Да будет свет. «Лампочка Ильича» против «лампочки Николая II. Кто изобрел «лампочку Ильича»? Ли лампочка ильича

Подписаться
Вступай в сообщество «lenruo.ru»!
ВКонтакте:
  • «Лампочка Ильича» - патетическое название первых бытовых ламп накаливания в домах крестьян и колхозников в Советской России и СССР.

    В современной языковой культуре данный фразеологизм, как и многие другие советизмы, сохранил популярность и приобрёл новые значения, стал разговорным синонимом лампы накаливания.

    Лампочка Ильича - клише официальной пропаганды СССР. Так в издававшихся в советское время сборниках «пословиц советского народа» приводилось следующая фраза-противопоставление дореволюционного и советского периодов: «Была коптилка да свеча - теперь лампа Ильича».

    Словосочетание появилось после поездки В. И. Ленина в деревню Кашино в 1920 году по случаю запуска местной электростанции с разводной сетью, выполненной из старых телеграфных проводов. Первоначально понятие «лампочка Ильича» относилось к электрификации СССР (см. ГОЭЛРО), особенно сельской местности. Стала символичной одноимённая фотография Аркадия Шайхета, сделанная им в 1925 году и опубликованная в «Огоньке» в составе серии снимков, посвящённых завершению строительства Шатурской ТЭЦ.

    Классическая «лампочка Ильича» представляет собой бытовую лампу накаливания, патрон которой подвешен к потолку за провод и свободно свисает. Плафон отсутствует. В те годы электрический выключатель находился в корпусе патрона, электропроводка выполнялась двухжильным витым проводом, электрическая изоляция каждого провода резиновая, с нитяной оплёткой. Электропроводка крепилась по деревянным стенам на фарфоровых изоляторах («роликах»).

Связанные понятия

Фона́рь (от греч. Φανάρι) - переносной или стационарный искусственный источник света. Прибор для освещения отдельных участков пространства в темное время суток. Этимология слова фонарь восходит к греческому обозначению светильника. Однокоренным фонарю является название одного из кварталов Константинополя Фанар.

Цо́коль Эдисона - резьбовая система быстрого соединения электрических источников света, разработанная Томасом Эдисоном и запатентованная в 1894 году. Обозначение Exx соответствует диаметру в миллиметрах, так, цоколь E27 имеет диаметр 27 мм.

Электровикторина - игра для детей дошкольного и младшего школьного возраста, суть которой заключается в указании правильного ответа на вопрос из нескольких предлагаемых на выбор вариантов. В английском языке применительно к электровикторине используется термин «electric quiz board».

«Буржу́йка » - металлическая печь для обогрева помещений (также использовалась для готовки и подогрева пищи), популярная в первой половине XX века.

«Москвич » - наименование (торговая марка) ряда ламповых радиовещательных приёмников, выпускавшихся с 1946 г. на Московском радиозаводе и других предприятиях СССР. Модель «Москвич-В» - один из самых массовых советских приёмников 1950-х гг., выпускался по крайней мере восемью заводами с 1949 по 1957 г., общий выпуск более 2 млн шт.

Друммо́ндов свет (также свет рампы, англ. limelight) - тип сценического освещения, использовавшийся в театрах в 1860-1870 годах. Интенсивное свечение получалось с помощью кислородно-водородного пламени, направленного непосредственно на цилиндр из оксида кальция (негашёной извести, англ. lime), которая может нагреваться до 2572 °C (белого каления) без расплавления. Свет производится сочетанием теплового излучения и калильного свечения. Друммондов свет давно заменён электрическим освещением, однако...

Цоколь (ламповый цоколь) - компонент электрических ламп, обеспечивающий электрический контакт в месте крепления лампы и возможность безопасной замены лампы. Ответная часть для цоколя лампы называется патроном. Существует множество видов цоколей ламп, стандарт на которые сложился де факто. Система обозначения цоколей состоит из буквы (или нескольких букв, образованных от аббревиатуры) и цифр, расположенных после. Некоторые миниатюрные лампы не имеют цоколя, а имеют гибкие выводы для непосредственного...

Кабуз (англ. Caboose, тормозной вагон) - термин, используемый на железных дорогах Северной Америки для обозначения специальных вагонов, включаемых в конец грузового железнодорожного состава. Первоначально кабузы служили для размещения экипажа состава, который требовался для перевода стрелок, маневровых работ, наблюдения за грузом во время движения и небольшого ремонта и представлял собой платформу, с поставленной на неё кабиной.

Фультограф (нем. fultograph) - аппарат для факсимильной передачи изображений по радио и телефонным линиям, выпущенный в 1928 году. Назван по имени изобретателя - австрийца Отто Фултона.

Светодиодное освещение - одно из перспективных направлений технологий искусственного освещения, основанное на использовании светодиодов в качестве источника света.

Лавовая лампа (лава-лампа) - декоративный светильник, представляет собой прозрачную стеклянную ёмкость (обычно цилиндр) с прозрачной жидкостью и полупрозрачным парафином, снизу которых расположена лампа накаливания. Лампочка нагревает и подсвечивает содержимое цилиндра, при этом происходит «лавообразное» перемещение парафина (или воска) в масле. Эффект основан на том, что при обычной температуре парафин (воск) немного тяжелее масла (и тонет в нём), а при небольшом нагреве парафин становится легче...

Часовое дело в России - отрасль, ведущая свою историю с XV века. На протяжении нескольких веков в Россию завозились импортные изделия, затем с некоторым отставанием было налажено производство отечественных часовых механизмов.

Патефо́н (фр. Pathéphone) - механическое устройство для проигрывания граммофонных пластинок, переносная версия граммофона. В отличие от граммофона, у патефона рупор маленький и встроен в корпус, сам аппарат скомпонован в виде чемоданчика, переносится в застёгнутом виде за специальную ручку.

Дом Димаксион был разработан изобретателем и архитектором Бакминстером Фуллером в попытке улучшить некоторые слабые места существующего домостроения. Было несколько версий в разное время, но все они были фабричным набором, собираемым на месте и предназначенным для любой точки мира с эффективным использованием ресурсов. Дизайн предусматривал легкую транспортировку и сборку.

Замо́к - механическое, электронное или комбинированное устройство фиксации. Применяется для запирания дверей, крышек, ёмкостей и пр., а также для обеспечения блокировки предметов с целью предотвращения их похищения и/или ограничения доступа. В зависимости от принципа действия привода различают замки механические и электронные. В зависимости от крепления различают замки навесные, накладные, врезные (встроенные) и другие (например, для ювелирных изделий).

Йольский светильник , светильник Йоля, нем. Julleuchter, иначе называемый башенный светильник, нем. Turmleuchter. Представляет собой небольшое керамическое приспособление для зажигания свеч на Йоль (праздник зимнего солнцестояния германских народов) с квадратным основанием (ребро около 10 см), высотой около 20 см, формой, напоминающей сужающуюся к верху башню.

Школьный звонок - устройство, которое используют в школах для подачи сигнала о начале и конце урока (такой сигнал также называется звонком), а также для подачи сигнала тревоги. Каждая школа, как правило, оснащена несколькими звонками, но в небольших сельских школах может использоваться один-единственный звонок; в некоторых школах звонковое устройство находится в каждом классе. В современных школах используются электрические звонки, автоматически срабатывающие по расписанию. Система автоматизации...

Музыкальный фонтан - тип фонтанa, имеющий эстетический дизайн и создающий, в соединении с музыкой, художественное представление. Такой эффект достигается с помощью пересечения волн воды и световых эффектов, создаваемых прожекторами или лазерами.

Подъёмная кровать - кровать, которую можно повернуть в вертикальное положение, тем самым освободив пространство помещения для других целей. Как правило, подъёмную кровать можно вмонтировать в нишу помещения или в шкаф, зачастую имеет свой оригинальный корпус, куда может убираться. Состоит из откидной части, в которой матрац закреплён на кроватной сетке.

Фликер (от англ. flicker - «мигать») - субъективное восприятие человеком колебаний светового потока искусственных источников освещения, вызванных колебаниями напряжения в электрической сети, питающей эти источники (по ГОСТ 13109-97).

СВД («Супергетеродин всеволновый с динамиком») - семейство советских бытовых радиоприёмников, выпускавшихся на заводе им. Козицкого и Александровском радиозаводе с 1936 по 1941 годы. Первый в СССР крупносерийный вещательный приёмник супергетеродинного типа.

Лампа-фара - вид ламп, состоящих из отражателя и нити накала в единой сборке, на которой крепится крышка (линза) из прозрачного стекла. Первоначально в автомобильных фарах использовались небольшие лампочки и отражатели, закрытые рифлёной линзой для ослабления яркого света от нити накаливания. Крышку необходимо было изолировать прокладкой. Недостатки таких фар побудили к открытию устройства лампы-фары.

Уличное вязание (англ. urban knitting или англ. yarnbombing) - это явление обвязывания пряжей элементов городских улиц. Творения известны как вязаное граффити. Людей, которые увлекаются этим хобби, называют бомбардировщиками пряжей (англ. yarnbombers).

Самова́р - металлический сосуд для кипячения воды и приготовления чая. Первоначально вода нагревалась внутренней топкой, представляющей собой высокую трубку, наполняемую древесными углями. Позже появились другие виды самоваров - керосиновые, электрические и пр. В настоящее время почти повсеместно вытеснены электрическими чайниками и чайниками для плит.

Ёлочные украшения - шары, фигурки и иные украшения, которыми наряжают новогоднюю (или рождественскую) ёлку, а также интерьер и экстерьер помещения к празднику Рождества и Нового года.

Аммо́совская печь - пневматическая печь, первый в мире прообраз современных канальных нагревателей, названный так в честь своего создателя - российского военного инженера Николая Алексеевича Аммосова.

Китайский фонарик - летающая светящаяся конструкция из бумаги, натянутой на легкий деревянный каркас. Действует она по принципу монгольфьера и пользуется популярностью в восточных странах.

Ретротроника (англ. retrotronics или retro-tronics: retro + electronics) - использование электрических приборов (таких как вакуумные трубки, газоразрядные индикаторы, реле, шаговый искатель, стрелочные амперметры и пр.) для создания новых визуально состаренных приборов. Обычно компоненты выбирают за эстетические качества, нежели за производительность.

Шлагба́ум (нем. Schlagbaum - упавшее дерево) - устройство для быстрого преграждения и освобождения пути в виде поворачивающейся вокруг горизонтальной (вертикальный шлагбаум) или вертикальной (горизонтальный шлагбаум) оси стрелы. Шлагбаумами обычно снабжены пересечения автомобильных и железнодорожных путей. Также их ставят для регулирования въезда на охраняемые территории.

Красная телефонная будка - разновидность телефонных будок с размещёнными в них таксофонами, традиционная для Великобритании и ряда бывших и нынешних британских колоний в различных частях света, в первую очередь на Мальте, Бермудских островах и в Гибралтаре.

Ручной фонарь , фона́рик - небольшой носимый источник света для индивидуального использования. В современном мире под карманными фонарями понимают прежде всего электрические фонари, хотя существуют механические (преобразующие мускульную силу в электрическую), химические (источник света - химическая реакция) и с использованием открытого огня.

Октальный цоколь - стандартный электрический разъём электронных ламп. В настоящее время помимо радиоламп используется и в других электро- и радиоизделиях. Имеет 8 электрических контактов (отсюда название); допускается изготовление изделий, имеющих меньшее количество контактных штырей. Октальные лампы, октальные реле и др. - приборы, имеющие октальный цоколь. Сокращённое наименование в советской практике - Ц1-Х-8А.

Фотопластикон - устройство для одновременной демонстрации стереоскопических изображений группе зрителей. Состоит из деревянного барабана диаметром 3,75 м, в стенах которого размещеных 24 или 25 пар смотровых отверстий, снабжённых линзами.

Нео́новая ла́мпа (в просторечии «неонка») - газоразрядная лампа, наполненная в основном неоном под низким давлением.

Музей «Огни Москвы» – единственный в России, рассказывающий об истории освещения улиц

Говорят, историю творят прадеды, а правнуки ее переписывают. Вот и вокруг плана ГОЭЛРО много мифов. Аббревиатура на слуху у всех, но на всякий случай расшифрую – Государственный план электрификации России. 90 лет назад Андрей Платонов написал рассказ «Лампочка Ильича». Про то, как плану ГОЭЛРО препятствовали кулаки, владевшие мельницами. Мельницы работали от ветра, а потому электрификация деревень была кулакам не выгодна. В рассказе «Лампочка Ильича» кулаки сжигают сельскую электростанцию.

Одни историки считают, что России было не до ГОЭЛРО, так как у нее не было достойной энергетической базы. Другие утверждают, что план ГОЭЛРО стал возможным из-за неплохих стартовых возможностей промышленного потенциала дореволюционной России и ее национальной электротехнической школы. По одной даже версии, план ГОЭЛРО был списан с дореволюционного плана электрификации России, разработанного профессором Кленинсборгом. Этот проект предусматривал строительство крупных гидроэлектростанций с участием государственного и частного капитала, и повсеместную, всеобщую электрификацию промышленности.

То есть, электричество в России все-таки было, но революции и гражданская война почти уничтожили эту отрасль.

А план ГОЭЛРО был принят 97 лет назад на VIII Всероссийском съезде Советов и в любом случае стал локомотивом экономики молодого государства. Вот цифры. В 1917 году в стране было 75 электростанций, а в 1927-м – уже 858. Текущее потребление электроэнергии выросло за это время с 622 тысяч кв./час до 10 000.

А «лампочка Ильича», о которой во времена наших отцов и дедов знал каждый школьник, как таковой, конечно, не было. Это идеологический, пропагандистский образ, венчавший успехи плана ГОЭЛРО. Обо всем этом, и не только, расскажут вам в музее городского освещения «Огни Москвы».

По музейным меркам музей еще очень молодой. Ему 37 лет. По типологии музей скорее прикладной. Его можно отнести к научно-техническим музеям вроде Политехнического, Музея железнодорожного транспорта, Музея связи, или, скажем, Музея воды. Но у музея «Огни Москвы» есть своя фирменная «фишка». Ученики любят его за то, что здесь «прикольно» (как они говорят) проходят уроки физики и истории, а учителя – за то же самое, что и ученики, но с серьезным уточнением: это и урок, и спектакль одновременно, ученики в котором – главные действующие лица.

Из века в век ты путешествуешь вместе с гидом, примеривая на себя роль то фонарщика, то диспетчера «Мосгорсвета», то ученого физика... А то и неистового репортера, задающего экскурсоводу каверзные вопросы.

Хочешь побывать в крестьянской избе XVII-XVIII веков и попробовать разжечь лучину? При лучине вырос великий оперный бас Федор Шаляпин. При лучине учился читать Максим Горький. Его же – тогда еще босоногого Лешку Пешкова – пучком лучины «воспитывала» злобная хозяйка за то, что проглядел самовар. И тот оплавился, раскалившись.

Ты не знал, что такое лучина? Да она обогревала всю «лапотную» Россию, да и Европу тоже!

Гид музея Ленара Гадельшина расщепляет березовое полено на щепу. Вставляет щепу в светцы под таким углом, чтобы она горела как можно дольше. Если вы решили играть онлайн на деньги, то казино Плей Фортуна всегда к вашим услугам. Переходите на официальный сайт - https://playfortuna2.su/ и выбирайте любой из тысячи игровых автоматов. Берет огниво. С силой и несколько раз ударяет кресалом по кремню. Высекает искру. Искра (по сути «атом» раскаленного кремня) падает в сухой мох или в труху гриба трутовика. Труха вспыхивает, как порох. Есть огонь! Как в старинной поговорке: «Щепай, дивчина, лучину, не держи кручину!».

Посмотрите, сколько нового узнали дети о быте прапрабабушек и прапрадедушек за одну минуту! И щепа, и лучина, и светцы, и огниво, и кресало с кремнем, и труха трутовика, воспламеняющаяся, как порох...

И лучина, которую, если уж не было светцов, просто втыкали в отверстие в глиняной стене. Что такое светцы? Простейший светец – это развилка с двумя, тремя-четырьмя рожками из дерева или кованого железа. Уголек лучины падал в корыто с водой или песком, чтобы избежать пожара. Даже самая длинная лучина горела не более пяти минут.

– Наглядный урок не только физики и истории, но и литературы, – делится восхищением преподаватель русского языка и литературы Екатерина Федорова. Она приехала в музей «Огни Москвы» из Санкт-Петербурга специально. – Обидно! Уличное освещение в нашем городе появилось на 23 года раньше, чем в Москве – в день празднования победы русских войск над шведами под Калишем. А такого музея в Питере нет.

– В нашем архиве хранится письмо одного москвича брату на фронт во время Великой Отечественной войны, – снова удивляет нас экскурсовод Ленара. – Брат пишет брату, что спички в Москве большая редкость. Чтобы прикурить, мужики пользуются огнивом. К слову, в нашем музее хранится редчайший раритет – кресало второго века нашей эры.

Ленара погасила электрический свет в зале. Ее озорная прическа (рожки, скрученные из мелких косичек) дает загадочную тень рыси на стене.

Я прошу разрешения зажечь лучину. Вспомнил, что в детстве нашел на бабушкином чердаке в деревне странную «рогатину» из кованого металла на подставке в форме поддона. Гадал, что это за чудо деревенского быта. Оказывается, светцы. Здесь, в музее, свет лучины внезапно озарил и мое недалекое прошлое.

«Извела меня кручина,/Подколодная змея!../Догорай, моя лучина,/ Догорю с тобой и я!».

Песня «То не ветер ветку клонит» сплачивала застолье крепче водки.

Помните выражение «Жив курилка»? Это не про долгожителя, не расстающегося с табачком. Это тоже про тлеющую лучину, которую во время игры передавали из рук в руки со словами: «Жив, жив курилка! Жив, жив, да не умер! А у нашего курилки ножки долгеньки, душа коротенька».

По лучине гадали. Наделяли ее священным чудодейственным смыслом. Например, если невесте хотелось узнать, каков будет характер ее суженого, она вздувала с уголька огонь на лучину: если лучина долго не разгоралась, значит, муж будет крут нравом. И наоборот.

Или макали лучину в воду, а потом зажигали. Если лучина разгорается медленно, значит жених «невыгодный». Горящая с искрами лучина означала болезнь, потухающая при горении – близкую смерть, ясно горящая - долгую жизнь.

По четвергам, как стемнеет, в любую погоду, вооружившись фонариками и зонтиками (если идет дождь), можно вместе с экскурсоводом музея «Огни Москвы» пошататься по Армянскому, Кривоколенному, Потаповскому, Сверчкову переулкам, погружаясь в тайны старой Москвы… Такие экскурсии любят и родители, и дети.

Экзотическая коллекция масленичных и керосиновых ламп. Казалось бы, простой стеклянный короб с чахлым фитильком внутри, а за ним – ментальность целого поколения рабочего люда. Фитиль заправляли конопляным маслом, но фонарщики умудрялись добавлять его в кашу. Масла катастрофически не хватало. Фонари гасли еще до полуночи. Тогда в масло стали добавлять скипидар.

Масленичные фонари сменили уличные светильники на спирту, но и те протянули недолго. Фонарщики уже к вечеру были пьяны. Да и дорого обходился спирт городскому бюджету. Настал черед керосиновой лампы. «По старинке, по привычке,/ Зажигаюсь я от спички…»

Точнее всех прощание с «керосиновой эрой» и встречу с электрической лампой описал все тот же Самуил Маршак: «Я – электрическая/ Экономическая/Лампа!/ Мне не надо керосина./ Мне со станции машина/Шлет по проволоке ток./Не простой я пузырек!»

Возможно, кого-то разочарую – «лампочки Ильича» в музее «Огни Москвы» нет. Как нет ее в природе – не изобретал Ильич ламп накаливания. Зато в музее есть макет лампы, гораздо раньше изобретённой русским учёным П.Н. Яблочковым.

– Назовите самые уникальные экспонаты вашего музея, – попросил я директора «Огней Москвы» Наталью Потапову.

– В экспозиции около трехсот фонарей, ламп, осветительных приборов разных лет. Все они уникальны, – рассказывает Наталья Владимировна. – Например, дуговая лампа 1863 года французского изобретателя Дюбоска и натриевая лампа низкого давления, изготовленная московскими светотехниками в 1938 году задолго до появления газоразрядных источников света на улицах Москвы. Образцы газополных ламп накаливания начала столетия фирм OSRAM и Phillips. Поражает не только их мощность (3000 Вт и 5000 Вт), но и размеры (высота – 35 и 55 см).

Гордость экспозиции – лампы Московского электролампового завода (МЭЛЗ), изготовленные в 1937 году для кремлевских рубиновых звезд. Подарочная лампа 1935 года с портретом Сталина в профиль внутри.

Уникален пульт управления освещением всей Москвы. Такого в мире не было. Система была запущена в апреле 1941 года и во время войны одним нажатием кнопки обеспечивала масштабную светомаскировку столицы.

Ртутные лампы уникальны тем, что уже не выпускаются. Даже завода такого нет, который их делал.

– Наталья Владимировна, ваш музей по сути рассказывает о том, как формировалась стратегия уличного освещения столицы. А кто вообще принимает решения, как освещать улицы и исторические здания современной Москвы?

– В 2005 году была разработана Концепция единой световой среды. Чтобы освещать не отдельно каждое здание, а целую улицу. Есть уличное, декоративное и архитектурное освещение. Освещение, скажем, Тверской или Нового Арбата, конечно, отличается от освещения Маросейки или Армянского переулка. И освещение исторического здания, такого, как, например великолепный бело-голубой дворец псевдобаррочного стиля графа Румянцева, в котором сейчас расположено посольство Республики Белоруссии в Москве, должно подчеркнуть его величие, особенность, историческую «изюминку».

– Музей посещает много школьников. Все расписано по часам. У вас есть для них специальные программы?

– Да. Например, тематические мастер-классы. Ребенок вместе с папой или мамой может сделать уникальный светильник, попутно узнав историю свечей и подсвечников, «тайны», связанные с их изготовлением. А, скажем, на интерактивном занятии «В гостях у старого уличного фонаря» дети знакомятся с предметами старинного быта и участвуют в создании музейной экспозиции. В конце занятия все пишут настоящими гусиными перьями и чернилами (такими писал Пушкин) названия старинных предметов, с которыми дети познакомились во время занятия.

– Романтично! А что лично вас привело в вашу профессию? Из тени – в свет! Почему вы стали директором музея уличного освещения, а не, скажем, музея воды?

– Я закончила отделение истории культуры и музееведения Московского государственного института культуры. Вообще, выросла в Мосгорсвете, – улыбается Наталья Владимировна. – Мама была диспетчером в Мосгорсвете. Тетя начала работать здесь с войны, с 1944 года. И мамины родственники оказались в Москве - из Ярославской и Вологодской областей буквально под конвоем в Москву свозили 16-летних девушек для того, чтобы выучить их на электромонтеров. У меня корни вологодские. Тетка и мама рассказывали, что они дважды бежали назад, в свою деревню. Там хорошо жилось. Тихо. Война коснулась их только тенью. В Москву вывезли 80 девчонок из двух областей. Обучили на электромонтеров.

Тете было 16 лет. Рост - 1м 48 см. Выдали спецодежду, парусиновые ботинки на деревянной подошве. Телогрейки. Они должны были парами работать.

Две девушки с семиметровой лестницей ходили по городу и, лазая по столбам, зажигали светильники, лампы...

Им специальным «указом» разрешали ездить в трамваях. Они стояли на передней и задней подножках и держали лестницу снаружи. Или прыгали на задние ступеньки троллейбуса и тянули лестницу за собой, пока постовой не останавливал. К концу войны эти девушки восстановили в Москве все освещение. Светомаскировку сняли. В конце 1945 года весь город был освещен.

Сегодня Москва – чемпион мира по освещению своих улиц!

Специально для «Столетия»

Статья опубликована в рамках социально значимого проекта «Россия и Революция. 1917 – 2017» с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 08.12.2016 № 96/68-3 и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».

Кто учился в школе в 1960-е годы, помнит, что та штука, о которой говорили «висит груша - нельзя скушать», называлась «лампочка Ильича». Всё это проистекало из ленинского плана ГОЭЛРО и последующей электрификации всей страны. Но оказывается, именно эту лампочку изобрели намного раньше и свет в наши дома проник аж в середине XIX века.

Вообще, первую лампочку накаливания изобрели в Англии в 1809 году, а вот лампочку с современной вольфрамовой нитью накаливания создал наш инженер, изобретатель Александр Лодыгин. Свой патент он утвердил в 1874 году, и его сразу признали почти во всех странах Европы: Австро-Венгрии, Испании, Португалии, Италии, Бельгии, Франции, Великобритании, Швеции, Саксонии.

Что бы мы делали сегодня без электрической лампочки? Лучины, свечи, керосиновые лампы не расширяли диапазон человеческой деятельности, а изобретение Лодыгина буквально осветило нам путь в будущее. Не зря за свое изобретение он получил престижнейшую Ломоносовскую премию.

Кроме этого, Александр Лодыгин был и первым инженером, предложившим проект электрификации всей страны. Но начавшаяся Первая мировая война и последующая Революция 1917 года положили конец всем его электротехническим новациям. Он уезжает за границу, и в 1923 году умирает в Нью-Йорке. И с тех пор за изобретением окончательно закрепляется название «лампочка Ильича».

Лампочка Ильича - клише официальной пропаганды СССР. Так в издававшихся в советское время сборниках «пословиц советского народа» приводилось следующая фраза-противопоставление дореволюционного и советского периодов: «Была коптилка да свеча - теперь лампа Ильича» .

Словосочетание появилось после поездки В. И. Ленина в деревню Кашино в 1920 году по случаю запуска местной электростанции с разводной сетью, выполненной из старых телеграфных проводов. Первоначально понятие «лампочка Ильича» относилось к электрификации СССР (см. ГОЭЛРО), особенно сельской местности .

Классическая «лампочка Ильича» представляет собой бытовую лампу накаливания, патрон которой подвешен к потолку за провод и свободно свисает. Плафон отсутствует. В те годы электрический выключатель находился в корпусе патрона , электропроводка выполнялась двухжильным витым проводом , электрическая изоляция каждого провода резиновая, с нитяной оплёткой. Электропроводка крепилась по деревянным стенам на фарфоровых изоляторах («роликах»).

См. также

Напишите отзыв о статье "Лампочка Ильича"

Примечания

Литература

Отрывок, характеризующий Лампочка Ильича

Княжна ничего не ответила, даже не улыбнулась и тотчас же вышла. Анна Михайловна сняла перчатки и в завоеванной позиции расположилась на кресле, пригласив князя Василья сесть подле себя.
– Борис! – сказала она сыну и улыбнулась, – я пройду к графу, к дяде, а ты поди к Пьеру, mon ami, покаместь, да не забудь передать ему приглашение от Ростовых. Они зовут его обедать. Я думаю, он не поедет? – обратилась она к князю.
– Напротив, – сказал князь, видимо сделавшийся не в духе. – Je serais tres content si vous me debarrassez de ce jeune homme… [Я был бы очень рад, если бы вы меня избавили от этого молодого человека…] Сидит тут. Граф ни разу не спросил про него.
Он пожал плечами. Официант повел молодого человека вниз и вверх по другой лестнице к Петру Кирилловичу.

Пьер так и не успел выбрать себе карьеры в Петербурге и, действительно, был выслан в Москву за буйство. История, которую рассказывали у графа Ростова, была справедлива. Пьер участвовал в связываньи квартального с медведем. Он приехал несколько дней тому назад и остановился, как всегда, в доме своего отца. Хотя он и предполагал, что история его уже известна в Москве, и что дамы, окружающие его отца, всегда недоброжелательные к нему, воспользуются этим случаем, чтобы раздражить графа, он всё таки в день приезда пошел на половину отца. Войдя в гостиную, обычное местопребывание княжен, он поздоровался с дамами, сидевшими за пяльцами и за книгой, которую вслух читала одна из них. Их было три. Старшая, чистоплотная, с длинною талией, строгая девица, та самая, которая выходила к Анне Михайловне, читала; младшие, обе румяные и хорошенькие, отличавшиеся друг от друга только тем, что у одной была родинка над губой, очень красившая ее, шили в пяльцах. Пьер был встречен как мертвец или зачумленный. Старшая княжна прервала чтение и молча посмотрела на него испуганными глазами; младшая, без родинки, приняла точно такое же выражение; самая меньшая, с родинкой, веселого и смешливого характера, нагнулась к пяльцам, чтобы скрыть улыбку, вызванную, вероятно, предстоящею сценой, забавность которой она предвидела. Она притянула вниз шерстинку и нагнулась, будто разбирая узоры и едва удерживаясь от смеха.
– Bonjour, ma cousine, – сказал Пьер. – Vous ne me гесоnnaissez pas? [Здравствуйте, кузина. Вы меня не узнаете?]
– Я слишком хорошо вас узнаю, слишком хорошо.
– Как здоровье графа? Могу я видеть его? – спросил Пьер неловко, как всегда, но не смущаясь.
– Граф страдает и физически и нравственно, и, кажется, вы позаботились о том, чтобы причинить ему побольше нравственных страданий.
– Могу я видеть графа? – повторил Пьер.
– Гм!.. Ежели вы хотите убить его, совсем убить, то можете видеть. Ольга, поди посмотри, готов ли бульон для дяденьки, скоро время, – прибавила она, показывая этим Пьеру, что они заняты и заняты успокоиваньем его отца, тогда как он, очевидно, занят только расстроиванием.
Ольга вышла. Пьер постоял, посмотрел на сестер и, поклонившись, сказал:
– Так я пойду к себе. Когда можно будет, вы мне скажите.
Он вышел, и звонкий, но негромкий смех сестры с родинкой послышался за ним.

skaredova_s 24.07.2009 в 17:20

Создатель самого популярного в мире осветительного устройства русский инженер, изобретатель Александр Лодыгин запатентовал его ровно 135 лет назад. День рождения лампы накаливания приходится на 24 июля 1874 года. Прибор быстро покорил весь мир, и сегодняшнюю жизнь невозможно представить без обыкновенной лампочки.

Лодыгин родился 18 октября 1847 года в селе Стеньшино Липецкого уезда Тамбовской губернии. Он происходил из очень старинного дворянского рода Андрея Кобылы, в родстве с которым были даже Романовы. В 1859 году Александр Лодыгин поступил в Тамбовский кадетский корпус, потом в Московское юнкерское училище.

Получив образование военного инженера, Лодыгин переехал в Петербург и начал посещать занятия по физике, химии и механике в Технологическом институте. И увлекся разработкой схемы лампы накаливания. Военную службу Лодыгин завершил и целиком посвятил себя изобретательству.

Строго говоря, у электрической лампочки нет одного-единственного создателя. История появления светящейся "груши" представляет собой целую цепь открытий, сделанных разными людьми в разное время. Но современная лампа накаливания – это воплощение именно идей Лодыгина.

Самую первую лампу накаливания - еще с платиновой спиралью - создал в 1809 году англичанин Деларю. Нить из драгметалла стоила баснословно дорого, и бельгиец Жобар сделал в 1838 году гораздо более дешевую угольную лампу накаливания. Но такая лампа светила недолго: угольный стержень быстро разрушался от атмосферного воздуха в колбе.

Развивая идею о светимости раскаленного проводника, немец Генрих Гёбель создал в 1854 году первую вакуумную лампу. Обугленную бамбуковую нить он поместил в сосуд с откачанным воздухом - это в разы увеличило время свечения. Но угольный проводник не был идеальным источником света.

А Лодыгин в качестве тончайших волосков накала использовал вольфрамовые нити, хотя тоже начинал с опытов с угольным стержнем. Вольфрамовая нить в откачанном из сосуда воздухе резко увеличила срок службы лампочек. А вскоре изобретатель предложил заполнять баллон инертным газом – это еще больше продлило лампам жизнь.

За свое изобретение Лодыгин получил от Петербургской академии наук престижнейшую Ломоносовскую премию. Вскоре он запатентовал свое детище не только в России, но и почти во всех странах Европы: Австро-Венгрии, Испании, Португалии, Италии, Бельгии, Франции, Великобритании, Швеции, Саксонии.

И даже в Индии и Австралии! А за участие в Венской электротехнической выставке изобретатель получил орден Станислава III-й степени - редчайший случай для русского инженера!

Поняв, что производство ламп сулит большую выгоду, Александр Николаевич основывает компанию «Русское товарищество электрического освещения Лодыгин и К°» и в 1906 году продает патент на вольфрамовую нить американской компании General Electric. Однако вольфрам в те времена стоил дорого, и этот патент нашел весьма ограниченное применение.

Очередной прорыв наступил в 1910 году, когда Вильям Дэвид Кулидж изобрел дешевый метод производства вольфрамовой нити и этот металл легко вытеснил все другие виды нитей накаливания. Лодыгин побывал на Западе, вернулся в Россию, начал преподавать в Электротехническом институте и работать в строительном управлении Петербургской железной дороги.

Он задумал беспрецедентный в России проект электрификации страны. Первая мировая война и революция 1917 года поставили крест на его начинаниях. Лодыгин эмигрирует в США. В марте 1923 года он скончался в Нью-Йорке.

Мировая известность тем временем достается американцу Томасу Эдисону, хотя, в сущности, он не изобрел лампочку, а лишь усовершенствовал чужие разработки. Вопреки распространенному мнению, даже патрон для лампочек придумал не Эдисон, а его сотрудник Стерижер, а розетка и вилка – это опять же заслуга Лодыгина.

Однако у Эдисона был потрясающий внедренческий талант. Электрическую лампочку сначала все встретили в штыки. На специально построенном полигоне, в центре которого располагалась лаборатория Эдисона, он продемонстрировал сотни горящих электрических лампочек, энергия к которым подводилась от центральной динамо-машины по подземным проводам.

После этого показа лампочка, созданная гением русского инженера Лодыгина, в конце концов завоевала мир. С тех пор она обросла множеством легенд и забавных фактов. Например, согласно статистике, электролампа

"Лампочку Ильича" придумал не Ильич

укоротила сон человека на 2-3 часа: до ее изобретения люди спали по 10 часов в сутки.

В России благодаря плану ГОЭЛРО за незамысловатым прибором закрепилось название "лампочка Ильича". Если речь заходит о продолжительности служения ламп современного типа, обычно вспоминают «Столетнюю лампу» - она горит в США, в одном из пожарных отделений калифорнийского города Ливермор с 1901 года и представляют собой 4-ваттный светильник ручной работы.

Несмотря на возраст, свойства современных ламп накаливания остаются пока во многом вне конкуренции: "трубки" дневного света "холоднее" и к тому же ощутимо мерцают. А мощность ламп накаливания позволяет использовать их не только как источники света, но и тепла, например, в инкубаторах.

Кстати, не так давно в России было решено через два года вообще отказаться от производства ламп накаливания мощностью больше 100 ватт, хотя в домах и квартирах именно такие используют редко. А значит, изобретению Александра Лодыгина жить и жить.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «lenruo.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «lenruo.ru»