, называемую дорожной полосой.

Проезжая часть характеризуется двускатным поперечным профилем с уклоном от 1,5 до 4% в зависимости от вида дорожного покрытия на прямолинейных участках дорог и на кривых с радиусом более 2000 м. При радиусах менее 2000 м кривые должны иметь виражи с поперечным уклоном от 2 до 6%. Ширина проезжей части дорог I категории должна быть не менее 15 м с четырьмя или более полосами движения. На дорогах других категорий она обычно составляет 7,5 м с двумя полосами движения, но может быть равной 4,5 м на дорогах V категории.

Геометрические параметры должны обеспечивать на общегородских магистралях обзорность с видимостью поверхности дороги на расстоянии 175 м, встречного автомобиля - 350 м. На остальных дорогах эти расстояния видимости должны быть соответственно равны 75 и 150 м.

Транспортно-эксплуатационные качества дороги определяются типом и состоянием дорожного покрытия, а также дорожными устройствами и оборудованием.

Типы и виды дорожного покрытия применяются в зависимости от категории дороги с учетом характера транспортного потока, климатических и других условий. Покрытия разделяются на следующие группы:
- усовершенствованный капитальный тип для дорог I категории, в который входят цементобетонный и асфальтобетонный виды;
- усовершенствованный облегченный тип для дорог II, III и IV категорий, к которому относятся асфальтобетонный и битумный виды;
- переходный тип для дорог IV и V категорий, включающий в себя щебеночный и гравийный виды;
- грунтовый тип для дорог V категории, который может иметь виды покрытий, улучшенные местными материалами.

Состояние дорожного покрытия характеризуется шероховатостью, влажностью, загрязненностью его поверхности и зависит от степени изношенности покрытия, метеорологических условий и качества содержания дороги. Шероховатость покрытия улучшает его сцепление с шинами на сухой и особенно влажной поверхности. Влажность и загрязненность создают подобие слоя смазки, который разделяет покрытие и шину, резко снижая коэффициент их сцепления. Если толщина этого слоя меньше высоты выступов шероховатости, то за счет сцепления шины с этими выступами величина коэффициента сцепления почти не изменяется. Рисунок протектора повышает коэффициент сцепления с увеличением глубины и размеров его канавок, ребер и выемок. Режим движения влияет на коэффициент сцепления главным образом в связи с повышением скорости и характером торможения. С увеличением скорости свыше 60 км/ч коэффициент сцепления несколько уменьшается по сравнению с расчетным значением так, что при скорости 100 км/ч это уменьшение составляет 10%:.

Повышенная скользкость дорожного покрытия вызывает буксование колес, падение эффективности торможения и боковой занос автомобиля, что обусловливает около 50% дорожно-транспортных происшествий, связанных с дорожными условиями. Минимально допустимым по условиям безопасности движения принят коэффициент сцепления, равный 0,4.

Дорожные устройства предназначены для повышения безопасности и удобства перевозок грузов и пассажиров. К ним относятся площадки для остановки и стоянки автомобилей, автобусные остановки, площадки и павильоны для отдыха и ожидания пассажирами автобусов, устройства связи, освещения, защиты дорог от снежных и песчаных заносов.

Оборудование дорог представляет собой комплекс технических средств регулирования движения и включает в себя дорожные знаки и разметку проезжей части, светофоры, указатели, информационные щиты, ограждение.

Погодно-климатические факторы изменяют условия движения, воздействуя на водителя, автомобиль и дорогу. К ним относятся температура, влажность и давление воздуха, осадки, ветер, которые формируют три периода эксплуатации: летний, зимний и переходный. Летний период характеризуется в основном устойчивой среднесуточной температурой свыше +15°С, зимний - температурой ниже 0°С, переходными являются весенний и осенний периоды, когда температура находится в пределах между указанными значениями.

Водитель способен управлять автомобилем с наибольшей надежностью при температурах около +20°С. С повышением температуры и влажности увеличивается время реакции водителя, ускоряется его утомляемость. При низких температурах может происходить переохлаждение и увеличение влагоиспарения его организма, что также усиливает утомление.

Техническое состояние автомобиля ухудшается в переходный и особенно в зимний периоды: стекла и фары забрызгиваются грязью или снегом, на тормозные колодки попадает вода, в пневмоприводе тормозов образуется конденсат, шины при низких температурах теряют эластичность. Это значительно сокращает обзорность, снижает видимость, ухудшает тормозные свойства автомобиля и увеличивает вероятность дорожно-транспортного происшествия.

Дорожные условия в наибольшей степени подвержены влиянию погодно-климатических факторов, за счет которых сильно изменяются транспортно-эксплуатационные качества дороги. В переходные периоды загрязняется проезжая часть, уменьшается ее используемая ширина и снижаются сцепные качества покрытия, разрушаются обочины, сокращается видимость на дороге, ухудшается видимость элементов оборудования дорог. Зимой сглаживаются границы земляного полотна дороги и изменяются ее геометрические параметры. На дорожном покрытии образуется слой снега, а при температурах от 0 до - -3°С и повышенной влажности воздуха возникает гололед, что резко снижает сцепные качества покрытия.

Совершенствование дорожной сети является наиболее трудной из важнейших задач государственной системы обеспечения безопасности дорожного движения. Для скоростного и безопасного движения автомобилей дорога должна иметь правильные геометрические параметры, высококачественное покрытие, необходимые элементы оборудования. Дорожные устройства должны иметь энергопоглощающую или другую конструкцию, снижающую тяжесть последствий наездов на них автомобилей.


ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА

СРЕДНЕСПИСОЧНАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ
СОТРУДНИКОВ В 2017 ГОДУ

ОФИСЫ
ПО ВСЕМУ МИРУ

ПЛАНЕТЫ, НА КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ НАШИ
ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА

СРЕДНЕСПИСОЧНАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ
СОТРУДНИКОВ В 2017 ГОДУ

ОФИСЫ
ПО ВСЕМУ МИРУ

Службы поддержки

Служба технической поддержки клиентов компании Vaisala является единой справочной службой для направления общих или технических вопросов, касающихся изделий, систем и услуг компании Vaisala.
Служба технической поддержки клиентов и центры мониторинга работают в круглосуточном режиме без выходных и праздничных дней.

Наши специализированные региональные службы поддержки могут быстро получать информацию о ваших проблемах и оперативно определять их. Мы стремимся решать все проблемы оперативно и в максимально короткие сроки. Мы также имеем возможность оказывать общую поддержку по вопросам, связанным с ремонтом, калибровкой, жалобами, контрактами на предоставление услуг, запасными частями и претензиями по гарантии.

Измерения сжатого воздуха

Чистый и сухой сжатый воздух можно обеспечить, используя аппаратуру для точного измерения точки росы. Стабильное измерение точки росы позволяет также не допускать пересушивания и экономить энергию.

Контроль влажности в опасных зонах

Контроль влажности играет важнейшую роль во многих помещениях, в которых хранятся такие легковоспламеняющиеся или взрывоопасные материалы, как топливо, химикаты, взрывчатые вещества. Такие помещения обозначаются как опасные зоны ввиду наличия в них потенциально взрывоопасной среды. Для обеспечения безопасного ведения работ в этих зонах необходима специально разработанная и сертифицированная измерительная аппаратура.

Смазочные и гидравлические системы

Уникальная технология определения содержания влаги в масле, разработанная компанией Vaisala, позволяет непрерывно и в режиме реального времени контролировать водную активность масла и непосредственно определять допускаемый предел образования излишней влаги в масле. В отличие от традиционных методов выборочного контроля, при использовании которых потребуется ожидать несколько дней или недель до получения результатов проверки, технология непрерывного измерения от компании Vaisala позволяет обеспечивать надежность работы оборудования на постоянной основе.

Метрология

Компания Vaisala предлагает средства и услуги для калибровки и обеспечения надлежащего функционирования приборов для измерения влажности, точки росы, содержания углекислого газа и температуры. Ручные приборы для измерения всех этих параметров можно использовать для калибровки полевой измерительной аппаратуры и в качестве образцовых средств измерений.

Контроль производства литиевых аккумуляторных батарей

Компания Vaisala предлагает химически стойкий, полимерный датчик точки росы, который отличается долговременной надежностью и очень малым дрейфом показаний при интенсивном использовании. Калиброванные устройства, на которых используется этот датчик, поставляются в виде низкозатратных измерительных преобразователей или полностью конфигурируемых переносных контрольно-измерительных приборов.

Контроль полупроводниковых приборов

Точные и стабильные измерительные устройства позволяют контролировать микросреду, окружающую полупроводниковые приборы.

Компания Vaisala поставляет оригинальные компактные модули для измерения относительной влажности и барометрического давления.

Измерение влажности материалов конструкций

Комплект приборов для измерения влажности материалов конструкций Vaisala HUMICAP® SHM40 представляет собой простое и надежное решение для измерения влажности железобетонных и других конструкций. Данный комплект предназначен для скважинного метода, в котором наконечник датчика влажности оставляется в скважине до тех пор, пока не будет достигнуто состояние равновесия, и появится возможность считывания значений влажности.

Контроль сушки в кипящем слое

Точный контроль влажности осушающего воздуха необходим для оптимизации процесса сушки. Условия влажности и температуры могут варьироваться. Во многих процессах сушки, особенно в фармацевтической промышленности, выходящий воздух может иметь высокое содержание испарившихся растворителей и химических веществ. Это вызывает необходимость применения очень стабильных средств измерения. В большинстве жестких условий эксплуатации выход сушилки в кипящем слое рассматривается как опасная зона, в которой необходимо использовать измерительную аппаратуру в искробезопасном исполнении.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «lenruo.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «lenruo.ru»